Особенности мониторинга и поддержки системообразующих организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 02.05.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Дудолина, Д. А. Особенности мониторинга и поддержки системообразующих организаций / Д. А. Дудолина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 461-463. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113605/ (дата обращения: 19.05.2024).



В статье автор рассматривает понятие и роль системообразующих организаций. Анализирует особенности порядка проведения мониторинга их финансово-экономического состояния и влияния санкционных ограничений. Рассматривает виды поддержки, на которые могут претендовать системообразующие организации, и порядок их предоставления.

Ключевые слова: системообразующая организация, мониторинг, меры поддержки, санкционные ограничения.

Системообразующим предприятием является крупное предприятие, которое оказывает свое формирующее влияние на вид экономической деятельности, на город или на бюджет. Можно выделить разные виды системообразующих организаций по признаку сферы функционирования, некоторые ученые определили видообразующие предприятия в рассматриваемой экономической деятельности, градообразующие предприятия и бюджетообразующие предприятия [1].

Рыкова И. Н. выражает мнение о том, что к системообразующим предприятиям можно отнести те предприятия, которые проявляют свою образующую роль не менее, чем в двух сферах. Например, системообразующим является предприятие, которое функционирует в первичном звене экономики с последующим распределением денежных средств от реализации материальных благ и услуг во вторичном секторе экономики. Участие в жизни общества предполагает активную деятельность предприятия в решении проблем территории присутствия, социальную защиту наиболее нуждающихся групп населения, финансирование образовательно-культурных мероприятий и различных муниципальных программ. Крупный бизнес в этом случае делает акцент на финансовой составляющей. Исходя из логики теоретических подходов к сущности системообразующих организаций, можно предположить, что в основе концепции их функционирования лежит непрерывная динамика трех важнейших компонентов: вклад в экономику отрасли, рост численности занятого населения, результативность муниципальных программ [2].

Для отнесения предприятия в разряд системообразующих предъявляются требования к его соответствию ряду критериев. Критерии формируются на разных уровнях, на федеральном и региональном.

Критерии и порядок включения организаций в перечень системообразующих организаций российской экономики утверждены правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики в условиях санкций.

Включение организаций в перечень осуществляется на основании отраслевых показателей по предложениям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих выработку государственной политики в соответствующих отраслях, а также государственных корпораций. Критерием для включения организации в перечень является превышение минимальных значений отраслевых показателей, определённых отдельно для каждой отрасли [3].

Правительство Российской Федерации постоянно пересматривает перечень системообразующих организаций, обеспечивая непрерывный контроль за состоянием национальной экономики, динамика которой формируется под влиянием определенных факторов, возникающих вследствие расширения масштабов функционирования системообразующих организаций [2].

Главной целью создания перечней системообразующих организаций является проведение их мониторинга. Процедура проведения мониторинга определена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении порядка проведения мониторинга финансово-экономического состояния системообразующих организаций Российской экономики» от 07.04.2020 № 207. Мониторинг системообразующих организаций проводится для своевременного выявления негативных факторов (рисков), влияющих на их устойчивую работу. Особенностью мониторинга системообразующих предприятий является анализ информации о их финансово-экономическом состоянии в части рисков нарушения их операционной деятельности в условиях санкционного давления. Данный вид анализа был включен в порядок проведения мониторинга в 2022 году, когда произошло обострение геополитической обстановки и введение санкционных ограничений.

Мониторинг системообразующих организаций осуществляется Министерством экономического развития совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на основании информации о значениях показателей финансово-экономического состояния системообразующих организаций, представленной такими системообразующими организациями в государственную информационную систему промышленности (далее — ГИСП). Данная информация доступна авторизированным пользователям и не является общедоступной [4].

Предприятия, входящие в перечень системообразующих, являются претендентами на получение поддержки. Данные меры обозначены в Постановлении Правительства РФ от 10.05.2020 № 651 «О мерах поддержки системообразующих организаций».

Для получения поддержки системообразующая организация не должна являться иностранным юридическим лицом и иметь недоимку по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Также системообразующей организацией должен быть проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности, он проводится в целях определения и обоснования объемов и сроков предоставления мер государственной поддержки. Стоит отметить, что данная процедура является достаточно трудоемкой, предприятие должно представить расчет, отражающий влияние санкций на экономическое положение фирмы, а также поквартальный прогноз деятельности по перечню утвержденных показателей, в результате определяется объем дефицита денежных средств.

К мерам поддержки относятся субсидии на возмещение затрат, связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Также предоставляются государственные гарантий Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым системообразующими организациями на цели, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития. В свою очередь, системообразующие организации могут претендовать на получение как одной, так и нескольких мер поддержки [5].

Также отдельно разработаны меры поддержки в отношении системообразующих предприятий, действующих в сфере промышленности и торговли, закрепленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.03.2023 № 485-р [6].

Таким образом, в результате рассмотрения порядка проведения мониторинга системообразующих организаций и предоставления им поддержки были выделены ряд особенностей, к которым можно отнести необходимость проведения объемной работы по осуществлению анализа финансово-хозяйственной деятельности для получения возможности предоставления поддержки. Также стоит отметить, что предусмотрены только финансовые меры поддержки это распространяется и на предприятия, действующие в сфере промышленности и торговли. В порядке проведения мониторинга особенностью является уделение особого внимания влиянию рисков и угроз, вызванных санкционными ограничениями.

Литература:

  1. Коготов В. В. Классификация системообразующих предприятий [Электронный ресурс]/ В. В. Коготов // Финансы и кредит — 2012. — С. 72–78. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-sistemoobrazuyuschih-predpriyatiy, доступ из НЭБ «КиберЛенинка» (дата обращения 25.04.2024).
  2. Рыкова И. Н. Особенности бюджетной поддержки системообразующих организаций отрасли сельскохозяйственного машиностроения в современных условиях [Электронный ресурс]/ И. Н. Рыкова, Р. С. Губанов, М. О. Иванов// Актуальные вопросы современной экономики. — 2020. — № 5. — С. 302–314. Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43076363, доступ из НЭБ «Е-Library» (дата обращения 26.04.2024). — Загл. с экрана.
  3. Критерии и порядок включения организаций в перечень системообразующих организаций российской экономики [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации — Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/kriterii_i_poryadok_vklyucheniya_organizaciy_v_perechen_sistemoobrazuyushchih_organizaciy_rossiyskoy_ekonomiki.html/ (дата обращения 10.04.2024).
  4. Российская Федерация. Министерство экономического развития. Об утверждении порядка проведения мониторинга финансово-экономического состояния системообразующих организаций Российской экономики [Электронный ресурс]: приказ Министерства экономического развития Российской Федерации: от 07.04.2020, № 207 (ред. от 16.03.2022) — Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_351615/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/, доступ СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 03.03.2024). — Загл. с экрана.
  5. Российская Федерация. Министерство экономического развития. О реализации мер поддержки системообразующих организаций, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2020 г. № 651 [Электронный ресурс]: приказ Министерства экономического развития Российской Федерации: от 18.03.2022, № 136 (ред. от 29.09.2022) — Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_412419/, доступ СПС «Консультант плюс», свободный (дата обращения: 03.03.2024). — Загл. с экрана.

6. Российская Федерация. Правительство. О направлении в 2023 г. Минпромторгу России бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение в 2023 г. предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации: от 01.03.2023, № 485-р — Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406387509/, доступ СПС «Гарант» (дата обращения: 20.04.2024). — Загл. с экрана.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, мера поддержки, предприятие, финансово-экономическое состояние, Российская экономика, системообразующая организация, экономическое развитие, получение поддержки, порядок проведения мониторинга, финансово-хозяйственная деятельность.


Ключевые слова

мониторинг, меры поддержки, санкционные ограничения, системообразующая организация

Похожие статьи

Задать вопрос