Использование технологий личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 30.04.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Приходченко, Е. И. Использование технологий личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения / Е. И. Приходченко, О. О. Белоненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113440/ (дата обращения: 17.05.2024).



Описаны рекомендации по использованию технологии личностно ориентированного обучения в формировании познавательных УУД обучающихся третьего класса на уроках литературного чтения. Сделан акцент на целесообразности использования дифференцированных уровневых заданий в формировании познавательных УУД младших школьников.

Ключевые слова: технология личностно ориентированного обучения, познавательные универсальные учебные действия (УУД), литературное чтение, творческие задачи, уровневая дифференциация.

Личностно ориентированная технология представляет собой систему, основанную на механизмах личностного развития и приводящую к активизации личностных функций обучающихся. На уроках литературного чтения важно формировать познавательные УУД младших школьников с помощью технологии личностно ориентированного обучения, организуя при этом деятельность обучающихся по решению творческих задач (формирование базовых логических и исследовательских умений), а также организуя деятельность обучающихся при помощи информационных и коммуникационных средств (формирование умений работать с информацией).

При разработке дидактических материалов (творческих задач) в условиях реализации технологии личностно ориентированного обучения необходимо соблюдать следующие условия:

— применять задачи проблемного характера, создающие у школьников познавательную потребность, а также позволяющие создавать условия интеллектуального затруднения;

— создавать специальные учебно-познавательные мотивы, так как реальный смысл учения определяется для школьников мотивами и их отношением к предмету;

— ставить задачи, которые своим содержанием направлены на программирование направленности деятельности учащихся на учебные открытия, на фиксацию и усвоение нового способа деятельности [3].

Применение медиаресурсов при решении творческих задач, направленных на формирование умения работать с информацией, позволяет воздействовать напрямую на личность каждого ученика: у обучающихся формируется навык в оценивании себя после выполнения заданий (рефлексия), формируется навык быстро исправлять свои ошибки, что является неотъемлемой частью технологии личностно ориентированного обучения [1].

При использовании на уроках литературного чтения технологии личностно ориентированного обучения в формировании познавательных УУД важно применять дифференцированный подход. Выбор уровня решения творческой задачи обучающимся должен базироваться на содержании субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения, то есть основываться на принципе последовательности — от простого к сложному. Школьники с низким уровнем сформированности познавательных УУД (выявленным по результатам диагностики на констатирующем этапе исследования) могут выполнять творческие задачи второго и третьего уровней при условии, что они выполнили задания первого уровня. Аналогично, школьники со средним уровнем могут выполнять задания третьего уровня.

Творческие задачи разного уровня предполагают дифференциацию содержания заданий по уровню творчества, по уровню трудности и по объёму. Творческое задание третьего уровня должно содержать репродуктивную часть, предложенную для выполнения первого уровня. На первом уровне предлагаются базовые задания, на втором и третьем уровнях — более трудные задания. Дифференциация заданий по объёму материала планирует, что часть учащихся выполнит, кроме основного задания, ещё и дополнительные. Необходимость применения дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся [2].

Ниже представлен пример творческой задачи к уроку литературного чтения в третьем классе «Создание картин природы в произведениях поэтов» с содержанием заданий по уровню трудности (на примере стихотворения И. А. Бунина «Первый снег»). Формируемые познавательные УУД — умение подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам выразительности.

Задание первого уровня предлагает обучающимся рассмотреть иллюстрацию в книге к стихотворению И. А. Бунина «Первый снег» и выбрать среди четырех дополнительно предложенных иллюстраций наиболее подходящую к данному стихотворению. Творческая составляющая данного задания — оформить свою страничку электронной книги с предложенным произведением и выбранной иллюстрацией.

Задание второго уровня предлагает обучающимся рассмотреть иллюстрацию в книге к стихотворению И. А. Бунина «Первый снег» и самостоятельно подобрать в сети Интернет подходящую картину русского художника к тексту указанного стихотворения и оформить страничку электронной книги.

Задание третьего уровня предлагает обучающимся подготовить страничку электронной книги к одному из изученных стихотворений И. А. Бунина по алгоритму: на страничке разместить указанное стихотворение и подходящую по теме стихотворения картину одного из русских художников.

Таким образом, использование уровневой дифференциации при разработке заданий в формировании познавательных УУД направлено на приобретение младшими школьниками уверенности в своих способностях, позволяет воздействовать напрямую на личность каждого обучающегося, что является неотъемлемым условием личностно ориентированного обучения.

Литература:

  1. Брянцева, М. В. Технология личностно ориентированного образования как стратегическое направление развития современной начальной школы / М. В. Брянцева, С. Ю. Шаблий. — Текст: непосредственный // Инновационные образовательные технологии в современной начальной школе. — Москва: Перо, 2021. — С. 17–22.
  2. Кривова, О. А. Технология уровней дифференциации как средство активизации познавательной деятельности младших школьников / О. А. Кривова. — Текст: непосредственный // Студенческий вестник. — 2021. — № 46–1(191). — С. 36–38.
  3. Яяева, А. М. Феномен личностно ориентированного обучения младших школьников / А. М. Яяева. — Текст: непосредственный // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. — 2016. — № 8. — С. 41–44.
Основные термины (генерируются автоматически): ориентированное обучение, литературное чтение, электронная книга, деятельность обучающихся, дифференциация заданий, задание первого уровня, задание третьего уровня, творческая задача, уровень трудности, уровневая дифференциация.


Ключевые слова

литературное чтение, творческие задачи, технология личностно-ориентированного обучения, познавательные универсальные учебные действия (УУД), уровневая дифференциация

Похожие статьи

Задать вопрос