Анализ методических подходов к оценке эффективности эксплуатации морского транспортного флота | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 23.04.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Синицын, Д. А. Анализ методических подходов к оценке эффективности эксплуатации морского транспортного флота / Д. А. Синицын. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 204-206. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113303/ (дата обращения: 11.05.2024).



В работе рассмотрены различные подходы к оценке эффективности эксплуатации морского транспортного флота. Определяется взаимосвязь эффективности работы флота и морских портов. Раскрывается эффективность использования информационных технологий, влияющих на экономические показатели работы портов и флота.

Ключевые слова: работа флота, система оценки, система контроля, показатель эффективности, универсальные модели, морские порты.

The article considers various approaches to assessing the efficiency of operation of the marine transport fleet. The relation ship between the efficiency of the fleet and seaports is determined. The article reveals the efficiency of information technologies that affect the economic performance of ports and fleet.

Keywords : fleet operation, evaluation system, control system, performance indicator, universal models, seaports.

Сегодня большое внимание уделяется вопросу оценки эффективности управления работой флота. Система контроля и оценки эффективности работы флота и оценка эффективности работы любого предприятия являются важным элементом, от которого зависит эффективность работы предприятия в целом. Система управления эффективностью работы флота зависит от системы контроля, а показатели оценки эффективности ложатся в основу системы стимулирования.

Поэтому выбор параметров контроля эффективности управления флотом является сложной задачей. На сегодняшний день существует несколько подходов к построению системы оценки эффективности управления:

1) подход, основанный на рыночных показателях, где измеряются цены на товары и услуги, акции предприятия и доходность инвестированного капитала;

2) подход, основанный на мониторинге результатов деятельности различных структурных подразделений, где измеряются показатели и осуществляется мониторинг для каждого структурного подразделения, то есть мониторинг выполнения возложенных на них задач;

3) бюрократический подход, при котором устанавливаются правила поведения и действий, основой которого является стандартизация, то есть проверяется соблюдение процедур и правил, а не результат деятельности;

4) подход, основанный на формировании норм отношений и системы ценностей работы организации, при котором система контроля превращается в систему самоконтроля, то есть участники контролируют и оценивают эффективность своей работы с позиции интересов предприятия [3].

Все вышеперечисленные подходы можно комбинировать и сочетать. При оценке работы флота можно использовать один из этих подходов, например, контроль выполнения задач, поставленных перед различными структурными подразделениями, при этом необходимо использовать единый показатель, который применялся в плановой экономике. Этот показатель характеризует соотношение плановых заданий к фактически затраченному времени на их выполнение. При выполнении всех норм, соотношение равно единице, при уменьшении времени на транспортные операции этот показатель увеличивается и наоборот. Этот показатель может характеризовать эффективность работы отдельных судов, но не работу флота.

Технический потенциал позволяет внедрять универсальные модели различного назначения, среди которых, в первую очередь, математические модели движения судна, рейса и грузовой линии для определения основных плановых показателей, оперативной рационализации времени в пути в зависимости не только от навигационных условий, но и от оперативных ситуаций. Моделирование работы флота позволяет улучшить решения, полученные на начальном этапе планирования. Так, с развитием навигационных систем был найден способ автоматического получения информации о перемещении флота, в результате чего имитационные модели стали действительно полезным инструментом для оперативного планирования и принятия решений, по оценке различных структур управления и результатов работы судов. Однако существуют определенные трудности, например, на сегодняшний день операторы морского транспорта используют эти технологии в единичных экземплярах, а развитие таких информационных технологий так и не было реализовано. Сложившаяся ситуация является проблемой российского общества, которая заключается в низком рыночном интеллектуальном уровне принимаемых решений из-за низкой квалификации менеджеров, которые хорошо знают предметную область, но не умеют применять и оценивать аналитические информационные технологии с точки зрения затрат и выгод [6].

В неблагоприятных эксплуатационных и экономических условиях большое значение имеет экономическая оценка мероприятий по увеличению грузоподъемности транспортных судов. Решение о вводе в эксплуатацию или выводе из эксплуатации того или иного судна должно приниматься на основе эксплуатационно-экономической оценки его транспортного потенциала. Необходимо создание соответствующих методических положений и математических моделей для экономической оценки эксплуатационного регулирования грузового флота.

Поскольку обществу присуща взаимосвязь всех звеньев социально-экономических процессов, между признаками этих процессов и показателями, которые характеризуют их, также существует определенная связь. Эта связь может быть прямой и обратной, функциональной и корреляционной, двойной и множественной. Существуют также различные методы ее выявления, такие как методы детерминированного и стохастического факторного анализа.

Анализ статистической информации о взаимосвязи между условиями работы флота и характеризующими его эксплуатационно-экономическими показателями позволяет выразить эту взаимосвязь в виде определенных количественных соотношений. Лица, принимающие решения, могут использовать эти соотношения для принятия управленческих решений. Например, создание благоприятных условий для достижения наиболее эффективного результата может быть основано на знании степени влияния факторов на экономические показатели.

Общие закономерности методики анализа экономических показателей работы флота заключаются в соблюдении единого алгоритма аналитической работы. Так, в первую очередь определяется наличие роста или снижения обобщающего показателя по каждому виду деятельности, затем количественно рассчитывается его изменение, и, наконец, выявляются причины и оценивается влияние составляющих их элементов на конечные результаты работы флота.

В то же время анализ экономических показателей работы флота не лишен специфики. Это объясняется различиями в структуре и составе показателей, рассчитываемых в процессе анализа, а также их назначением и целями. Кроме того, большое влияние оказывает и вид анализируемой деятельности. Это могут быть грузовые операции, пассажирские и грузовые перевозки, направления перевозки, показатели эксплуатации морских транспортных судов.

Особое место в анализе занимает такой важный методический прием, как разработка общих результатов выполнения планов и выявление отклонений в зависимости от того, где и когда они происходят. Таким образом, анализируя оперативную работу пароходства, можно определить ритмичность нагрузки как в течение дня, так и в пределах одних суток. Продолжительность различных операций может быть определена отдельно для основных портов, а также операционные расходы пароходства для различных видов деятельности [4].

Алгоритм анализа экономических показателей работы флота на примере анализа пассажирских и грузовых перевозок наводном транспорте представляет собой последовательность следующих шагов:

1) сравнение общего объема перевозок, зафиксированных в базовом и отчётном периодах;

2) определение общего прироста объемов перевозок и грузов и соответствующих тенденций роста;

3) определение прироста объема перевозок по каждому виду груза;

4) анализ данных об изменении размера перевозок по каждому отдельному грузоотправителю;

5) определение прироста объема перевозок за счет различных факторов, таких как продолжительность эксплуатационного периода, размер флота, валовая производительность и т. д.

6) расчет возрастающей величины экономических показателей работы морской (речной) организации под влиянием изменения количественных показателей;

7) количественный анализ и оценка работы пассажирского транспорта, аналогичный анализу работы грузового транспорта [7].

Анализ эффективности работы флота основывается на расчете и анализе ряда конкретных экономических показателей, многие из которых являются важнейшими показателями для анализа хозяйственной деятельности, адаптированными к специфике работы, выполняемой на морских и речных судах. Так, основными экономическими показателями работы флота на сегодняшний день являются:

1) эксплуатационные расходы судна, представляющие собой общие затраты на перевозку, включая амортизацию, материальные и топливные расходы, расходы на техническую эксплуатацию и зимнюю стоянку, содержание экипажа во время рейсов, общие, административные и управленческие расходы и другие цели;

2) себестоимость содержания судна на ходу и на стоянке, себестоимость перевозки 1 тонно-мили, себестоимость перевозки 1 тонны груза;

3) доходы от перевозок — это сумма денег, полученная судном за реализованную продукцию, т. е. перевозку груза, выраженная в тарифах;

4) прибыль от перевозок–это разница между валовым доходом и эксплуатационными расходами судна;

5) рентабельность– это соотношение между прибылью от перевозок и эксплуатационными расходами судна [5].

Существуют также методики комплексной оценки эффективности работы флота. Например, методика на основе триединой концепции «Эксплуатация флота — Финансовые результаты флота — Использование ресурсов» [1], оценка экономической устойчивости судоходной компании на основе расчета и оценки трех групп частных индикаторов — экономических, социальных и экологических [2], использование метода расстояний в целях интегральной оценки эффективности функционирования работы флота [8].

Поскольку в последнее время особое внимание мировое сообщество уделяет вопросам глобального изменения климата, а морской транспорт оказывает существенной воздействие на окружающую среду, то в современную систему показателей оценки эффективности работы транспортных морских судов целесообразно включать показатели, характеризующие уровень выбросов от сжигания топлива.

Таким образом, можно сделать вывод, что для оценки эффективности эксплуатации морского флота используют традиционные подходы общей методики экономического анализа, методику факторного анализа, специфические показатели, характеризующие эксплуатационные и экономические показатели работы флота. В дальнейшем совершенствование методик оценки эффективности должно происходить в контексте использования цифровых технологий и инновационных решений в области экологии.

Литература:

  1. Грасс, Е. Ю. Комплексной оценка управления и эффективности работы флота в судоходной компании / Е. Ю. Грасс, С. Я. Писмаркина // Эксплуатация морского транспорта. — 2020. — № 3(96). — С. 24–32. — DOI 10.34046/aumsuomt96/4.
  2. Котова, В. О. Построение системы оценки устойчивого развития судоходной компании / В. О. Котова, Е. Ю. Грасс // Экономика устойчивого развития. — 2018. — № 1(33). — С. 129–139. — EDN YVETHV.
  3. Ирхин А. П. и др. Управление флотом и портами. -М.: Транспорт, 1986. 391 с.
  4. Платов А. Ю., М. В. Никулина. Проблема оценки эффективности управления работой флота: статья / А. Ю. Платов. М. В. Никулина — Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2022. С. 211–214.
  5. Платов А. Ю. Методы оперативного планирования работы речного грузового флота на основе оптимального нормирования ходовой операции: монография / А. Ю. Платов. — Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2019. — 156 с.
  6. Платов А. Ю., Платов Ю. И. Эффективность оптимизирующих методов при оперативном планировании работы флота // Вестник ВГАВТ. — № 37. — Н. Новгород, 2021. — С. 109–112.
  7. Юмин Н. А., Зачесов В. П., Мостовой И. Ф. Организация перевозок и работы флота. Ростов-на-Дону, Феникс, 1991.-310 с.
  8. Лепехина, Ю. А. Комплексная оценка эффективности функционирования транспортного холдинга на основе метода расстояний // Эксплуатация морского транспорта. Выпуск № 1(98).- Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2021. — С. 31–39.
Основные термины (генерируются автоматически): показатель, экономический показатель работы флота, система контроля, подход, работа флота, эксплуатационный расход судна, морской транспорт, оценка эффективности эксплуатации, прирост объема перевозок, себестоимость перевозки.


Ключевые слова

система контроля, морские порты, система оценки, показатель эффективности, работа флота, универсальные модели

Похожие статьи

Задать вопрос