Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона: проблемы правовой регламентации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 03.05.2024

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Фадеева, А. А. Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона: проблемы правовой регламентации / А. А. Фадеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 268-269. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113596/ (дата обращения: 18.05.2024).



В статье автор анализирует определение понятие предостережения прокурора, исследует пробелы в правовой регламентации и предлагает пути решения.

Ключевые слова: предостережение, предупреждение правонарушений, правовой акт.

В современном мире прокуратура играет важную роль в борьбе за обеспечение законности, защиту прав и свобод человека и гражданина. В деятельности органов прокуратуры ведущей составляющей является прокурорский надзор, который осуществляется при помощи властных полномочий предусмотренных законодательством.

Под полномочиями следует понимать совокупность прав и обязанностей, которые предоставлены прокурорам для осуществления возложенных на них функций. В настоящее время в науке прокурорского надзора устоялось деление полномочий на следующие группы:

1) по выявлению нарушений законов, а также причин и условий им способствующих;

2) по устранению нарушений закона;

3) по предупреждению нарушений закона.

Приказы Генерального прокурора РФ обязывают прокуроров выявлять детерминанты правонарушений с последующим принятием адекватных мер по их ликвидации и недопущению впредь [1]. В настоящее время, существенное влияние на предупреждение нарушений закона оказывает предостережение прокурора, закрепленное в ст. 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации.

Анализируя Закон о прокуратуре, можно сделать вывод о том, что легального определения понятия в нем не закреплено. В доктрине прокурорского надзора существует несколько точек зрения, определяющих понятие предостережения.

По мнению Н. Р. Корешниковой предостережение — надзорный акт прокурорского реагирования, который выносится в отношении должностных или иных лиц, пытающихся совершить единоличные противоправные деяния, не влекущие по своей общественной опасности административной или уголовной ответственности, но способные причинить вред гражданам либо государственным или общественным интересам [2].

С точки зрения Е. Р. Ергашева предостережение — надзорный официальный акт прокурорского реагирования, представляющий собой требование прокурора к соответствующему лицу, пытающемуся нарушить закон о недопустимости противоправных действий, и разъяснение ему последствий в случае совершения им таких действий [3].

Обобщая указанные определения, можно сделать вывод, что предостережение — одна из форм прокурорского реагирования, применяемая для предупреждения готовящихся противоправных деяний.

Отсутствие в действующем законодательстве определения понятия предостережение, влечет определенные последствия. К примеру, его отсутствие может вызвать в теории и на практике двойственное понимание. Для решения данной проблемы в ФЗ «О прокуратуре РФ» необходимо закрепить определение указанного понятия. Это будет способствовать однозначному и более эффективному его применению на практике.

Важно отметить, предостережение прокурора имеет профилактический характер. То есть применяется не в результате выявленных фактов нарушений закона, а при наличии информации о готовящихся противоправных деяниях. Данный правовой акт используется в целях предотвращения возможных нарушений закона.

В действующем законодательстве отсутствуют нормы, которые устанавливали бы форму и содержание предостережения, а также порядок внесения.

Касаемо формы и содержания, многие ученые придерживаются мнения о том, что предостережение следует оформлять на стандартном бланке. То есть на установленной для правового акта конкретной форме с использованием обязательных реквизитов.

В содержание предостережения в обязательном порядке включаются следующие сведения:

— должностное лицо, которому объявлено предостережение;

— информация о готовящихся противоправных деяниях;

— в случае игнорирования предостережения разъясняются последствия и содержание ответственности за несоблюдение законодательства.

Установленного порядка по внесению предостережения в положениях Закона о прокуратуре не закреплено. Поэтому в практической деятельности сотрудник прокуратуры может столкнуться с проблемами, применяя данный правовой акт.

Таким образом, для восполнения выявленных проблем в правовой регламентации предостережения необходимо:

1) внести дополнения в Федеральный закон «О прокуратуре РФ» — дополнить ст. 25.1 ясным и точным определением понятия предостережения прокурора, которое бы отражало его сущность;

2) усовершенствовать Указание Генпрокурора РФ «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона», дополнив его положениями о порядке внесения предостережения и его содержании.

Литература:

  1. Раскина, Т. В. Профилактика прокурорами правонарушений / Т. В. Раскина. — Текст: непосредственный // Юридические науки. — 2018. — № 9 (75). — С. 63–65.
  2. Корешникова, Н. Р. Основные правовые средства прокуратуры Российской Федерации как инструмент обеспечения исполнения законов: специальность 12.00.11 «Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Корешникова Нелли Расуловна; Ур. гос. юрид. акад. — Екатеринбург, 2010. — 105 c. — Текст: непосредственный.
  3. Ергашев, Е. Р. Предостережение о недопустимости нарушения закона как надзорный акт прокурорского реагирования: учебное пособие / Е. Р. Ергашев. — Екатеринбург: Автограф, 2009. — 10 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): правовой акт, предостережение прокурора, предостережение, прокурорский надзор, прокурорское реагирование, действующее законодательство, предупреждение нарушений, содержание предостережения.


Похожие статьи

Задать вопрос