Добровольный отказ от совершения преступления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 25.04.2024

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Качанова, О. В. Добровольный отказ от совершения преступления / О. В. Качанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 289-291. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113379/ (дата обращения: 16.05.2024).



В данной научной статье рассматривается институт добровольного отказа от совершения преступления и обуславливается его роль в уголовном праве. Кроме того, автором проводится сравнение и выявление различий между добровольным отказом от совершения преступления и деятельным раскаянием.

Ключевые слова: стадии преступления, добровольный отказ от совершения преступления, деятельное раскаяние, неоконченное преступление.

This scientific article examines the institution of voluntary refusal to commit a crime and determines its role in criminal law. In addition, the author compares and identifies differences between voluntary refusal to commit a crime and active repentance.

Keywords : stages of the crime, voluntary refusal to commit the crime, active remorse, unfinished crime.

Одной из первостепенных задач российского уголовного права является предупреждение преступности. Реализация данной задачи осуществляется с помощью различных уголовно- правовых механизмов, в том числе, добровольный отказ от совершения преступления.

Если обратиться к отечественному законодательству советского периода, то можно заметить, что в нем отсутствует понятие добровольного отказа от преступления. Данный пробел уголовного законодательства восполнялся учеными-теоретиками, которые давали рекомендации, касающиеся понятия и признаков добровольного отказа от совершения преступления, мотивов, по которым лицо отказывается от совершения преступления, возможности лица отказаться от совершения преступления на стадиях подготовки к преступлению и покушения на преступление. Однако все равно часть вопросов, которые касались добровольного отказа от совершения преступления, были не разрешены даже на теоретическом уровне. Еще на стадии обсуждения и принятия проектов нового уголовного кодекса наметилась тенденция к правовой регламентации преступлений, которые не были доведены до конца по причине того, что лицо добровольно отказалось от его совершения.

Впервые институт добровольного отказа от преступления был закреплен в ст. 31 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г., согласно которой, «добровольным отказом от преступления признается прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца».

Таким образом, под добровольным отказом понимается окончательное, добровольное пресечение начатого преступления, если лицо самостоятельно осознало возможность его завершения. Согласно уголовному законодательству РФ, лицо, которое добровольно и окончательно отказалось от доведения преступления до конца, не подлежит уголовной ответственности. Но в случаях, когда лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности, если содеянное имеет другой состав преступления. [8]

В настоящее время в науке уголовного права отведено огромное внимание изучению данного института. Вместе с тем, при анализе норм права, регламентирующих добровольный отказ от преступления, можно выявить спорные решения, которые отрицательно сказываются на практике разрешения соответствующих уголовных дел, затрудняет правоприменителям определять момент окончания некоторых составов преступления. В связи с чем, на наш взгляд, имеет место быть потребность в новых, более полных, подробных, проработанных исследованиях проблем добровольного отказа от преступления.

В научной литературе господствует позиция, согласно которой норма уголовного закона о добровольном отказе от совершения преступления может быть применена на практике, если преступление, от которого отказалось лицо, является неполным. Так, В. Ф. Караулов полагает, что указанными соображениями составители УК РФ руководствовались при размещении нормы о добровольном отказе от совершения преступления рядом с нормой, регламентирующей покушение на преступление и подготовку к преступлению [7].

Добровольный отказ от преступления имеет свои субъективные и объективные признаки, которые являются предметом дискуссий на протяжении довольно долгого времени.

В настоящее время среди ученых сложилось многочисленное количество мнений относительно субъективных признаков добровольного отказа от преступления. Если рассматривать легальное определение добровольного отказа от преступления, данное Уголовным кодексом РФ, то в качестве признаков выступают такие как добровольность и окончательность.

Вместе с тем, существует и иная позиция относительно признаков добровольного отказа от преступления, высказанная целым рядом исследователей, таких как В. Д. Иванов, А. В. Наумова и другие, которые утверждают, что к существующему перечню признаков необходимо добавить осознание лицом возможности доведения преступления до конца [4, с. 14].

Итак, какие же признаки характеризуют институт добровольного отказа от совершения преступления. В теории уголовного права выделяют три основных признака:

  1. Добровольность, в соответствии с которым, лицо по собственной воле и собственному желанию сознательно пресекает начатое им преступное деяние. Уголовно — правового значения мотивы, побудившие лицо отказаться от доведения преступления до конца, не имеют значение. Это может быть боязнь разоблачения, страх перед грозящим наказанием, чувство жалости к жертве и т. д. Важно учитывать и тот факт, что инициатива в отказе от совершения преступного деяния может исходит как от самого лица, так и от других лиц при помощи советов, просьб, убеждений;
  2. Окончательность, в соответствии с которым лицо окончательно и полностью прекращает выполнение общественно опасного деяния, а не на определенный промежуток времени. В том случае, если завершение преступления откладывается на время, по независящим от лица обстоятельствам, то добровольный отказ невозможен;
  3. Осознание возможности доведения преступления до конца. Лицо должно осознавать такую возможность, даже если его мнение противоречит сложившиеся ситуации.

Следует отметить, что добровольный отказ от совершения преступления возможен лишь на стадиях приготовления к преступлению и покушения на преступление [9].

На практике довольно часто смешивают понятия «добровольный отказ» и «деятельное раскаяние». Стоит заметить, что эти понятия не являются тождественными, они различны между собой. Добровольный отказ возможен только на стадиях приготовления или покушения, а деятельное раскаяние — после окончания преступления. Деятельное раскаяние — обстоятельство, смягчающее наказание (п. «и« ч. 1 ст. 61 УК). В ряде случаев и при наличии признаков, предусмотренных ст. 75 УК РФ, деятельное раскаяние служит основанием для освобождения лица, впервые совершившего преступление, от уголовной ответственности не только за преступление небольшой или средней тяжести, но и за более тяжкие преступления, если это указано в примечание к статьям Особенной части УК РФ.

С субъективной стороны добровольный отказ является умышленным деянием. Лицо при добровольном отказе осознает возможность доведения преступления до конца и, несмотря на это, прекращает начатое преступление. Решение об отказе от совершения преступления лицо должно принять осознанно, без какого-либо принуждения, по своей воле.

Мотивы добровольного отказа разнообразны, это может быть и боязнь разоблачения, жалость по отношению к жертве, они не имеют уголовно-правового значения.

Если рассматривать преступления с материальным составом, то отказ исключает уголовную ответственность, если он произошел до наступления общественно опасных последствий, при формальных составах — до окончания деяния. Пожалуй, это является главным отличием добровольного отказа и деятельного раскаяния, т. к. если первый возможен на стадиях приготовления или покушения, то при наличии оконченного преступления возможно деятельное раскаяние.

Сущность деятельного раскаяния заключается в признании субъектом преступления своей вины, а также его раскаянии в содеянном. Отказ же есть либо прекращение приготовления к преступлению, либо прекращение покушения на преступление [3, с. 81] (т. е. добровольный отказ возможен на стадии приготовления к преступлению и на стадии неоконченного покушения, что может заключаться и в активном, и в пассивном поведении, например, лицо уничтожает орудие, предназначенное для убийства, или прекращает действия, направленные на достижение преступной цели).

Еще одним существенным отличием является то, что добровольный отказ возможен лишь при умышленном преступном поведении, в то время как деятельное раскаяние возможно и после совершения неосторожного преступления [5, с. 155].

Статья 31 УК РФ предусматривает, что добровольный отказ от совершения преступления исключает привлечение виновного к уголовной ответственности за то, что оно намеревалось сделать. Однако если им до момента отказа от реализации основного преступления уже были совершены какие-либо общественно опасные действия, он должен нести за это соответствующую ответственность.

В свою очередь, деятельное раскаяние при определенных условиях может учитываться в качестве смягчающего обстоятельства при назначении наказания (ст. 61 УК), а также служить одним из условий освобождения лица от уголовной ответственности (ст. 75 УК).

Добровольный отказ от действий лица, не совершившего преступления в силу объективной невозможности их продолжения, не может рассматриваться как добровольный отказ от совершения преступления.

Так, А. пытался изнасиловать О., однако последняя нанесла ему несколько болезненных ударов, после которых тот прекратил преступление. Суд не признал в действиях А. добровольного отказа. А. прекратил преступление по собственной воле, однако преступление прекращено из-за нежелания получить телесные повреждения в ходе его совершения и большой вероятности быть разоблаченным. При добровольном отказе от доведения преступления до конца лицу, начавшему совершать преступление, никакие внешние обстоятельства не мешают продолжить преступление [10].

Таким образом, для того, чтобы признать действия лица в качестве

добровольного отказа от совершения преступления необходимо установить наличие добровольного решения лица о прекращении преступной деятельности (активное предотвращение преступных последствий или воздержание от продолжения действий, образующих, по смыслу закона, уголовно наказуемое деяние) и констатировать его наличие.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что институт добровольного отказа от совершения преступления занимает важное место в уголовном праве.

В заключении автор также приходит к выводу, что было бы правильно изложить ч.1 ст.31 УК РФ следующим образом: «Добровольным отказом от преступления признается окончательное прекращение лицом по собственной воли создания условий для совершения умышленного преступления либо действий (бездействий), непосредственно направленных на совершение умышленного преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца».

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6–ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7–ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63 — ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  3. Жиров Р. М., Кештов М. А. Проблемные вопросы о стадиях преступления при добровольном отказе // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 3 ч. Ч. 3. — Пенза, 2017. — С. 80–82.
  4. Иванов В. Д. Ответственность за покушение на совершение преступления по советскому уголовному праву: автореф. дис.... канд. юрид. наук / B. Д. Иванов. — М., 1968. — 24 с.
  5. Куликова С. В., Шахбазов Р. Ф. Добровольный отказ от преступления и деятельное раскаяние в российском уголовном праве // В сборнике: Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики. Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. — 2016. — С. 154–157.
  6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В. Т. Томина, В. В. Сверчкова. — М.: Юрайт, 2009. — 239 с.
  7. Караулов В. Ф. Уголовное право. Общая часть. М., 2018, с. 114.
  8. Сизов А. А., Шахбазов Р. Ф., Андреева Н. А. Соисполнительство в российском уголовном праве // Инновации, качество и сервис в технике и технологиях Сборник научных трудов 6-й Международной научно-практической конференции. Горохов А. А. (отв. ред.). — 2016. — С. 259–261.
  9. Шахбазов Р. Ф., Парьева В. Г. К вопросу о дифференциации уголовной ответственности несовершеннолетних в зависимости от возраста // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты Ответственный редактор: Горохов А. А. — 2015. — С. 334–336.
  10. Апелляционное определение Липецкого областного суда от 22.03.2021 по делу N 22–233/2021 // СПС «Консультант плюс».
Основные термины (генерируются автоматически): Добровольный отказ, совершение преступления, деятельное раскаяние, преступление, лицо, уголовная ответственность, возможность доведения преступления, доведение преступления, стадий приготовления, УК РФ.


Ключевые слова

неоконченное преступление, деятельное раскаяние, стадии преступления, добровольный отказ от совершения преступления

Похожие статьи

Задать вопрос