Формирование экологических привычек у детей раннего возраста посредством использования наглядных форм работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 01.05.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Мочалова, Н. Б. Формирование экологических привычек у детей раннего возраста посредством использования наглядных форм работы / Н. Б. Мочалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 414-416. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113546/ (дата обращения: 19.05.2024).



В дошкольном возрасте важно начинать формировать экологические привычки и воспитывать экологическое сознание, чтобы дети с ранних лет понимали, насколько важно бережно относиться к природе и соблюдать правила экологического поведения.

Ключевые слова: ранний возраст, экологические привычки, природа, экология, экологическая культура, наглядные формы работы, дошкольный возраст.

Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации указывает на то, что экологическое образование в интересах устойчивого развития — это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования и образования для взрослых, и выходит за пределы формального образования. Поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются в раннем возрасте, особое значение приобретает образование для детей [2].

Важное значение имеет формирование экологических привычек и осознание ответственности за окружающую среду с самого детства. В этом возрасте дети учатся видеть и ценить красоту природы, начинают осознавать свою ответственность за охрану природы.

В свою очередь, общение с природой и взаимодействие с ней способствуют укреплению здоровья и развитию детского организма. Внимание, воображение и другие познавательные процессы также находят свое развитие благодаря природным факторам.

Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста необходимо часто проводить регулярно, использовать наглядные формы работы по формированию экологических привычек и представлений, учитывая их физические особенности, а также способы восприятия информации. Это поможет им эффективно понимать и усваивать материал, так как в возрасте 2–3 лет дети наиболее эффективно воспринимают и усваивают информацию, опираясь на практический опыт.

Наглядные формы работ включают в себя игры, практические занятия и различные активности, которые позволяют детям узнать о живой и неживой природе, о важности экологической бережливости и о том, как они могут помочь сохранить нашу планету.

Например, обсуждение пользы растений должны сопровождаться с практическими действиями: вместе с детьми поливать цветы, любоваться ими. Взрослые, формируя у детей экологическую культуру, не вынуждают их принимать правильные решения, а являются путеводителями, помогая понять как правильные, так и ошибочные пути. Кроме того, они дарят детям возможность оценить ситуацию самостоятельно и принимать собственные решения.

Для того чтобы дети стали активно заботиться о окружающей среде, им важно начинать с практических действий с самого рождения. Экологические привычки, которые формируются с детства, способствуют автоматическому улучшению окружающей среды. Постепенно дети начинают развивать представления об экологии, привыкая к заботе о природе и внедряя экологические принципы в повседневную жизнь. На первом году жизни малыш начинает осознавать свои действия и знакомится с предметами вокруг себя. Он может запомнить, что нужно выбрасывать мусор в специальное место, однако в силу возраста не понимает, зачем это нужно. Позже дети изучают экологию, природу и проблемы окружающей среды, и могут связать свои поступки с их решением. Поэтому экологические привычки становятся частью экологической культуры.

Для формирования правильных экологических привычек с раннего детства необходимо обращать внимание детей на особенности окружающей среды. Проводя время на прогулках, обращать внимание детей на различные интересные объекты окружающей среды и узнать о них больше, учить любоваться. Поддержка и организация наблюдения со стороны взрослых имеют большое значение, поэтому необходимо активно участвовать в этом процессе. Например, вместо того, чтобы отгонять ребенка от большой лужи, лучше вместе с ним изучить её, задуматься об происхождении и причинах появления этой лужи.

Для детей, особенно раннего возраста важен не только проведение наблюдений и экспериментов, но и пример, который демонстрирует взрослый. Первые знаки признания экологических принципов можно продемонстрировать через бытовые предметы многоразового использования. Например, вместо одноразовых пластиковых стаканчиков, лучше использовать термокружки; вместо пластиковых пакетов — тканевые сумки или авоськи. Для маленьких детей может быть интересной и веселой игрой помощь родителям в подготовке к акции по разделению мусора, когда они сортируют вторсырье по категориям.

Детям с определенного момента становится интересно, что из чего сделано: стекло, пластик, дерево, бумага. Важно использовать игровой подход не только для знакомства с различными материалами, но и для объяснения процесса сортировки и переработки отходов. Привычка сбрасывать мусор в специальные контейнеры является простой и важной. Даже маленькие дети могут запомнить, где находятся эти контейнеры, хотя им еще трудно отличить различные типы мусора.

С самого раннего возраста нужно учить детей заботиться о своих игрушках, если что-то сломалось, стараться починить. Будет хорошо, если ребенок самостоятельно (естественно, с помощью родителей) решит не выбрасывать свои старые игрушки, книги, а передавать их младшим детям или на благотворительность. Уже в возрасте 2–3 лет можно так же объяснить детям о необходимости экономии бумаги, поэтому лучше рисовать с двух сторон листочка.

В данном возрасте особый интерес у детей вызывает вода. Взрослые должны стараться учить детей сохранять водные ресурсы, начиная с себя. Примером для подражания должно служить выключение воды при чистке зубов и предпочтение душа вместо ванны. Объяснения о важности экономии воды должны быть понятными и доступными детям. Кроме того, экономия электроэнергии должна стать неотъемлемой частью их экологической привычки.

Для более глубокого понимания экологических проблем можно использовать наглядные материалы, такие как книги, плакаты или видеоролики и мультфильмы. Дети могут рассматривать, узнавать о важности сохранения природы, о последствиях загрязнения и о возможных способах решения проблемы.

Таким образом, формирование экологических привычек у детей раннего возраста должно вестись ежедневно, ненавязчиво, систематически и планомерно, используя наглядные формы работы. Именно использование наглядных форм работ является эффективным инструментом для формирования экологических привычек у детей. Они помогают детям увидеть важность заботы о природе и перенести эту заботу в свою повседневную жизнь.

Литература:

  1. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада / Н. Ф. Губанова. — Москва: Мозаика-Синтез, 2015.
  2. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации. Available at: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf
  3. Соломенникова, О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста. Конспекты занятий / О. А. Соломенникова. — Москва: Мозаика-Синтез, 2018
  4. Теплюк, С. Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 2–4 лет / С. Н. Теплюк. — Москва: Мозаика-Синтез, 2015
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, окружающая среда, ранний возраст, наглядная форма работы, привычка, экологическая культура, дошкольный возраст, повседневная жизнь, раннее детство, устойчивое развитие.


Ключевые слова

Экология, экологическая культура, дошкольный возраст, природа, ранний возраст, экологические привычки, наглядные формы работы

Похожие статьи

Задать вопрос