Стимулирование импортозамещения в области программного обеспечения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 25.04.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Холодов, Н. Е. Стимулирование импортозамещения в области программного обеспечения / Н. Е. Холодов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 206-209. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113392/ (дата обращения: 09.05.2024).



В статье проводится обзор процесса внедрения отечественного программного обеспечения (ПО) в России с целью импортозамещения и развития технологической независимости. С 2016 года появилось множество конкурентоспособных российских аналогов зарубежного ПО, однако не все категории ПО можно заменить на отечественные аналоги. В государственных и акционерных компаниях отмечается наибольшее число переходов на российское ПО, но уровень использования может значительно различаться в разных сегментах рынка. Планируется, что к 2030 году российские решения займут до 90 % рынка, но процесс перехода не прост и требует времени. Недостаток квалифицированных специалистов и финансовые затраты также осложняют этот процесс. Правительство вводит ряд мер, включая увеличение грантов на разработку отечественных продуктов и создание требований по совместимости ПО с российскими операционными системами. Рекомендуется введение дифференцированных налоговых ставок для стимулирования политики импортозамещения в IT-сфере и привлечения квалифицированных кадров.

Ключевые слова: уровень импортозависимости, импортозамещение в IT, российское программное обеспечение, санкционные ограничения, реестровое программное обеспечение, информационные технологии.

The article reviews the process of introducing domestic software in Russia for the purpose of import substitution and development of technological independence. Since 2016, many competitive Russian analogs of foreign software have appeared, but not all categories of software can be replaced by domestic analogs. State-owned and joint-stock companies have the highest number of transitions to Russian software, but the level of utilization can vary significantly across different market segments. It is planned that by 2030 Russian solutions will occupy up to 90 % of the market, but the transition process is not easy and takes time. Lack of qualified specialists and financial costs also complicate the process. The government is introducing a number of measures, including increasing grants for the development of domestic products and creating requirements for software compatibility with Russian operating systems. It is recommended to introduce differentiated tax rates to stimulate import substitution policy in the IT sphere and attract qualified personnel.

Keywords: level of import dependence, import substitution in IT, Russian software, sanctions restrictions, registry software, information technologies.

В первой половине 2022 года многие крупные иностранные поставщики программного обеспечения (ПО) прекратили ведение бизнеса на территории России. К ключевым из них можно отнести: Adobe, Alphabet, Amazon, AMD, Apple, Autodesk, Buypass, Cisco, Dell Technologies, Ericsson, Fortinet, GitLab, HPE, IBM, Intel, JetBrains, Microsoft, NetApp, Oracle, Red Hat, SAP, TeamViewer, VMware. Часть иностранных компаний полностью остановила предоставление услуг, некоторые ограничили доступ к своему ПО в будущих отечественных проектах, оставив заключенные ранее обязательства в силе. Но так или иначе это сильно повлияло на доступность иностранных программ российским пользователям.

С одной стороны действующие программы продолжают функционировать, с другой они перестают поддерживаться и обновляться разработчиками. В будущем это серьезно коснется эффективности их работы, из-за невозможности продлить лицензию, обновить или устранить разного рода уязвимости не получится. В худшем положении находятся сервисы облачного хранилища и прочие, которые предоставляли продукцию по подписке, доступ к ним полностью закрыт.

Одной из главной проблем невозможности обновить существующие иностранные программы является снижение информационной безопасности из-за отсутствия обновлений. Вследствие чего российские компании взяли курс на замену существующих иностранных IT решений отечественными аналогами или продуктами с открытым исходным кодом, которые не попадают под западные ограничения.

Отдельной проблемой в переходе на новое программное обеспечение является необходимость корректировок в бюджет, который составлялся до 2022 года, и не был готов к таким резким изменениям. Наибольшая потребность в нахождении аналогов наблюдается у госорганизаций и компаний с высоконагруженными комплексными системами и специализированным ПО.

Политика цифровой трансформации стала одной из главных целей национальной политики развития до 2030 года и связана с другим важным проектом по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий. Обе инициативы существуют с 2016 года и изначально были в первую очередь направлены на реализацию в госорганах и компаниях с государственным участием. В том же году был введен запрет на приобретение программ для ЭВМ и без данных, обеспечивающих нужды государственных и муниципальных органов, ели они произведены иностранными компаниями. Однако, если в реестре российского ПО нет программ того же класса или они не соответствуют техническим характеристикам требуемым заказчиком, это является исключением и допускает возможность приобретения зарубежного софта.

Перечень российского программного обеспечения действует с 2016 года и на апрель 2022 года содержал более 13 000 наименований. Несмотря на принятый в том же году план перехода на отечественный софт, большая часть госзаказчиков в 2020 году еще не начинали проводить замену. И в 2022 году после ухода иностранных компаний и введения санкций, доля российского ПО на рынке не превышала 10 % [1].

В настоящее время появилось множество новых законодательных актов, поддерживающих российских производителей программного обеспечения и увеличивающих информационную безопасность в ключевых сферах. С 31 марта 2022 года приобретение импортного оборудования в критической инфраструктуре требует соответствующего согласования, и в планах с 2025 года ввести полный отказ в использовании иностранного софта в этой сфере [1].

Как и ожидалось в первую очередь перевод выполняется в государственных органах, для чего используют импортонезависимые программы, созданные отечественными компаниями, а также программное обеспечение с открытым исходным кодом. В апреле 2022 года видеоконференции органов государственного управления проводятся с использованием российских продуктов, вместо популярных до этого Microsoft Teams, Zoom, Webex и др.

Также для частных организаций, способных разработать собственное ПО, введено множество поддерживающих мер: освобождение налоговых проверок и уплаты налога на прибыль, льготные кредиты, программные гранты. Так же работникам IT сферы предоставляется льготная ипотека и отсрочка от армии, в целях сдержать отток специалистов. Помимо этого, правительство обсуждает возможность освободить специалистов от уплаты НДФЛ [2].

С 2016 года появилось множество конкурентноспособных российских аналогов, которые вошли список рекомендуемого в качестве замены иностранного программного обеспечения, он включает в себя 15 категорий, некоторые из которых: антивирусы, социальные сети, веб-браузеры, мессенджеры, программы для видеоконференций. Однако на данный момент не каждое ПО представляется возможным заменить. Если российских решений из категорий перечисленных выше достаточно много, то, например, некоторые программные продукты Adobe заменить на аналогичное программное пока не получается [3].

Наибольшее число переходов на российское ПО наблюдается в госкомпаниях, в том числе в акционерных обществах с государственным участием, которые входят в отдельный перечень цифровой трансформации, утвержденный правительством в 2021 году.

Тем не менее, в разных сегментах уровень использования российского ПО может существенно отличаться. Например, в сфере ИБ по оценкам Фонда «Центр стратегических разработок» еще в 2022 г. российские вендоры занимали 70 % рынка. Аналитики J’son&Partners Consulting оценили долю российских решений на рынке офисного ПО в 2022 г. в 12 % и уверены, что к 2027 г. она составит 85 %. Эксперты «СберАналитики» подсчитали, что 77 % компаний уже используют отечественные системы работы с данными [3].

Планируется, что к 2030 г. 90 % этого рынка займут отечественные программы. Однако процесс идет непросто. Сложности очевидны, заказчики не готовы ждать результатов комплексных, больших проектов, поэтому ищут новые подходы и решения. Компании уже сделали большие инвестиции в существующий ИТ-ландшафт и, конечно, хотели бы быстрее использовать созданные наработки. Бизнес привык работать с тем, что внедрено и опасается чего-то нового. Компаниям сложно отказываться от западных решений, которыми они пользовались много лет [4].

По большей части на эффективность перехода влияет недостаток времени. Для полной замены требуется подобрать аналог, провести его тестирование, создать необходимую документацию, обучить персонал, что делает процесс менее быстрым. А если продукт разрабатывается с нуля это время увеличивается многократно. По мнению правительства, замена сложных IT-систем для бизнеса займет от 3 до 5 лет и будет проходить поэтапно [5].

Число отечественных продуктов в реестре российского ПО растет — на 26 февраля 2024 г. в нем содержалось 20,3 тыс. решений. Напомним, что на 31 декабря 2021 г. их было 12,3 тыс., а в апреле 2022 г. только 13 000 [5].

На фоне такого разнообразия отечественных решений неизбежно встает вопрос, как избежать реинкарнации «информационного зоопарка», с которым компании активно боролись еще несколько лет назад. Решить проблему намеревается Минцифры — в 2024 г. по инициативе министерства появятся требования по совместимости предлагаемого ПО с операционными системами (ОС), созданными российскими компаниями-разработчиками. Сначала будет отобрано несколько российских ОС, первоочередная совместимость с которыми будет указана в обновленных требованиях [5]. Затем планируется начать введение этих требований для отдельных классов ПО, для остальных классов — в течение нескольких лет.

Еще одна задача — создавать не просто аналоги западных решений, а принципиально новые продукты, которые будут конкурентоспособны за пределами России. Только так можно превратить импортозамещение в технологическую независимость РФ в секторе ИКТ, перейти от импорта к экспорту программного обеспечения.

Сильно осложняет процесс импортозамещения и недостаток квалифицированных специалистов. Даже несмотря на то, что многие разработчики, после ухода зарубежных компаний, нашли себе работу в российских предприятиях. Но так или иначе, большая масса специалистов в 2022 году покинули страну. По подсчетам в настоящее время в стране работают около 400 000 программистов, и наблюдается дефицит кадров примерно в 150 000 человек, и тенденций к его понижению не наблюдается. Из-за этого сильно повышается риск отставания России от других стран не только в сфере информационных технологий, но и во всех остальных, так как разного рода программное обеспечение необходимо везде и не на весь софт находятся аналоги [6].

Также важным вопросом в импортозамещении ПО являются финансовый аспект, полная замена ПО требует огромных инвестиций, так как переход на новые системы нуждается в серьезной перестройке бизнес-процессов. Для этого правительство развернула проект «Цифровые технологии», в рамках которого был увеличен размер грантов на разработку отечественных продуктов с 300 млн до 500 млн рублей. Так же для проектов, имеющих особую значимость, направленных на устранение разного рода рисков и последствий санкций со стороны иностранных государств и на ускорение развития отечественной IT отрасли, государство готово выделить до 6 млрд рублей. Доля софинансирования со стороны получателя гранта должна быть не меньше 20 % [3].

Подводя итоги оценки эффективности проведения политики импортозамещения в области программного обеспечения РФ, можно отметить, что процесс ускорился по сравнению с предыдущими годами, но все еще не носит комплексный характер. Заменяются преимущественно отдельные программы. Для более эффективного стимулирования политики импортозамещения в сфере IT и сокращения оттока квалифицированных кадров за рубеж, рекомендуется изменить подходы к стимулированию IT- специалистов (физических лиц), а не только IT-компаний (юридических лиц). Как уже отмечалось ранее, непосредственные разработчики отечественного программного обеспечения в качестве финансового стимула имеют только льготы по ипотеке. Предлагается внедрить в качестве финансового инструмента стимулирования IT специалистов пониженную дифференцированную ставку НДФЛ в зависимости от значимости и уровня локализации разрабатываемого программного обеспечения.

Литература:

  1. Педанов Б. Б. Перспективы импортозамещения в сфере цифровизации экономики россии в условиях санкций // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2022. № 3. С. 118–125.
  2. Шушунова Т. Н., Вакуленко В. Ф., Самороков А. В., Лашманкина К. Ю. Влияние обострения глобальных вызовов на стратегию цифровой трансформации наукоемких производств // Транспортное дело России. 2022. № 1. С. 131–133.
  3. Морозова Н. В., Мамчуев А. К., Хатуаев Т. А. Импортозамещение программного продукта в России // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 44. С. 367–370.
  4. Азиева Р. Х. Мониторинг результатов цифровой трансформации в нефтегазовой отрасли // // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 40. С. 21–28.
  5. Жигалов В. И. Цифровая экономика и импортозамещение: этапы и перспективы развития в России // Дискуссия. 2023. № 2. С. 95–106.
Основные термины (генерируются автоматически): программное обеспечение, компания, программа, продукт, решение, государственное участие, информационная безопасность, отечественное программное обеспечение, открытый исходный код, полная замена.


Ключевые слова

информационные технологии, уровень импортозависимости, импортозамещение в IT, российское программное обеспечение, санкционные ограничения, реестровое программное обеспечение

Похожие статьи

Задать вопрос