Использование интерактивных методов в работе школьников на уроках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 20.05.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Сахно, А. А. Использование интерактивных методов в работе школьников на уроках / А. А. Сахно. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 667-669. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114206/ (дата обращения: 16.06.2024).



Данная статья посвящена проблеме использования интерактивных методов при реализации работы школьников на уроках. В ходе исследования нами были рассмотрены три основные направления: определение интерактивных методов, преимущества использования при самостоятельной работе, практическое применение. Также, на практике был проведен открытый урок по данной теме, целью которого являлось: ознакомление обучающихся с интерактивными методами работы, электронными площадками, видами интеллектуальных и развивающих игр в онлайн режиме; обоснование доказательства, что интерактивная среда является более эффективной в процессе обучения, нежели теоретическая. Для проведения были взяты 2 класса среднего звена, 7 класс, в составе 15 человек и 8 класс, в составе 12 человек — всего 27 участников. Ребята принимали активное участие, с интересом вызывались к интерактивной доске, выполняли каждое упражнение качественно, участвовали в обсуждении, дискуссировали, обсуждали решение различных задач, самостоятельно сделали задание в режиме «мобильный телефон», изучили тему урока на практике, написали на отличные оценки самостоятельную работу.

Ключевые слова: интерактивность, активное участие, эмоциональная привлекательность, социальное взаимодействие, интерактивные игры.

Современная образовательная система стремится к созданию оптимальных условий для развития у школьников навыков самостоятельной работы. Один из эффективных подходов, который получил широкое признание, — использование интерактивных методов в процессе обучения [1]. В данной статье мы рассмотрим, как такие методы могут способствовать успешной реализации самостоятельной работы школьников.

Мы начали с определения интерактивных методов обучения. В образовании большое значение имеет понятие «интерактивность». Это концепция, которая проникает в различные сферы образовательного процесса, от учебных программ и методик до использования технологий. Рассмотрим понятие интерактивности и ее роль в образовательном процессе.

Интерактивность — это взаимодействие между участниками образовательного процесса, включающее обмен информацией, идеями и мнениями. Она предполагает активное участие учеников в процессе обучения, а не просто пассивное получение знаний от преподавателя [2].

Говоря о роли интерактивности в образовательном процессе, стоит отметить, что именно использование интерактивных уроков и занятий стимулирует активное обучение: интерактивность побуждает обучающихся к активному поиску информации, критическому мышлению и самостоятельному исследованию. Это помогает им лучше освоить материал и развить навыки самообразования, развивает коммуникативные навыки, такие как взаимодействие с другими учениками и преподавателями в интерактивной среде, что, в свою очередь, способствует развитию навыков коммуникации, таких как слушание, выражение своих мыслей и аргументация своих идей, повышает мотивацию и интерес к учебе. Интерактивные методы обучения, такие как групповые проекты, обсуждения и игровые ситуации, делают образовательный процесс более интересным и привлекательным для обучающихся любого возраста. В процессе участия в интерактивных уроках у обучающихся развивается: критическое мышление, умение анализирования информации, высказывания собственной мысли и аргументированности своих выводов. Так же усиливается социальное взаимодействие: интерактивность способствует созданию сильных связей между учениками и учителем, а также между самими обучающимися.

Использование интерактивных методов при реализации самостоятельной работы школьников имеет множество преимуществ. Это не только способствует развитию ключевых навыков, но и делает обучение более интересным и мотивирующим. Важно помнить, что эффективное применение интерактивных методов требует грамотной организации и поддержки со стороны учителя. Однако, результаты такой работы могут быть значительными и положительно повлиять на учебный процесс.

Для подтверждения актуальности темы нами были проведены уроки в 7 и 8 классе. Данные классы были взяты не случайно. У учеников 13–15 лет, ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, соответственно, мотивационная сторона обучения отходит на второй план [5]. Однако стоит отметить, что подростки имеют особый интерес к урокам, в которых используются интерактивные игры. Рассмотрим несколько причин, объясняющих это:

  1. Активное участие: игры предоставляют подросткам возможность активно участвовать в уроке. Вместо пассивного слушания теории, они могут самостоятельно принимать решения, решать проблемы и взаимодействовать с другими учениками. Это делает уроки более занимательными и интересными.
  2. Эмоциональная привлекательность: игры обладают эмоциональной привлекательностью, которая захватывает внимание подростков. Они позволяют испытывать разные эмоции, включая радость, волнение и достижение целей. Это помогает поддерживать мотивацию и интерес к учебе, что в нашем случае является самой важной составляющей.
  3. Следование принципу «учиться через игру»: многие исследования показывают, что игры являются эффективным методом обучения. Подростки, играя в интерактивные игры, могут лучше запоминать и усваивать новую информацию. Игры также способствуют развитию навыков проблемного мышления, стратегического планирования и решения задач.
  4. Социальное взаимодействие: игры могут быть многопользовательскими, что позволяет подросткам сотрудничать друг с другом. В результате развиваются социальные навыки, такие как коммуникация, сотрудничество и лидерство. Кроме того, игры могут создавать атмосферу конкуренции, что стимулирует участие и мотивацию.
  5. Персонализация и адаптация: игры могут быть настроены под индивидуальные потребности и уровень знаний каждого подростка. Это позволяет им ощутить свой прогресс, адаптировать уровень сложности и получать обратную связь. Такой персонализированный подход способствует более эффективному обучению и удовлетворению потребностей каждого ученика.

Интерактивные игры предоставляют подросткам возможность активного участия, эмоциональной привлекательности, социального взаимодействия, персонализации и адаптации [3]. Это делает уроки более интересными и эффективными, поддерживая мотивацию и увлеченность подростков в образовательном процессе.

Поэтому, чтобы заинтересовать ребят охотно выполнять домашние задания и участвовать в уроках, был заранее разработан план интерактивного урока, включающий работу в группе, проективную деятельность учеников в работе с электронной доской, интеллектуальные игры, разработанные в электронном носителе и воспроизведенные на доску, дискуссии, выполнение учениками задания с использованием мобильного устройства — телефон, написание самостоятельной работы, в виде познавательной игры, по теме урока, созданной по аналогии с программой самого урока [4].

Участие учеников в интерактивном уроке

Рис. 1. Участие учеников в интерактивном уроке

По окончании урока мы проверили работы учеников. Результат не заставил себя ждать — оценки хорошо и отлично. Все потому, что использование интерактивных технологий способствовало стимуляции активности и самостоятельности, повышению мотивации и интереса к теме урока, развитию критического мышления и коммуникативных навыков, созданию благоприятной атмосферы сотрудничества и взаимодействия.

Литература:

  1. Богданов. Интерактивные компьютерные анимации. 10–11 классы. //Физика. — 2012. — № 11. — С. 19.
  2. Гилярова М. Г. Повышение мотивации обучения через использование интерактивных элементов электронных образовательных ресурсов. //Информатика и образование. — 2012. — № 10. — С. 26.
  3. Кароза И. Классное ориентирование. Интерактивная игра в школе и вне школы. //Школьный психолог. — 2012. — № 3. — С.32.
  4. Козина Е. Н. Интерактивные формы организации учебного процесса. //Справочник заместителя директора школы. — 2010. — №. 5. — С. 27.
  5. Коротаева Е. В. Будущее интерактивного обучения. //Народное образование. — 2013. — № 2. — С.169.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, активное участие, игра, социальное взаимодействие, эмоциональная привлекательность, критическое мышление, процесс обучения, самостоятельная работа, урок, интерактивная среда.


Ключевые слова

интерактивность, социальное взаимодействие, интерактивные игры, активное участие, эмоциональная привлекательность

Похожие статьи

Задать вопрос