Некоторые вопросы прокурорского надзора за исполнением законов в сфере образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 03.05.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Ворчик, В. А. Некоторые вопросы прокурорского надзора за исполнением законов в сфере образования / В. А. Ворчик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — URL: https://moluch.ru/archive/517/113378/ (дата обращения: 09.05.2024).



Прокурорский надзор в сфере образования играет важную роль в защите прав несовершеннолетних. В статье рассмотрены основные нарушения, выявляемые органами прокуратуры в процессе организации проверок образовательных учреждений.

Ключевые слова: прокурорский надзор, несовершеннолетние, образование, меры прокурорского реагирования, защита прав детей.

Prosecutor's supervision in the field of education plays an important role in protecting the rights of minors. The article considers the main violations detected by the prosecutor's office in the process of organizing inspections of educational institutions.

Keywords: prosecutor's supervision, minors, education, measures of prosecutor's response, protection of children's rights.

В современном обществе защита прав несовершеннолетних является одной из важнейших задач, особенно в сфере образования. Принципиально важной является статья 43 Конституции Российской Федерации, где указывается, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях [1].

Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что одним из безусловных приоритетов органов прокуратуры является охрана прав несовершеннолетних. Президент поставил задачу — «обеспечить их надежную защиту от разного рода посягательств» [2]. В этой связи прокурорский надзор играет существенную роль в обеспечении соблюдения прав детей, а также гарантирует их безопасность и благополучие.

Основным направлением прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних является защита прав детей на получение качественного образования. Прокурорский надзор также является важным инструментом предотвращения и пресечения любых форм насилия, издевательств, дискриминации и эксплуатации несовершеннолетних в образовательных учреждениях. Прокуроры активно реагируют на сообщения о нарушениях прав детей, проводят проверки и привлекают виновных к ответственности.

Кроме того, прокуроры помогают решать конфликты между образовательными учреждениями и родителями или опекунами несовершеннолетних. Когда возникают разногласия или споры о правах детей или деятельности образовательных учреждений, прокуроры выступают в роли посредников и в случае необходимости применения закона исходят из интересов и блага ребенка.

На совещании о подведении итогов работы органов прокуратуры в первом полугодии 2023 г. Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов отметил, что в сфере образования выявлено свыше 130 тысяч нарушений [3].

Одной из ключевых проблем является доступность дошкольного образования. При этом дошкольное образование считается важным этапом в развитии ребенка, оно играет ключевую роль в формировании физических, эмоциональных, социальных и когнитивных навыков, которые являются основой для дальнейшего успешного обучения. Однако многие дети не имеют возможности посещать дошкольные учреждения из-за их отсутствия в их районах или из-за долгих списков ожидания. В результате многие дети остаются дома, лишены возможности получить надлежащее дошкольное образование.

Так, в ходе проверки выявлено, что в нарушение закона в селе Екатеринославка Октябрьского района не имелось достаточного количества мест в детском саду, в связи с чем дети не имели возможность посещать дошкольное образовательное учреждение. Более того, в указанном населенном пункте с нарушением установленных сроков велось строительство детского сада. В связи с выявленными нарушениями внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения устранены, детский сад построен, местами в дошкольном учреждении обеспечены все дети [4].

Для решения проблемы доступности дошкольного образования необходимо принять меры на разных уровнях. Во-первых, государственные и муниципальные органы должны внимательно изучать и анализировать текущую ситуацию и выделять достаточное количество ресурсов для создания и поддержки новых дошкольных учреждений. Необходимо также разработать и принять долгосрочные планы развития дошкольного образования, чтобы обеспечить его стабильное функционирование и рост в будущем.

Во-вторых, необходимо содействовать частным инвестициям в дошкольное образование. Частные инвесторы могут играть значительную роль в развитии дошкольных учреждений и улучшении доступности для детей. В этом случае важно создать благоприятную инвестиционную среду, предоставить налоговые льготы, которые могут привлечь частные инвестиции в образование.

В-третьих, необходимо принять дополнительные меры, направленные на активизацию прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав несовершеннолетних в части надзора за исполнением законодательства об образовании.

Таким образом, доступность дошкольного образования является актуальной проблемой в настоящее время. Она требует совместных усилий со стороны государства, общества и частных инвесторов для разработки и реализации эффективных мер, которые обеспечат всеобщий доступ детей к качественному дошкольному образованию. Только таким образом мы сможем обеспечить полноценное развитие и будущее нашей страны.

Кроме того, при проверке локальных нормативных актов образовательных организаций прокурорами вскрываются факты несоответствия их действующему законодательству. Это указывает на нарушение правил и требований, установленных для образовательных учреждений. Такие нарушения могут привести к неблагоприятным последствиям для обучающихся, и, следовательно, нуждаются в немедленном вмешательстве.

Один из типичных примеров таких нарушений — осуществление образовательной деятельности без необходимой лицензии. Лицензирование является обязательным для всех образовательных учреждений и предоставляет гарантию соответствия стандартам качества обучения. Осуществление деятельности без лицензии может повлечь за собой негативные последствия для обучающихся.

Нарушения прав детей при их приеме в образовательные организации — еще одна проблема, выявляемая прокурорами при проверке нормативных актов. Все дети имеют право на равный доступ к образованию, и любые ограничения или препятствия, которые могут возникнуть при приеме в учебные заведения, должны быть решены в соответствии с законодательством.

Также возникают ситуации, когда образовательные организации не предоставляют бесплатные учебники и учебные пособия на период обучения [5]. Это противоречит законодательству о праве на бесплатное образование и создает дополнительное бремя для семей, особенно для тех, которые не могут себе позволить покупку необходимого учебного материала.

Также в Генеральную прокуратуру Российской Федерации поступают многочисленные обращения граждан по вопросам применения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части обеспечения прав детей, не прошедших туберкулинодиагностику, на получение образования. Родители выражают несогласие с отстранением таких детей от очного образовательного процесса до предоставления справки от врача-фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом.

При этом в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне указанных организаций (в форме семейного образования и самообразования), а также допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Отсутствие обследования на туберкулезную инфекцию не является основанием для отказа в зачислении ребенка в образовательную организацию, а только предполагает последующий выбор формы обучения, исключающей посещение необследованным ребенком здорового детского коллектива.

Выявление этих нарушений и действенное реагирование на них со стороны прокуратуры являются важными шагами для обеспечения соответствия образовательных учреждений законодательству и защиты прав и интересов детей.

Также следует отметить, что в условиях пандемии оснащенность образовательных организаций техническими средствами приобретает особую актуальность. В связи с переходом на дистанционную форму обучения, эффективное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) становится необходимостью. Однако, в ходе проверок образовательных учреждений, прокуроры вскрывают факты недостаточной укомплектованности аудиторий и некорректного использования технических средств обучения [6].

Недостаточная укомплектованность аудиторий техническими средствами влечет за собой негативные последствия для обучающихся. Без доступа к соответствующей технологической инфраструктуре, дети могут столкнуться с ограничениями в получении полноценного образования. Недостаток компьютеров, интерактивных досок, проекторов и других технических средств может вызывать затруднения в проведении уроков, а также возникающие технические проблемы могут приводить к неполноценной работе образовательных процессов.

Также важно отметить, что некорректное использование уже имеющихся технических средств обучения также является проблемой. При проверке образовательных организаций прокуроры обнаруживают случаи, когда технические средства не используются должным образом или их потенциал не полностью реализован. Беспорядочное применение ИКТ в образовательном процессе может негативно сказываться на качестве образования и не дать ожидаемых результатов.

Решение проблемы недостаточной укомплектованности аудиторий техническими средствами обучения требует системного подхода. Необходимо улучшить планирование бюджета образовательных организаций, выделять достаточные средства на закупку и обновление технического оборудования. Также важно проводить регулярное обслуживание и обновление имеющейся техники для ее бесперебойного функционирования.

Помимо этого, следует улучшить процессы подготовки педагогических кадров к работе с ИКТ. Профессиональное развитие учителей в области эффективного использования технических средств обучения должно стать приоритетом. Образовательные организации и государственные органы должны содействовать проведению специальных курсов, тренингов и мероприятий, направленных на повышение компетенций педагогов в области использования современных технологий.

Нередко выявлялись нарушения, связанные с образовательным процессом. К сожалению, в некоторых случаях образовательные учреждения не уделяют должного внимания реализации программ для всех учащихся, включая инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это может привести к неравному доступу к знаниям и неполноценному обучению для данной категории детей. Прокуратура играет важную роль в выявлении таких случаев и пресекает нарушения со стороны образовательных организаций, обеспечивая получение качественного образования всеми учащимися. Например, на территории Красноярского края выявлены нарушения прав детей, обучающихся на дому, дети не имели бесплатного двухразового питания и не получали помощь учителя-дефектолога. Принятыми мерами прокурорского реагирования права детей восстановлены [7].

Наряду с проверками прокурорами большое внимание уделяется вопросам правового просвещения обучающихся в образовательных учреждениях.

Помимо лекций, проводимых в учебных заведениях, прокурорами издаются буклеты, готовятся информационные письма, которые в последующем направляются для размещения на информационных стендах образовательных учреждений, проводятся экскурсии, семинары в зданиях прокуратуры, практикуется трансляция учебных видеоматериалов, проводятся «юридические олимпиады», деловые игры, организуются мероприятия при содействии учреждений культуры и образования, воспитанники различных учебных заведений приглашаются на судебные заседания.

Значительное внимание уделяется проведению индивидуальных профилактических бесед с несовершеннолетними, состоящими на различных специализированных учетах (в том числе повторно совершившими преступления) и их законными представителями, в ходе которых ориентируют на законопослушное поведение, устанавливают причины и условия совершения преступлений, и при наличии оснований принимают соответствующие меры реагирования.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних включает в себя решение широкого спектра вопросов и направлен на обеспечение реального исполнения законодательства, предотвращение и пресечение нарушений прав детей, обеспечение их безопасности и благополучия. Важным аспектом прокурорского надзора является также взаимодействие с другими органами и институтами, занимающимися защитой прав несовершеннолетних, такими как полиция, суды, органы опеки и попечительства, образовательные учреждения и другие. Только взаимодействие всех заинтересованных сторон может обеспечить эффективную защиту и безопасность детей.

Мы полагаем, что в условиях современности стоит пробовать перенимать и адаптировать к правовому полю и менталитету нашей страны зарубежный опыт в некоторых вопросах прокурорского надзора за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних. Например, в КНР в последние годы Органы прокуратуры предпринимают все большие усилия по защите несовершеннолетних. В частности, что касается вопросов безопасности на территории учебных заведений, ВНП (Верховная народная прокуратура) Китая тесно сотрудничает с органами министерства образования и школами для ее повышения. Отмечается, что в Китае комплексная защита несовершеннолетних может быть реализована только при наличии защиты в шести областях: судах, семье, школах, обществе, киберпространстве и правительстве [8]. Данный способ защиты на наш взгляд является довольно прогрессивным и вполне мог бы быть интегрирован в правовую среду нашей страны.

Отличительной чертой системы надзора в сфере образования и науки в Китае является сочетание двух основных форм контроля — по принципу «сверху вниз» и по принципу «снизу вверх» [9].

В Китае система надзора за учебными дисциплинами претерпела значительные изменения в последние годы. Ранее основное внимание уделялось контролю за преподаванием учебных предметов, зачастую оставляя за рамками вопросы нравственного воспитания и развития педагогического состава. Это приводило к разногласиям и противоречиям между надзорной системой и образовательной деятельностью.

Однако, начиная с 2018 года, в КНР было принято решение пересмотреть подход к надзору за учебными дисциплинами. Было решено внедрить новую индексную систему оценки и мониторинга, которая включает в себя не только контроль за преподаванием, но и аспекты духовно-нравственного воспитания, обучение и подготовку педагогических кадров, а также учебно-исследовательскую деятельность.

Это изменение позволило четко установить границы между различными аспектами образовательной системы и обеспечить комплексный контроль за всеми важными аспектами учебного процесса. По мере совершенствования системы образования и стремлении повысить качество преподавания, школы в различных районах и уездах Китая будут уделять все большее внимание надзору за содержанием и качеством преподавания учебных дисциплин.

Этот шаг направлен на обеспечение устойчивого развития образования в Китае и поддержание высоких стандартов профессионализма в педагогической сфере. Внедрение новой системы надзора создаст благоприятную среду для развития образовательных учреждений и повышения общего уровня образования в стране.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что защита прав ребенка — это одна из приоритетных и важных задач нашего государства, прокурорский надзор имеет огромное значение для обеспечения защиты прав несовершеннолетних в сфере образования. Он играет важную роль в обеспечении качественного образования, предотвращении насилия и дискриминации, а также защите интересов детей. Прокурорский надзор должен быть поддержан соответствующими ресурсами и усилиями всех заинтересованных сторон, чтобы обеспечить наилучшие условия для развития и защиты детей в сфере образования.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г.

2. Путин отметил важность охраны прав несовершеннолетних // URL: https://ria.ru/20200317/1568725229.html. (дата обращения 01.04.2023).

3. Под председательством Генпрокурора России Игоря Краснова состоялось совещание «О подведении итогов работы органов прокуратуры в первом полугодии 2023 г. и исполнении ранее данных поручений» // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/search?article=89251489 (дата обращения 08.10.2023).

4. После обращения на прием к Генеральному прокурору России Игорю Краснову в Амурской области завершилось строительство нового детского сада// URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/search?article=74275122) (дата обращения 08.10.2023).

5. см. Например, Прокуратура Самойловского района провела проверку по обеспечению прав детей при приеме в образовательном учреждении // url: https://sam64.ru/information/prosecutor-informs/novostnaya-lenta/1prokuratura-samoylovskogo-rayona-provela-proverku-po-obespecheniyu-prav-detey-pri-prieme-v-obrazovat/ (Дата обращения 08.10.2023); Прокуратурой Белгородской области внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании в части бесплатного обеспечения школьников учебниками и учебными пособиями // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_31/mass-media/news?item=57811641 (дата обращения 08.10.2023).

6. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации подведены итоги проверки соблюдения прав обучающихся на получение образования в дистанционном формате // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=58036825 (дата обращения 08.10.2023).

7. Генеральной прокуратурой Российской Федерации по результатам рассмотрения обращений граждан восстановлены права 37 детей в Краснодарском крае // URL https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/search?article=78419638 (дата обращения 08.10.2023).

8. Закон Китая о защите несовершеннолетних от 17.10.2020 // URL: https://ru.chinajusticeobserver.com/law/x/minors-protection-law-20201017 (дата обращения 19.03.2024).

9. Савельева О. А. Анализ опыта реализации государственного управления в сфере образования Китайской Народной Республики / О. А. Савельева, Т. И. Михайлова // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2023. № 1. С. 147–153.

Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, ребенок, дошкольное образование, сфера образования, учреждение, Китай, Российская Федерация, нарушение, техническое средство обучения, детский сад.


Похожие статьи

Задать вопрос