Применение дидактических игр на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 28.03.2014

Статья просмотрена: 971 раз

Библиографическое описание:

Кайранбаева, Б. Ш. Применение дидактических игр на уроках математики / Б. Ш. Кайранбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4.1 (63.1). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/archive/63/10007/ (дата обращения: 27.04.2024).

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит большей степени от методики преподавании, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Немаловажная роль отводится к дидактическим играм на уроках  математики-своевременному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Игра –творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают,запоминают новое, ориентируется в необычных ситуациях, наполняют запас представлении, понятии, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей. Во-время игры дети очень внимателны, сосредоточенны и дисциплинированны.

Нельзя сказать, что использование игровых ситуации на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой «Легко и счастливо». Легких путей в науку нет. Можно считать , необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей [1].

Дидактическая игра-не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания.

В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревнованиях возрастают активность ребенка, воля к победе.

Игровую форму занятий можно использовать  на различных этапах урока. Например, при усвоении в ҮІІІ классе теоремы « Суммы внутренних углов выпуклого n-угольника» учитель предлагает игру «Диалог». Она направлена на повышение активности учащихся в процессе усвоения новых знании. В ҮІІІ класса игра носила обучающий характер. Участвуя в ней, школьники приобретали новые знания. Игровая деятельность способствола созданию познавательного мотива активизации мыслительной деятольности учащихся, усиливала их внимание к содержанию изучаемого материала, повышала работаспособность, а также чувство ответственоости за успехи в обучении всего коллектива и за свои лично. Во-время дидактической игры важным моментом является дисциплина.

Основными структурными компонентами дидактической игры является  игровой замысел, правила игровые действия познавательное содержание или дидактические оборудования, результат игры. Игровой замысел выражен в названии игры. Правила игры воспитывает умение управлять своим поведением, подчиняться требования коллектива. Игровые действия регламентируется правилами игры, дают возможность проявить  свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Познавательное сожержание заключается в усвоении тех начении и умении, которые применяется при  решении учебной проблемы, поставленной игрой [2].

Оборудование дидактической игры включает в себя оборудование урока. Наглядности: таблицы, модели, флажки, которыи награждается команды-победители, кодопозитивы, диапозитивы, диафильми. Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность.

Приведем пример, используя дидактическую игру «Математический поединок» в процессе усвоения формул сокращенного умножения (ҮІІ класс).

Тема: «Произведение суммы и разности двух одночленов». Игра проводится на этапах по усвоении. И закреплению знаний. Основной ее является соревнование между командами при ответах на вопросы и решении упражнении предложенных учителем. Такое название игры выбрано, потому что на равных условиях соревнуется две команды.

Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе  созданной проблемной ситуации и соревнования команд активизировать  мышление учащихся, превратить весь процесс обучения в процесс  активной  деятельности.

Для проведения игры класс делится на 2 команды. Выбираются капитаны команд и их ассистенты. Капитаны следят за порядком и дисциплиной  в команде и сами участвуют в игре.

Правила игры:

1) за правильный ответ команде начисляются очки;

2) каждый член команды может  вновь отвечать только после того, как ответят все члены команды;

3) вопросы и задания дает учитель. Счет  соревнования записывается на доске;

4) после постоновки общего задания разрешаются консултации внутри команд;

5) все необходимые записи по указанию учителя заносятся в тетрадь.

Игровые действия состоят в том, чтобы быстро и без ошибок отвечать на вопросы учителя, выполнять нужные записи в тетрадях, решать примеры и задачи у доски.

Познавательное содержание состоит в том  чтобы учащиеся усвоили формулу сокращенного умножения (а-в) (а+в)=a2-b2 и могли применять ее при умножении чисел и двучленов определенного вида.

І. Задание І команде:

1) выполнять устно умножение:

251х2=      8х6=     23х98=    25х12=

2) найти числовые значения выражения:

+39х7=6+273=279

Задание ІІ команде аналогичны, меняются только упражнения.

ІІ. Задание ІІ-команде:

1)      Выполнить устно умножение двучлена на одночлен;

(с+d)м

2) Сформулировать распределительный закон умножения;

3) Дать геометрическую интерпретацию распределительного закона.

Аналогичные задания предлагается І-ой команде.

ІІІ. Задания І команде

1)      Умножить двучлен на двучлен с введением новой переменной

(c+d) ( m+n)

2) Дать геометричскую интерпретацию полдученного тождества.

3) Прочесть выражения (а+в) (а-в)

м(c-d)

Задание ІІ команде аналогичны

Проводится итоги І –этапа игры

ІҮ. Учитель предлагает  задание обеим командам одновременно:

Найти устно произведения

199х201 ;     102х98

Учащиеся не в состоянии выполнить вычесления. Учащиеся понимают, что имеющихся знаний у них недостаточно, создается проблемная ситуация, связанная с желанием научится  устно находить произведения  двух чисел.

Задание ІІ команде:

Используя правило умножения двучлена на двучлен найти произведение 59х61. Один из учеников ІІ команды записывает процесс решения данного упражнения на доске, а все остальные в тетрадях.

(59х61)=(60-1)(60+1) =3600+60-60-1=3599

Задание І-команде:

28х32=(30-2) (30+2) =302-22

Аналогичный пример ІІ- команде.

Подводится итог второго этапа игры.

Ү. Этап закрепления:

Задание І- команде.

Выполнить устно умножение:

43х37

(х+3) (х-3)

Задание ІІ- команде

Выполнить устно умножения:

31х29

(у+5) (у-5)

Подводится итоги игры. Ученики обеих команд выполнившие работу, получают оценки.

Результат игры.

Учащиеся обогатились знаниями и умениями применять формулу  сокращенного умножения чисел и двучленов. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процесе игры дети в значительной мере, самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников в игре.

Различают игры-состязания, игры олимпиады, деловые игры, имитационные игры.  Создание игровых ситуации на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивеат внимание, сообразительность чувство соревнования, взаимопомощь.

Дидактические игры заслуживают  право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.

Литература:

1.    Минскин Е.М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1987. - С 142-145.

2.    Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. -
М.: Просвещение, 1990. -  С . 45-47.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, команда, дидактическая игра, Задание, игровой замысел, правило игры, познавательное содержание, результат игры, учебная работа, член команды.


Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития познавательной...

игра, дидактическая игра, правило игры, процесс игры, ролевая игра, математическое содержание, игровой замысел, ребенок, результат игры, деловая игра.

Игровые технологии — эффективное средство формирования...

Определение места дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке.

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; – учебная деятельность подчиняется правилам игры

Представление о дидактической игре и её роли в процессе...

дидактическая игра, игра, ученик, игровая среда, учебный метод, психолого-педагогическая работа, метод обучения, правило игры, процесс обучения, учебная деятельность.

Развивающие игры как средство развития личности

игра, ребенок, дидактическая игра, игровая деятельность, дидактическая задача, реальная ситуация, познавательная активность, игровой замысел, игровая задача, учебная деятельность.

Роль дидактической игры на уроках математики и во внеурочной...

Дидактическая игра как педагогическая технология. Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условно.

Познавательное содержание или дидактические задачи. Оборудование. Результат игры.

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

Итог игры: команда, закончившая решение примеров первой, говорит: «Пуск» — и первой летит в космос.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, дидактическая игра, ребенок, детский сад, число, ученик, карточка, содержание игры, урок математики, рыбка.

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая деятельность, задача, дидактическая игра, познавательная деятельность детей, дидактическая задача, действие.

Организация дидактической игровой деятельности...

Дидактические игры отличает четкая педагогическая задача, поставленная педагогом, наличие игровых правил и условий.

Они, как правило, содержат конкретную цель и предполагают конечный результат. Чтобы такая игра была интересна ребенку, он не должен...

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития познавательной...

игра, дидактическая игра, правило игры, процесс игры, ролевая игра, математическое содержание, игровой замысел, ребенок, результат игры, деловая игра.

Игровые технологии — эффективное средство формирования...

Определение места дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке.

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; – учебная деятельность подчиняется правилам игры

Представление о дидактической игре и её роли в процессе...

дидактическая игра, игра, ученик, игровая среда, учебный метод, психолого-педагогическая работа, метод обучения, правило игры, процесс обучения, учебная деятельность.

Развивающие игры как средство развития личности

игра, ребенок, дидактическая игра, игровая деятельность, дидактическая задача, реальная ситуация, познавательная активность, игровой замысел, игровая задача, учебная деятельность.

Роль дидактической игры на уроках математики и во внеурочной...

Дидактическая игра как педагогическая технология. Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условно.

Познавательное содержание или дидактические задачи. Оборудование. Результат игры.

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

Итог игры: команда, закончившая решение примеров первой, говорит: «Пуск» — и первой летит в космос.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, дидактическая игра, ребенок, детский сад, число, ученик, карточка, содержание игры, урок математики, рыбка.

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая деятельность, задача, дидактическая игра, познавательная деятельность детей, дидактическая задача, действие.

Организация дидактической игровой деятельности...

Дидактические игры отличает четкая педагогическая задача, поставленная педагогом, наличие игровых правил и условий.

Они, как правило, содержат конкретную цель и предполагают конечный результат. Чтобы такая игра была интересна ребенку, он не должен...

Задать вопрос