Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 19.02.2014

Статья просмотрена: 1835 раз

Библиографическое описание:

Коржова, Е. Г. Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью / Е. Г. Коржова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 930-931. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9449/ (дата обращения: 03.05.2024).

“Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.”

В. А. Сухомлинский

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мелкой моторики на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки — вороны» и др.) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Ещё в 1928 году В. А. Бехтерев указал на стимулирующее влияние движений рук на развитие речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей прямо зависит от степени сформированности пальцев рук. Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

М. М. Кольцова (1973г.) доказала, что движения пальцев рук стимулируют созревание ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкие движения пальцев рук, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия.

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений пальцев рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребёнком через ознакомление в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребёнка формируется предметное мышление (И. М. Сеченов), «мышление в действии» (И. П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребёнка, его предметно — манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей рук и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи (М. М. Кольцова).

Известно, что онтогенетическое развитее руки ребёнка начинается с хватательных движений. Захватывая находившиеся вблизи предметы (игрушки) манипулируя ими, ребёнок при помощи руки приобретает свои первые ответы в познании окружающего его предметного мира. Рука, таким образом, постепенно развивается в усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим наряду с ухом и глазом, но и творящим органом.

Очень часто нарушениям речи способствуют такие диагнозы: минимальная мозговая дисфункция, минимальная мозговая недостаточность астеневротический и церебрастенический синдромы.

Для коррекции всех этих нарушений нужна работа над мелкой моторикой, так как кинетические ощущения, идущие от пальцев рук несут в кору головного мозга дополнительную энергию. В связи с этим предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Все упражнения задания, игры способствуют воспитанию внимания, произвольному переключению движений, торможению ненужных движений и активизации необходимых. Когда ребёнок делает ритмичные движения пальцами, то резко увеличивается согласованная деятельность лобной и височной долей мозга, где расположены двигательный и понятийный центры речи.

Для стимуляции речевой функции ребёнка вполне достаточно 5–10 минут ежедневных занятий на развитие мелкой моторики рук. Если упражнения построены ритмически правильно, то они выполняются легко и не вызывают утомления.

Работу нужно начинать с массажа пальцев и ладоней, гимнастики рук, игр с ладонями, пальчиковой гимнастикой.

1.      Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

2.      Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками): упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, вверх, в стороны); специальные упражнения на столе (выполняются сидя).

3.      Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)

4.      Теневой, пальчиковый театр.

5.      Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).

6.      Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

7.      Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

8.      Выкладывание фигур из четных палочек.

9.      Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

10.  Собирание картинок, ягод, круп.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:

-       игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

-       постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.

При предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны усложняться.

В результате изучения современной методической литературы, учитывая диагностические данные детей, с нарушениями речи, можно сделать следующий вывод: коррекционная работа над мелкой моторикой даёт положительный результат на развитие их речи, совершенствует психические процессы, связанные с речью: память, мышление, внимание; улучшает усвоение навыков письма будущих школьников.

Литература:

1.      Логопедия: учебник. /Под ред. Л. С. Волковой. — М.: 2008. — 703 с.

2.      Шанина С. А., Гаврилова А. С. Играем пальчиками — развиваем речь. — М.: 2008. — 251 с.

3.      Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М.: 1991. — 205 с.

4.      Соковых С. В. использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики. /С. В. Соковых.//Логопед. Научно-методический журнал. — 2012. — № 3. — С. 63–67.

5.      Сайт Интернета http://www.logoped — sfera.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): палец рук, мелкая моторика, упражнение, головной мозг, игра, игровой материал, Кольцово, нарушение речи, работа, ребенок.


Похожие статьи

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как...

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец, развитие речи, мелкая моторика рук, игра, становление речи.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство...

моторное планирование, ребенок, упражнение, игра, развитие речи ребенка, мелкая моторика, палец, развитие, предварительный этап, произвольное внимание.

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

ребенок, игра, палец, мелкая моторика, рука, ручная умелость, предметная деятельность, общее недоразвитие речи, легкая вибрация, хватательный рефлекс.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, возраст задания.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, рука, палец, игра, пальчик, речевое сопровождение, ритмичное сжимание, кончик пальцев

Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как...

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец, развитие речи, мелкая моторика рук, игра, становление речи.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство...

моторное планирование, ребенок, упражнение, игра, развитие речи ребенка, мелкая моторика, палец, развитие, предварительный этап, произвольное внимание.

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

ребенок, игра, палец, мелкая моторика, рука, ручная умелость, предметная деятельность, общее недоразвитие речи, легкая вибрация, хватательный рефлекс.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, возраст задания.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, рука, палец, игра, пальчик, речевое сопровождение, ритмичное сжимание, кончик пальцев

Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника.

Задать вопрос