Система проектов для развития творческих способностей младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 02.05.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Приходченко, Е. И. Система проектов для развития творческих способностей младших школьников / Е. И. Приходченко, С. Б. Беканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 419-421. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113505/ (дата обращения: 19.05.2024).



В статье предлагаются рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников. Описана авторская программа с применением технологии проектного обучения как средства формирования творческих способностей младших школьников.

Ключевые слова : уровень развития, творческие способности, проектная деятельность, обучающийся, школьник.

На данном этапе развития общества в образовательном процессе особое внимание уделяется формированию творческих способностей учащихся. Одним из эффективных методов, который способствует достижению этой цели, выступает метод проектных технологий. Он помогает учащимся активно включиться в процесс обучения, развить критическое мышление, самостоятельность и усилить творческий потенциал [1].

Нами была разработана и апробирована на экспериментальной группе система проектов. Целью данной системы выступило развитие творческих способностей младших школьников через проектную деятельность.

Задачи данного проекта были следующими:

  1. Развить воображение, фантазию и креативное мышление младших школьников.
  2. Сформировать навык самостоятельной работы.
  3. Простимулировать интерес к учёбе и познанию нового.
  4. Способствовать формированию умения работать в команде.

Рассмотрим проекты, включенные в разработанную систему:

  1. «Мир вокруг нас». Целью данного проекта было изучение окружающего мира и природных явлений. Дети проводили исследование различных природных объектов, наблюдение за изменениями в природе, создавали макеты и модели природных явлений. По итогам проекта была проведена выставка макетов и моделей, презентация исследований.
  2. Следующий примененный нами проект — это «Сказки народов мира». Целью данного проекта было знакомство с культурой и традициями разных стран через сказки.

Во время работы над проектом проводилось чтение сказок разных народов, изучение их особенностей, создание иллюстраций к сказкам. По итогам проекта был проведен конкурс рисунков, театрализованное представление сказок.

  1. Третьим реализованным проектом был проект «Моя семья». Целью данного проекта выступило воспитание уважения к семейным ценностям и традициям. Дети проводили сбор информации о семье, создали генеалогическое древо, подготовили рассказы о своей семье.

По итогам проекта дети провели презентацию генеалогических древ, выставку семейных фотографий.

  1. Проект «Мои увлечения» имел цель: развитие интереса к различным видам деятельности. Дети составляли рассказ о своих увлечениях, создавали поделки, рисовали рисунки, выполнялась подготовка презентаций.

По итогам проекта проводилась выставка работ, а также презентация увлечений.

  1. Последним проектным заданием был выбран проект под названием «Здоровый образ жизни». Целью данного проекта было формирование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.

Дети изучали правила здорового питания, режима дня, гигиены. Следующим этапом было создание плакатов и листовок о здоровом образе жизни. Среди школьников был проведен конкурс плакатов и листовок, викторина о здоровом образе жизни.

Каждый реализованный проект включал в себя несколько этапов: подготовительный этап, основной этап и заключительный этап. Такая система проектов позволила младшим школьникам не только раскрыть свой творческий потенциал, развить навыки самостоятельной работы и научиться работать в команде, но и повысить уровень своего образования.

После реализации данной системы проектов, нами было проведено тестирование творческих способностей детей младшего школьного возраста по двум группам (КГ — с детьми занятия не проводились, ЭГ — дети, выполнившие систему проектов в рамках внеклассной работы)

Проанализировав результаты Опросника креативности (Дж. Рензулли), мы выяснили, что в контрольной группе у 54 % определен низкий уровень креативности. У 42 % учеников контрольной группы креативность находится на нормальном уровне, детей с высоким уровнем креативности — 6 %. При этом в экспериментальной группе произошло существенное изменение: у 35 % детей до сих пор наблюдается низкий уровень креативности, у 35 % учеников креативность находится на нормальном уровне, детей с высоким уровнем креативности — 30 %.

Наглядно результаты опросника можно увидеть на рисунке (Рис. 1).

Степень креативности младших школьников

Рис. 1. Степень креативности младших школьников

Необходимо убедиться в значимости различий показателей между двумя группами, для этого был проведен расчет критерия Манна —Уитни.

Таблица 1

Степень креативности младших школьников по группам

Среднее значение

КГ

ЭГ

U-критерий Манна-Уитни

Уровень

25,2

34,5

23

Анализируя данные U-критерия Манна-Уитни, были выявлены значимые различия уровней креативности. Те же самые действия проведем по результатам методики

Таблица 2

Уровень творческого мышления по методике «Тест творческого мышления (Е. Торренс)»

Уровень творческого мышления

КГ

ЭГ

U-критерий Манна-Уитни

Беглость

40

35

35

Оригинальность

39

42

22

Абстрактность названия

35

31

21

Сопротивление замыканию

38

32

24

Разработанность

30

35

23

Общий показатель

32

36

21

При анализе данных U-критерия Манна — Уитни были выявлены значимые различия по шкалам: Оригинальность, Абстрактность названия, Сопротивление замыканию, Разработанность, Общий показатель.

Таким образом, предложенная нами в данном исследовании система проектов показала себя эффективным инструментом для развития творческих способностей младших школьников. Проекты позволяют учащимся активно включаться в процесс обучения, развить свое критическое мышление, самостоятельность и творческие способности. Педагогам необходимо помнить, что успешное внедрение проектных технологий требует тщательной методической подготовки и планирования. Важно уметь создавать благоприятную атмосферу, поддержать интерес, а также мотивацию учащихся. Система проектов может быть адаптирована под конкретные условия любого учебного заведения либо класса. Данное свойство делает систему проектов универсальным инструментом для развития творческих способностей младших школьников.

Литература:

  1. Агеева, Л. В. Развитие творческих способностей младших школьников [Текст] / Л. В. Агеева // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. — Чита: Молодой ученый, 2017. — С. 79–82.
  2. Бегиева, Б.М Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности [Текст] / Б. М. Бегиева // Вопросы науки и образования. — 2020. — № 25 (109). — С. 16–18.
  3. Есентаева, А. Ж. Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации проектной деятельности [Текст] / А. Ж. Есентаева // Инновации в образовании. — 2019. — № 2 (41). — С. 49–51.
  4. Понуркина, А. С. Проектная деятельность как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста [Текст] / А. С. Понуркина // Евразийское Научное Объединение. — 2020. — № 4 (62). – С. 395–399
Основные термины (генерируются автоматически): система проектов, итог проекта, проект, школьник, здоровый образ жизни, ребенок, творческое мышление, контрольная группа, критическое мышление, Общий показатель.


Похожие статьи

Задать вопрос