Причины и способы управления поведением в агрессивных конфликтных ситуациях у сотрудников МЧС РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 15.04.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Бибикова, Д. А. Причины и способы управления поведением в агрессивных конфликтных ситуациях у сотрудников МЧС РФ / Д. А. Бибикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 111-114. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112975/ (дата обращения: 30.04.2024).



В данной статье рассматриваются причины возникновения агрессивности и конфликтности среди сотрудников пожарно-спасательных частей, их возможные последствия, а также способы управления этими явлениями. В статье представлено исследование уровня агрессивности и конфликтности сотрудников пожарно-спасательной части и даны рекомендации по профилактики повышения уровня конфликтности и агрессивности в рабочем коллективе.

Ключевые слова: агрессивность, конфликтность, пожарно-спасательная часть, рабочий коллектив, сотрудники МЧС, сплоченность.

На протяжение всей нашей жизни мы сталкиваемся с проявлением агрессии — на улице, на работе, в личностных отношениях, это обусловлено тем, что среди людей присутствует определенная степень конкуренции, которая может проявляться в рабочем коллективе. Агрессивное поведение может привести к возникновению конфликта. Агрессивное и конфликтное поведение сотрудников может привести к негативным последствиям.

Агрессивность — это личностная характеристика, выражающаяся и проявляющаяся в деструктивных действиях и словах, направленных на другого человека или группу людей [4, с. 16]. Словосочетание «агрессия на рабочем месте» был впервые введен С. Л. Робинсоном и Л. Гринбергом. Авторы определили такую агрессию как любую форму поведения, связанную с нанесением вреда сотрудникам или организации в целом [1, с. 25]. В рабочем коллективе агрессивность может проявляться как сплетни, травля, упрёки, повышенный тон, многочисленные замечания, саботаж, физическое насилие.

Причинами возникновения агрессивности могут стать — неудовлетворенность жизнью и работой, постоянное переутомление и недосып, воздействие лекарственных препаратов [3]. Другими возможными причинами, которые могут вызвать агрессивность у сотрудников МЧС России, можно назвать — постоянное нахождение в условиях стресса, опасности и неопределенности, недостаточная поддержка со стороны руководства, перегрузки работой, неудовлетворённость условиями труда, недостаток коммуникации в коллективе и низкая заработная плата. Агрессивное поведение сотрудников пожарно-спасательных частей может существенно повлиять на работу и эффективность коллектива.

Как говорилось ранее, агрессивность среди сотрудников может привести к возникновению конфликтов, которые могут возникать между коллегами, руководителями, а также группами сотрудников. Есть ещё одно свойство личности, которое влияет на частоту вступления в межличностные конфликты — это конфликтность. Факторы, которые могут повлияют на повышение уровня конфликтности среди сотрудников — это неясные трудовые обязанности, недостаток информации, перегрузки на работе, столкновение интересов служащих, личные отношения, постоянное нахождение в стрессе. Конфликтность сотрудников на рабочем месте может иметь негативное влияние на коллектив в целом, особенно в организациях, где каждый сотрудник играет важную роль [5, с. 100].

Агрессивность и конфликтность среди сотрудников пожарно-спасательных частей может привести к серьёзным негативным последствиям. Вот несколько исходов, как эти личностные качества могут повлиять на коллектив МЧС России:

  1. снижение производительности;
  2. снижение морального духа;
  3. усиление стресса;
  4. ухудшение рабочей атмосферы;
  5. ухудшение коммуникации.

Названные последствия агрессивности и конфликтности среди сотрудников пожарно-спасательных частей могут привести к возможным профессиональным ошибкам при выполнении трудовых обязанностей в условиях чрезвычайной ситуации.

В 2024 году было проведено исследование уровня агрессивности и уровня конфликтности среди 20 сотрудников 1 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Волгоградской области. Исследование проводилось с использованием методики «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев). Данная методика предназначена для выявления склонности тестируемого к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик. Методика позволила получить результаты по таким шкалам как, позитивная и негативная агрессивность, конфликтность, вспыльчивость, напористость, обидчивость, неуступчивость, бескомпромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность [2, с. 543]. На рисунке 1 приведены средние показатели агрессивности и конфликтности, полученные по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» (П. Ильин, П. А. Ковалев).

Средние показатели агрессивности и конфликтности сотрудников

Рис. 1. Средние показатели агрессивности и конфликтности сотрудников

Анализ данных, отраженных на диаграмме 1, показывает, что в наибольшей степени среди сотрудников пожарно-спасательной части выражена напористость и подозрительность, а в наименьшей степени — бескомпромиссность и неуступчивость. Такие показатели возможно связаны с особенностями работы в пожарной службе — работа в ПСЧ связана с постоянным риском и необходимостью быстро принимать решения, что могло способствовать развитию напористости и подозрительности, а низкий уровень бескомпромиссности и неуступчивости, возможно связан с тем, что сотрудники готовы находить оптимальные решения и избегать конфликтов для удовлетворения всех сторон, чтобы создать гармоничную рабочую среду и улучшить коммуникацию среди коллег.

На рисунке 2 представлены результаты уровней позитивной и негативной агрессивности, конфликтности.

Уровень агрессивности и конфликтности сотрудников

Рис. 2. Уровень агрессивности и конфликтности сотрудников

Анализируя показатели на рисунке 2 можно заметить, что большинство сотрудников пожарно-спасательной части имеют низкий уровень позитивной агрессивности и низкий уровень негативной агрессивности, такие результаты свидетельствуют о том, что служащие могут добиться желаемой цели, но без нанесении дискомфорта и вредя другим людям. Также, на представленном рисунке видно, что сотрудники ПСЧ обладают низким уровнем конфликтности, такие показатели можно связать с низким уровнем агрессивности.

В целях профилактики возникновения агрессивности и возникновения конфликтов в рабочем коллективе рекомендуется реализовывать следующие меры:

  1. проведение социально-психологических тренингов по управлению конфликтами и эмоциональной регуляции;
  2. проведение систематического анализа эмоционального благополучия и уровня взаимоотношений среди сотрудников;
  3. систематическое предоставление обратной связи по поводу выполненной работы сотрудников;
  4. избегание переработок, перегрузок;
  5. обеспечение психологической поддержки сотрудникам, особенно после чрезвычайных ситуаций;
  6. проведение опросов и исследований для выявления возможных проблем в рабочем коллективе, для своевременного принятия мер по их решению.

Таким образом, агрессивность и конфликтность являются личностными характеристиками, которые могут негативно сказаться на работе коллектива и эффективности выполнения профессиональных обязанностей. Проведенное исследование уровня агрессивности и конфликтности среди сотрудников пожарно-спасательных частей позволило выявить личностные характеристик, влияющие на рабочую деятельность. Большинство сотрудников ПСЧ обладают низким уровнем агрессивности и конфликтности, что способствует созданию гармоничной рабочей среды, улучшению коммуникации, повышению производительности труда. Однако, выявлены некоторые особенности, такие как выраженная напористость, подозрительность и мстительность, которые могут повлиять на принятие решений в условиях чрезвычайных ситуациях. Для недопущения негативных последствий необходимо обращать внимание на причины возникновения агрессивности и конфликтного поведения, а также проводить профилактические мероприятия, для повышения производительности труда и обеспечения безопасности деятельности сотрудников МЧС России.

Литература:

  1. Гулис И. В. Метаанализ понятия агрессия в служебных отношениях / И. В. Гулис. — Текст: непосредственный // Психологический журнал. — 2008. — № 3. — С. 89–95.
  2. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011. — 1278 с. — Текст: непосредственный.
  3. Какой бывает агрессия: виды и лечение — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://www.israclinic.com/nashi-publikatsii/psikhiatriya/kakoy-byvaet-agressiya-vidy-i-lechenie/ (дата обращения: 23.03.2024)
  4. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — Москва: Прайм-Еврознак, 2003. — 672 c. — Текст: непосредственный.
  5. Устинов А. С. Влияние конфликтов на рабочем месте на эффективность управления организацией // Инновации и инвестиции. — 2023. — № 8. С. 98–101. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-konfliktov-na-rabochem-meste-na-effektivnost-upravleniya-organizatsiey (дата обращения: 23.03.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): рабочий коллектив, уровень агрессивности, конфликтность, сотрудник, конфликтность сотрудников, пожарно-спасательная часть, агрессивность, негативная агрессивность, причина возникновения агрессивности, Личностная агрессивность.


Похожие статьи

Задать вопрос