Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 01.04.2014

Статья просмотрена: 10968 раз

Библиографическое описание:

Камбиева, Мадина. Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения подростков / Мадина Камбиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 845-847. — URL: https://moluch.ru/archive/63/10123/ (дата обращения: 26.04.2024).

Анализ причинных факторов преступного поведения несовершеннолетних на протяжении многих десятилетий неизменно остается в фокусе интересов отечественных и зарубежных исследователей в различных областях научного знания: юриспруденции, психиатрии, социальных науках, медицины, педагогике и т. д. Современные знания о расстройствах поведения позволяют сделать вывод, что они являются сложными формами социального поведения личности, детерминированными системой взаимосвязанных факторов. Эти факторы можно разделить на биологические и социальные. [1, с. 148]

Явление преступности можно более полно объяснить при рассмотрении социальных факторов, влияющих на ее формирование.

Социальные факторы можно разделить на две группы: макросоциальные и микросоциальные. К числу первых относят общество, в котором живет человек, включая его историю, культурные традиции, мораль и нравственные ценности, политические и экономические проблемы и др. Вторая группа — это непосредственное окружение человека, прежде всего семья, друзья, коллеги по учебе и работе и др. Рассмотрим каждую группу.

Макросоциальные факторы:

Низкий уровень жизни большой части населения, сильный контраст распределения доходов в обществе. Среди малообеспеченных слоев наиболее ярко выражен уровень наркотизации и алкоголизации, которые во многом являются причинами преступности. Но так же часто подросткам из бедных семей приходится совершать преступления, чтобы просто выжить.

Недостатки в развитии досуговой системы: слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Нередко эти учреждения являются платными, а значит недоступными для подростков из бедных семей.

Недостатки учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений (проявления формализма, отказ от индивидуального подхода и т. д.), в результате чего не реализуется должным образом задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, управления своим поведением, нередко обучающиеся отчуждаются от учебного коллектива, утрачивают интерес к учебе. Контингент несовершеннолетних преступников пополняются за счет подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к ослаблению и потере социальных связей, что облегчает контакт с источниками отрицательных влияний. [2, с. 172]

Недостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних, а так же воспитания их в трудовых коллективах. Речь идет о несвоевременном устройстве лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учебу; о недостатках профориентации, неправильном отношении к работающим несовершеннолетним (нарушение законодательства об условиях труда, отсутствие заботы об их вовлечении в вечерние и заочные учебные заведения и в профессиональную учебу, в жизнь коллектива). Все эти явления — особенно с учетом того, что контроль семьи за работающим несовершеннолетним ослабляется, в его распоряжении оказываются личные деньги и он стремится доказать свою «взрослость», — способствуют бесцельному времяпрепровождению в свободное время, контакту с криминогенной структурой.

Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями. Это пропаганда наркотиков, культивирование половой распущенности, насилия и жестокости. Большую роль здесь играет СМИ: фильмы, сериалы, телепередачи, газетные и журнальные статьи, а так же Интернет. [3, с. 112]

Микросоциальные факторы:

Отрицательное влияние в семье. Семья является важнейшим социальным институтом. Именно в семье происходит становление личности подростка. Но не всегда семьи являются благоприятным фоном, для развития ребенка. Вклад неблагоприятных семей в преступность несовершеннолетних по некоторым подсчетам составляет 30–35 %. Среди неблагоприятных факторов семейного воспитания отмечают, прежде всего, аморальный образ жизни родителей, их низкий общеобразовательный уровень, эмоционально-конфликтные отношения в семье, неполная семья, плохое материальное положение. В разные годы по различным регионам страны у несовершеннолетних преступников отсутствие одного из родителей фиксировалось значительно чаще, чем у подростков, преступлений не совершавших. Из числа подростков, совершивших повторное преступление, 46 % воспитывались в неполной семье. Спиртные напитки несовершеннолетние правонарушители начинают употреблять с 13–16 лет. О питейных традициях они узнают в гораздо более раннем возрасте и, как правило, в семье. Среди несовершеннолетних, совершивших преступления, свыше 42 % уже ранее употребляли алкоголь и преступление совершили в нетрезвом состоянии. Опросы воспитанников колоний показывают, что каждый седьмой начал курить в первом или втором классе, употреблять спиртное — чуть позже, через два-три года, причем в 67 % случаев — дома, в кругу семьи, родственников.10 36 % несовершеннолетних правонарушителей воспитывались в семьях, в которых родители и родственники были лицами ранее судимыми. [4, с. 137] Аморально вели себя матери почти каждого пятого подростка. Обращается внимание на жестокость и насилие в таких семьях. Изучение дел об убийствах, совершенных несовершеннолетними, свидетельствует о том, что именно по данной категории дел преступлению предшествовали длительные конфликтные отношения между будущей жертвой (чаще всего это отцы или отчимы и другие взрослые родственники; иные лица по месту жительства несовершеннолетнего) и осужденным. В каждой четвертой семье указанные лица систематически терроризировали несовершеннолетнего и других близких, пьянствовали и сами спровоцировали преступление. В этих семьях утвердились аморальность, культ насилия в межличностных отношениях как способ общения. [5, с. 24]

По способу общения и воспитания выделяют так же ситуации гипер- и гипоопеки в семье: Гиперопека — это ситуация, когда родители хотят быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения), доходящая до семейной тирании. Гипоопека — это отсутствие должного контроля за ребенком, нередко переходящая в безнадзорность. Безнадзорность может быть следствием неумения, нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей, может возникнуть так же и в силу объективной невозможности, состояния здоровья родителей, неполной семьи и т. д. [6, с. 17]

Преступное поведение подростков — неизбежный эпифеномен общества. Понятие это весьма относительно. С одной стороны, оно задает динамику развития общества (требуя немедленного решения данной проблемы), с другой стороны, тормозит его развитие. Проблему преступности несовершеннолетних нельзя оставлять без внимания. Профилактические мероприятия в этой сфере являются неотъемлемым атрибутом современного общества.

Профилактика правонарушений также рассматривается как особый вид социальной практики, обеспечивающий преобразование общественных отношений, в результате которого устраняются либо нейтрализуются условия (причины, факторы), способствующие отклоняющемуся поведению. [7, с. 48]

Литература:

1.                  Игошев К. Е. Правонарушения и ответственность несовершеннолетнего. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 2013. — 183с.

2.                  Бабаев М. М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. — М.: Юридическая литература, 2008. — 382с.

3.                  Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Государственный доклад /Под ред. В. А. Лукова, В. А. Родионова, Б. А. Ручкина. — М.: Социум, 2010. — 328с.

4.                  Емельянова Л. В. Статистика преступности несовершеннолетних в России. — М.: Судебно-правовая реформа, 2013.- 211 с.

5.                  Бондарева П. Ю. Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних //Уголовное право. 2012. № 4. — С. 23–28.

6.                  Боровиков В. О совершенствовании института уголовной ответственности несовершеннолетних //Уголовное право. 2003. № 4. — С. 15–18.

7.                  Волгарева И. В., Шилов Н. К. Уголовная ответственность несовершеннолетних. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2012. — 291с.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, неполная семья, отсутствие заботы, преступление, способ общения.


Похожие статьи

Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных...

Также есть функционально неполные семьи. В этой категории двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Социализация детей в такой семье обычно оказывается недостаточно полной, общение возможно только...

Особенности взаимоотношения с противоположным полом...

Ключевые слова: неполные семьи, половая идентификация, взаимоотношения с противоположным полом.

Одной из немаловажных проблем является трудность в общении, которая может возникнуть при отсутствии одного из родителей.

Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной...

Воспитание детей в неполной семье имеет ряд специфических особенностей. Из-за отсутствия одного из родителей (чаще — отца), другому приходится единолично заниматься решением материальных и бытовых проблем семьи. И, кроме того, стараться восполнить нехватку...

Особенности взаимодействия социального педагога...

Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т. д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о

Неполные семьи.

К вопросу о влиянии семьи как одной из основных причин...

Как показывают исследования ученых, то в большинстве случаях криминализация несовершеннолетних наблюдается в неполных семьях, где отсутствует отец. Так же стоит отметить, что значительная часть несовершеннолетних, совершивших преступления...

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

К таким проблемам можно отнести эмоциональную незрелость родителей, отклонения в их характере, отсутствие эмоциональной сплоченности супругов. Семьи, в которых воспитываются подростки-правонарушители, отличаются, как правило, конфликтностью, социальной...

Особенности психического развития детей в неполных семьях

Поэтому проблемы неполных семей приобретают особую актуальность. Нехватка члена семьи, по мнению исследователей, отражается в личностном развитии ребенка, его самооценке, такие дети более подвержены эмоциональным переживаниям и общение с окружающими людьми...

Особенности семейного воспитания в полной и неполной...

Влияние семейного воспитания можно рассмотреть на примере воспитания в полной и неполной семьях.

Также проявляется тенденция, когда мать или отец оставляет ребёнка на попечении бабушек и дедушек, тем самым лишая его своей заботы.

Причины семейного неблагополучия | Статья в журнале...

Для оценки адекватности семейного взаимодействия следует ответить на вопрос: «Предоставляет ли семья возможности для удовлетворения потребности в развитии всех ее

Приведем некоторые из них. Несерьезное отношение к заботам и проблемам спутника жизни.

Похожие статьи

Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных...

Также есть функционально неполные семьи. В этой категории двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Социализация детей в такой семье обычно оказывается недостаточно полной, общение возможно только...

Особенности взаимоотношения с противоположным полом...

Ключевые слова: неполные семьи, половая идентификация, взаимоотношения с противоположным полом.

Одной из немаловажных проблем является трудность в общении, которая может возникнуть при отсутствии одного из родителей.

Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной...

Воспитание детей в неполной семье имеет ряд специфических особенностей. Из-за отсутствия одного из родителей (чаще — отца), другому приходится единолично заниматься решением материальных и бытовых проблем семьи. И, кроме того, стараться восполнить нехватку...

Особенности взаимодействия социального педагога...

Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т. д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о

Неполные семьи.

К вопросу о влиянии семьи как одной из основных причин...

Как показывают исследования ученых, то в большинстве случаях криминализация несовершеннолетних наблюдается в неполных семьях, где отсутствует отец. Так же стоит отметить, что значительная часть несовершеннолетних, совершивших преступления...

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

К таким проблемам можно отнести эмоциональную незрелость родителей, отклонения в их характере, отсутствие эмоциональной сплоченности супругов. Семьи, в которых воспитываются подростки-правонарушители, отличаются, как правило, конфликтностью, социальной...

Особенности психического развития детей в неполных семьях

Поэтому проблемы неполных семей приобретают особую актуальность. Нехватка члена семьи, по мнению исследователей, отражается в личностном развитии ребенка, его самооценке, такие дети более подвержены эмоциональным переживаниям и общение с окружающими людьми...

Особенности семейного воспитания в полной и неполной...

Влияние семейного воспитания можно рассмотреть на примере воспитания в полной и неполной семьях.

Также проявляется тенденция, когда мать или отец оставляет ребёнка на попечении бабушек и дедушек, тем самым лишая его своей заботы.

Причины семейного неблагополучия | Статья в журнале...

Для оценки адекватности семейного взаимодействия следует ответить на вопрос: «Предоставляет ли семья возможности для удовлетворения потребности в развитии всех ее

Приведем некоторые из них. Несерьезное отношение к заботам и проблемам спутника жизни.

Задать вопрос