Несовершенство законодательства в области регулирования полетов беспилотных летательных аппаратов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 01.05.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Аджоркар-Марага, Л. А. Несовершенство законодательства в области регулирования полетов беспилотных летательных аппаратов / Л. А. Аджоркар-Марага, П. С. Лобырева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 159-162. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113556/ (дата обращения: 19.05.2024).



В данной статье мы провели анализ российского законодательства, которое касается беспилотных летательных аппаратов. Сегодня эта тема щепетильна и требует серьезного подхода не только государства, но и граждан. В настоящее время существует ряд документов, которые говорят о важности соблюдений правил безопасности.

В статье рассматриваются такие вопросы как: зачем регистрировать БПЛА, какие документы регламентируют сегодня беспилотный летательный аппарат и что нужно учитывать при приобретении беспилотника.

Ключевые слова: БПЛА, дрон, беспилотник, Россия, воздушное пространство, воздушное судно, квадрокоптер, беспилотный летающий аппарат, законодательство, регулируется, объект, постановление.

In this article, we conducted an analysis of Russian legislation related to unmanned aerial vehicles. Today, this topic is sensitive and requires a serious approach not only from the government but also from citizens. Currently, there are a number of documents that emphasize the importance of complying with safety regulations. The article discusses issues such as: why register a UAV, which documents regulate unmanned aerial vehicles today, and what to consider when purchasing a drone.

Беспилотные технологии существуют с прошлого века. Сначала это было сложным и дорогостоящим изобретением, которое применялось только в военной отрасли. Но в течение последних трех десятилетий в этой области произошел настоящий прорыв. Миниатюризация вычислительных систем и развитие спутниковой навигации (GPS/ГЛОНАСС) позволили создавать беспилотные воздушные суда, у которых габариты, масса, а главное, стоимость на порядки меньше прежних. По доступности беспилотные технологии приближаются к уровню бытовых технологий. Сейчас прогресс в развитии гражданских беспилотных систем имеет высочайший темп, сформировалась новая индустрия услуг.

Первые российские беспилотники начали строить в 1959 году. Одним из таких был агрегат ЛА-17Р, который осуществлял слежение за объектами, удаленными на 50–60 километров.

Отечественное строение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) получило бурное развитие в 70-х годах 20 века. Уже в 1980 году советские устройства занимали лидирующие позиции в мире. Военно-промышленный комплекс ориентировался на изготовление крупногабаритных агрегатов для тактической разведки. Они оснащались приборами ночного видения и могли выполнять операции в любое время суток.

И хотя Россия сегодня не входит в число лидеров этой отрасли, беспилотные летающие аппараты пользуются популярностью. По оценкам экспертов «Аэронета», в 2021 г. в России было произведено около 2500 беспилотников, в 2022 г. — свыше 5000 аппаратов, в основном коптерного типа. Их используют как в общественной деятельности, так и в личных интересах. Если говорить об общественной сфере то, чаще всего БПЛА используют при пожарном надзоре, мониторинге состояния автомобильных дорог, поиске нарушителей земельного законодательства, выявление нарушений правил дорожного движения. В личном же использовании, например, блогеры, использую эти приборы для съемки фото и видео с высоты [2].

Несмотря на такую популярность беспилотного летательного аппарата, в российском законодательстве нет такого понятия, как «беспилотный летающий аппарат». Существует понятие «беспилотное воздушное судно», которое закреплено в Статье 32 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ.

Беспилотное летательное судно (БВС) — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды [4].

Со временем стало появляться такое понятие, как «квадракоптер», «дрон» или «БПЛА». Однако такого понятия в законодательстве РФ не существует, больше оно употребляется в быту.

На сайте Минпросвещения России от 25.10.2019 N МР-1406/02 «Об использовании квадрокоптеров» говорится, что квадрокоптерами являются летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды, управляемые, контролируемые в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна.

Но если говорить простыми словами, то беспилотный летательный аппарат (БПЛА) — это устройство, которое выполняет полёт без пилота на борту. Человек управляет им с земли при помощи заранее заданной программы или ручного механизма.

На современном этапе развития БПЛА самолетного типа подходят для:

— Фото и видео съемки местности;

— Доставки товаров в зону бедствия;

— Помощь в лесном хозяйстве и т. д.

Почти не остается сферы, где можно обойтись без летательного аппарата, поэтому органам становится очевидной необходимость разработки отдельных положений законодательства о применении БПЛА. Это необходимо для того, чтобы не происходили случаи, которые нарушают воздушное пространство Российской Федерации и соблюдать порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, который установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 [4].

Существует несколько законов, которые регламентируют полеты БПЛА:

  1. Воздушный кодекс РФ — это один из основных документов, который устанавливает правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации.
  2. Федеральные правила использования воздушного пространства РФ — где указаны основные правила безопасности при использовании воздушного пространства.
  3. Статья 11.4 КоАП РФ — предусматривает ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства [1].

Также в государственных документах установлено, где могут летать БПЛА. К середине декабря 2023 года запрет на использование беспилотников ввели 68 регионов Российской федерации. В каких-то областях существует тотальный запрет, в других частичный. Так в Ульяновской области использовать БПЛА можно только по согласованию с оперативным штабом региона. В Брянской и Белгородской областях введены запреты на полеты любых воздушных судов, в том числе и беспилотников.

В первую очередь это связано с обеспечением безопасности граждан. Это снижает уровень тревоги у местного населения и позволяет четко отслеживать появление сторонних летающих объектов.

Разрешение для полетов устанавливается временный или местный режим или вводятся кратковременные ограничения использования воздушного пространства в определенной зоне в интересах запускающих их лиц — в порядке, закрепленном соответствующей инструкцией (приказ Минтранса России от 27 июня 2011 г. № 171). Беспилотные летательные аппараты на постоянной основе применяются, например, только силовыми ведомствами, поэтому механизм использования воздушного пространства при установлении указанных режимов уже отработан.

Но существуют не только запрет или разрешение на полет беспилотника в принципе. Кроме этого есть еще ряд пунктов, куда лучше не направлять дрон:

— Места массовых мероприятий;

— Объекты государственной важности (военная часть, аэродром и т. п.);

— Частная территория.

Физические или юридические лица планирующие приобрести и совершать запуски беспилотного летающего аппарата, должны знать и понимать,что беспилотник — это источник повышенной опасности. Он не всегда может полететь туда, куда его направят, упасть из-за севшего аккумулятора. Например, первый БПЛА «Почты Росси», который должен был доставлять посылки, разбился, врезавшись в стену дома. Поэтому к такому приобретению следует подготовиться со всех сторон, в том числе и к законодательной, чтобы выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.

По данным судебной статистики, в 2021 году за нарушения безопасности полетов в России подвергли наказанию всего 100 человек. В эту статистику вошли не только те, кто управлял незарегистрированным беспилотником, но и другие нарушители: пилоты полноценных самолетов и даже воздушные хулиганы [1].

Купить и сразу запустить беспилотник не получится, сначала нужно поставить аппарат на учёт. Использование БПЛА допускается только при условии его постановки на государственный учет (госрегистрацию), если только исключение для конкретного типа БПЛА не установлено законом. При первом полете устройству уже должен быть выдан регистрационный номер, который наноситься на аппарат. Это нужно и не только для госструктур, но и обезопасит владельца от кражи или потери своего аппарата. В таких случаях стоит обратиться в Росавиацию, приложить договор купли-продажи, дарения или справку из полиции о возбуждении уголовного дела.

Порядок прохождения регистрации многих пугает, но на самом деле это процедура не такая и сложная, выполнить которую можно через портал Госуслуги. Стоит также отметить, что регистрировать нужно только те летательные аппараты, которые весят от 150 грамм. Раньше регистрировали аппараты весом только больше 250 грамм.

В 2022 году, в связи с мировой обстановкой, на регистрационный учёт стали ставить беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 150 граммов до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации. Аппараты от 30 кг и более — подлежат государственной регистрации и в основном используются специализированными организациями, а также в армии [4].

Владельцы, которые купили аппараты раньше и не проходили регистрацию, обязаны пройти процедуру регистрации в течение 60 дней, начиная с даты действия документа. Если же беспилотник был приобретен после выхода постановления, то на учёт необходимо поставить в течение 10 рабочих дней после покупки [1].

Когда летательный аппарат появится в госреестре Росавиации, потребуется поставить его на учет в Федеральную службу безопасности, сообщив те же сведения, что и на предыдущем шаге.

Беспилотник можно в любое время снять с учета — например если аппарат разбился или вы не планируете его больше использовать. Тогда учетный номер станет недействительным [1].

В некоторых случаях для полетов нужно дополнительное разрешение, если запускать аппарат планируется на удалении менее 5 километров от контрольных точек аэродромов и посадочных площадок, над населенными пунктами или зона полета входит в ограниченный режим, например на границе. Вообще, беспилотный летательный аппарат чаще всего покупают, чтобы провести фото- или видеосъемку и здесь лучше тоже получить специальный сертификат.

В дополнение к этому те, кто планирует использовать дрон для геодезических или картографических работ, обязаны предоставить разрешение Генштаба и ФСБ.

Если же владелец беспилотного летательного аппарата, который весит, например, 251 грамм, решил «полетать» без регистрации, это будет грозить штрафом от 2 000 до 2,500 тысячи рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года, согласно пункту 5 статьи 11.5 КоАП [1].

Конечно, сегодня законодательная база по беспилотным летающим аппаратам еще не совсем отточена и вызывает много споров. Например, что делать если аппарат летает над дачей и просьбы прекратить полеты не работают. Сбить нельзя — порча имущества, а жить под чьим-то взглядом не хочется никому. Такие разбирательства уже были неоднократно и здесь всегда оставалось множество вопросов. Да, небо над чьей-то дачей общее, но земельный участок в собственности, и это дело частное.

Если вернуться к запретам, то закон гласит, что осуществлять съемку в жилом массиве нельзя, для этого требуется разрешение, но дачи сюда не относятся. И существует тонкая грань, при съёмках на улице. Если это толпа людей, в которой не каждый обратит внимание на пролетающий беспилотник, то это не нарушение закона. Но если дрон летит за каким-то конкретным человеком, а технически невозможно даже не специально, это могут расценивать как вторжение в частную жизнь.

Также есть еще нюанс — владелец. Если человек берет беспилотник у друга, он уже является владельцем и, если возникает ситуация, например, дрон упал на машину, возмещать должен тот, кто запускал. А вот в ситуации, когда БПЛА используется в работе по найму, ответственность несет работодатель.

Отрасль БПЛА именно сейчас оформляется на государственном уровне, а вместе с ней изменяется и законодательная база для беспилотников. Последнее изменение в Постановление Правительства РФ от 21.06.2023 N 1016 произошло 1 марта 2024 года, куда внесли изменения о полетах. Например, БПЛА с этого года может летать на высоте не больше 150 м от земли или водоема в светлое время суток и так, чтобы управлявший пилот четко видел судно. Определить эти зоны должен будет Минтранс, но для полетов беспилотников весом до 30 кг план перемещения авиационным властям не потребуется.

Литература:

  1. Где можно летать беспилотнику и что нельзя снимать / Тинькофф Журнал: журнал про ваши деньги. — 2023. — Текст: электронный. — URL: https://journal.tinkoff.ru/guide/drones-explained (дата обращения: 15.04.2024)
  2. Дроны над населенными пунктами разрешат запускать на высоте до 150 метров / Ведомости. — 2023. — Текст: электронный. — URL: https://www.vedomosti.ru (дата обращения: 15.04.2024)
  3. Изменения в Федеральных правилах использования воздушного пространства РФ / Главная — Ространснадзор. — 2023. — Текст: электронный. — URL: https://rostransnadzor.gov.ru/ (дата обращения: 15.04.2024)
  4. Квадрокоптеры (бпла, бвс): регистрация и использование / Администрация сельского поселения Унъюган. — 2023. — Текст: электронный. — URL: https://www.unyugan.ru (дата обращения: 15.04.2024)
  5. Найденкова М. Беспилотный подъем. В России разрабатываются сотни новых автономных летательных аппаратов / Ведомости. — 2023. — Текст: электронный. — URL: https://www.vedomosti.ru (дата обращения: 15.04.2024)
  6. Несовершенство законов и бюрократия: что мешает беспилотной отрасли в России / Российские Беспилотники | Russian Drone. — 2021. — Текст: электронный. — URL: https://russiandrone.ru (дата обращения: 16.04.2024)
  7. Сырцев А. А. Основные направления и перспективные возможности применения беспилотных летательных аппаратов подразделениями МВД России. — 2023. — Текст: электронный. — URL: https://apni.ru (дата обращения: 15.04.2024)
  8. Шувалова М. Как запускать дроны, не нарушая законодательство? — 2019. — Текст: электронный. — URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 14.04.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): воздушное пространство, Российская Федерация, аппарат, беспилотный летательный аппарат, Россия, летательный аппарат, полет, беспилотный летающий аппарат, законодательная база, российское законодательство.


Похожие статьи

Задать вопрос