Акты прокурорского реагирования на нарушения закона: сущность, особенности, проблемные аспекты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 21.04.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Сорокина, Д. В. Акты прокурорского реагирования на нарушения закона: сущность, особенности, проблемные аспекты / Д. В. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 346-348. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113245/ (дата обращения: 03.05.2024).



Согласно Закону о прокуратуре РФ [2], прокуратура — это единая система центральных федеральных органов, осуществляющая обеспечение соблюдения Конституции РФ [1] и исполнения законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в пределах своей компетенции и решение иных задач. Как следует из определения, одной из основных задач современной прокуратуры является обеспечение соблюдения Конституции РФ и применения законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, в случае установления факта нарушения закона прокурор обладает рядом предусмотренных законом полномочий по устранению установленного нарушения. К числу таких полномочий относится и вынесение актов прокурорского реагирования.

Акты прокурорского реагирования являются правовым инструментом работников прокуратуры. Прокуроры являются федеральными служащими, и, используя эти инструменты в своей деятельности, они могут достигать поставленных перед ними целей и задач.

На современном этапе развития отечественной правовой системы отсутствует легальное определение актов реагирования прокурора. В связи с данным обстоятельством в научной литературе возникает немало споров.

Например, одни авторы в качестве актов прокурорского реагирования называют документы, содержащие требование прокурора по определенным вопросам [6, с. 128].

Другие указывают, что это письменные документы правового характера, нормативно-правовые средства реализации прокурорского реагирования [5, с. 275].

Существует мнение, согласно которому акт прокурорского реагирования представляет собой результат деятельности, основанной на компетенции прокурора в определенной форме [4, с. 159].

В соответствии с еще одним подходом, исследуемые акты рассматриваются как юридически предписанные документы, как конкретные правовые акты, которые используются прокурором при реализации своих полномочий [3, с. 54].

По нашему мнению, все эти определения являются слишком обобщенными. С одной стороны, их нельзя назвать неверными, а с другой подобные формулировки излишне широкие и лишь создают дополнительные проблемы в ходе толкования термина. Более того, по сути, получается, что актом прокурорского реагирования может быть назван любой документ, подписанный прокурором, что не соответствует действительности.

С учетом изложенного, предлагаем под актами прокурорского реагирования понимать определенный законом и зафиксированный в документе правовой инструмент, который прокурор в пределах своих полномочий использует для предупреждения и устранения нарушений закона, прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, принятия мер к восстановлению нарушенных интересов, охраняемых законом.

Акт прокурорского реагирования — это реакция органа прокуратуры. Его сущность состоит в том, что это правовое действие, т. е. действие, которое орган прокуратуры предпринимает для пресечения правонарушения. Таким образом, использование органом прокуратуры этих инструментов при исполнении своих обязанностей свидетельствует о его отношении к действиям, бездействию и поступкам подследственного.

Реакция прокуратуры на правомерные действия подконтрольного субъекта представляет собой форму взаимодействия прокуратуры и органов или должностных лиц, на которых распространяются нормы процессуального права, для достижения общих целей.

Процессуальные действия, на которые реагирует прокуратура, осуществляются в рамках правового поля, регулирующего судопроизводство — конституционное, уголовное, гражданское, арбитражное и административное. По уголовным делам процессуальный надзор за реагированием прокуратуры на правовые действия на досудебной стадии является инструментом взаимодействия прокуратуры с уполномоченными надзорными органами и должностными лицами, регламентированным процессуальным законодательством, с целью обеспечения законности их действий.

Реакция прокуратуры на законные действия поднадзорного лица осуществляется посредством таких правовых инструментов, как согласие (выражение солидарности прокуратуры со следователем и дознавателем) и утверждение прокурора. Эти инструменты не являются актами реагирования прокуратуры.

Согласно Закону о прокуратуре РФ (ст. 23–25.1), к актам прокурорского реагирования относятся:

— протест;

— представление;

— постановление;

— предостережение о недопустимости нарушения закона.

В целом акты реагирования прокуратуры на нарушения закона должны отвечать определенным условиям.

Во-первых, они должны быть законными. Иными словами разработка и осуществление таких актов должны происходить на основании и в полном соответствии с действующим законодательством.

Во-вторых, они должны быть обязательными для исполнения. Под обязательностью понимается, что требования, прямо изложенные прокурором в протесте, представлении, постановлении, предостережении, обязательны для исполнения всеми, кому они адресованы, и что в случае их игнорирования или невыполнения они могут быть привлечены к административной ответственности за умышленное невыполнение требований, вытекающих из полномочий прокурора в соответствии с законом.

В-третьих, акты должны быть своевременными. Своевременность прокурорского реагирования на нарушения закона определяется как своевременное принятие актов реагирования непосредственно после установления факта правонарушения и в пределах установленных сроков возбуждения дела, расследования или выдачи правовых документов.

Процессуальные ненадзорные средства правовой защиты прокурора, которые традиционно считаются актами прокурорского реагирования (апелляционные, кассационные, надзорные и частные представления и жалобы прокурора, приносимые на незаконные, с точки зрения прокурора, судебные акты), таковыми не являются, поскольку не носят принудительного характера.

Анализ действующего законодательства показывает, что в правовом регулировании актов прокурорского реагирования на нарушения закона существует ряд проблем.

Во-первых, действующее законодательство не содержит четкого и исчерпывающего определения таких актов. Например, ст. 24 Закона о прокуратуре РФ посвящена представлению прокурора, но в ней говорится лишь о том, что оно передается прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, уполномоченным устранить допущенное правонарушение, и подлежит непосредственному контролю. Законодатель не уточнил, в каком смысле такой акт является представлением. Тем не менее, анализ научной литературы показал, что такое определение можно найти именно там.

Так, наиболее полное и четкое определение понятия и сущности представления как акта прокурорского реагирования выражается в следующем. Представление — акт надзорного прокурорского реагирования, объектом которого является серия преступлений, вынесенный прокурором или лицом, его замещающим, от имени государства в адрес компетентных органов и должностных лиц с требованием безотлагательно расследовать и принять в установленный срок меры по устранению выявленных преступлений, их причин и обстоятельств, принять меры по привлечению виновных к ответственности и письменно доложить прокурору о результатах расследования.

Во-вторых, следующий проблемный аспект состоит в том, что многие из рассматриваемых актов в настоящее время не имеют закрепленной формы.

В научном сообществе существует мнение, что акты прокурора — это юридическая мера, оформленная в письменном виде [4, с. 160]. Однако эта правовая мера выражается в устной форме, например, в виде заключения по делу, в свою очередь ходатайство, мнение, выраженные в устной форме, вовсе отражаются в протоколе судебного заседания. Даже в письменном виде ходатайство теоретически относится не к актам прокурора, а к средствам.

Причиной такой неопределенности является отсутствие конкретных критериев разграничения рассматриваемых в данной статье средств правовой защиты. Для решения этой проблемы считается необходимым выделить такие специфические признаки актов прокурорского реагирования, как его документальность и письменная форма. Так, не все процессуальные средства прокурорского реагирования являются актами прокурорского реагирования.

В-третьих, к недостаткам действующего законодательства относится также отсутствие строго определенной структуры актов реагирования прокурора. Согласно практике разработки и применения актов, они должны иметь следующую структуру: вводную, описательную и резолютивную части.

Как справедливо отмечается в научной литературе, вводная часть любого рассматриваемого акта должна содержать наименование, место, дату принятия, принимающий орган или должностное лицо, вопрос, по которому издается акт. Описательная часть должна содержать предмет рассмотрения, фактические признаки, правовой анализ выявленного правонарушения. В свою очередь в резолютивной части должны быть сформулированы решения, которые необходимо принять для устранения правонарушения, а также прокурорские требования [6, с. 131].

Таким образом, действующее законодательство имеет ряд проблем в части правового регулирования актов прокурорского реагирования. В связи с этим, прежде всего, необходимо дать легальное определение термина «акты прокурорского реагирования», а также полные и четкие определения непосредственно самих видов актов: протеста, представления, постановления, предостережения. Кроме того, целесообразно определить порядок их письменного оформления в соответствии с действующим законодательством, а также утвердить единую структуру актов реагирования.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. — 1993. — № 237.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4472.
  3. Данко, В. А. Меры прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона на досудебных стадиях уголовного судопроизводства / В. А. Данко // Актуальные вопросы юриспруденции: сб. трудов конф. — Пенза, 2021. — С. 54–56.
  4. Демшина И. А. Понятия актов прокурорского реагирования и актов прокурорского надзора через их признаки / И. А. Демшина // Моя профессиональная карьера. — 2021. — № 24. — С. 158–163.
  5. Иванов, В. В. О законодательном закреплении понятия «акт прокурорского реагирования» / В. В. Иванов // Молодой ученый. — 2022. — № 23. — С. 275–277.
  6. Ефременко, А. А. Понятие и признаки актов прокурорского реагирования / А. А. Ефременко // Уральский научный вестник. — 2022. — № 11. — С. 128–132.
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорское реагирование, акт, действующее законодательство, научная литература, прокуратура РФ, прокурор, свобода человека, должностное лицо, письменный вид, резолютивная часть.


Похожие статьи

Задать вопрос