Обзор изменений законодательства о государственных закупках, введенных с 1 января 2022 года | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 14.04.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Байбус, О. В. Обзор изменений законодательства о государственных закупках, введенных с 1 января 2022 года / О. В. Байбус. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 320-322. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112913/ (дата обращения: 21.06.2024).



Ключевые слова: государственная закупка, изменения, участник, цифровизация, заявка, электронная заявка.

Цифровизация процедуры государственных закупок является актуальной и важной темой в современном мире, где цифровые технологии все более проникают в различные сферы деятельности. Государственные закупки играют ключевую роль в обеспечении потребностей государственных органов и учреждений, а также способствуют стимулированию экономического развития.

За последние два десятилетия в процессе развития современной России, сектор государственных закупок стал ключевым элементом, способствующим экономическому прогрессу страны. Данный сектор играет важную роль в создании прозрачного национального рынка для товаров, работ и услуг, что обеспечивает равные конкурентные возможности для всех участников. В настоящее время государственные закупки составляют значительную долю как в общем объеме валового внутреннего продукта, так и в государственных расходах любой страны.

В процессе цифровизации важную роль играет внедрение Единой информационной системы в сфере закупок, известной как ЕИС. Данная система является ценным информационным ресурсом, который собирает всю необходимую информацию о государственных закупках на территории Российской Федерации. В ЕИС публикуется информация о текущих закупках, включая уведомления, документацию о процессе закупки, технические задания, расчет начальной (максимальной) цены контракта и многое другое. Более того, в системе содержится реестр уже заключенных контрактов, в котором подробно описаны условия контрактов, такие как сроки исполнения и цена; предоставляется спецификация и сам контракт. Таким образом, с одной стороны, законодатель стремится максимально исключить бюрократизм и коррупциогенные факторы в процедуре государственных закупок, а также повысить их прозрачность.

Но в то же время, с другой стороны, нельзя не сказать о том, что каждый год законодательство о государственных закупках подвергается серьезным изменениям и трансформациям, не все из которых можно оценить положительно. Одними из наиболее масштабных изменений стоит назвать те, которые вступили в законную силу с 1 января 2022 г. Так, например, утратили силу целых 54 статьи Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1] (далее — Закона № 44-Ф), а количество доступных для заказчика способов закупки сократилось (были исключены конкурс с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапный конкурс в электронной форме и запрос предложений в электронной форме). Согласно точке зрения Исполняющего обязанности начальника Управления контроля размещения госзаказа и гособоронзаказа ФАС России О. В. Горбачевой, внесенные изменения направлены на улучшение процесса обеспечения потребностей государства и муниципалитетов, а также на поощрение развития честной конкуренции [5].

Важно обратить внимание на изменения, касающиеся уменьшения прозрачности процесса закупок. С начала 2022 года информация о участниках закупок больше не отображается в окончательных протоколах. Согласно п. 2 ч. 5 ст. 49 Федерального закона № 44, заказчик должен был предоставлять определенные данные в итоговом протоколе, однако с 1 января 2022 года эти данные больше не включают информацию об участниках закупки. Вместо этого протокол содержит идентификационные номера всех заявок на участие в закупке. Согласно пункту 2 ч. 6 ст. 49 Федерального закона № 44, оператор электронной торговой площадки размещает такие данные в Единой информационной системе, сохраняя конфиденциальность и не публикуя их на официальном сайте.

Кроме того, п. 7 ч. 2 ст. 49 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что оператор электронной площадки указывает на электронной площадке все поданные ценовые предложения и время их поступления без указания информации о подавших их участниках закупки, а также оставшееся время приема ценовых предложений. Помимо этого, нельзя не отметить утрату силы ст. 66 Закона № 44-ФЗ, в ч. 2 которой содержались сведения относительно информации, которая должны была быть указана в заявке на проведение аукциона.

Теперь, на современном этапе развития института государственных закупов, участники не обязаны включать в свои заявки данные об индивидуальных номерах налогоплательщиков (ИНН) участников соответствующего юридического лица, включая директора и членов коллегиального исполнительного органа. Вместо этого эти данные должны быть предоставлены заказчику через оператора электронной площадки.

При таких условиях, когда отсутствует довольно важный компонент — информация об участниках закупки, возникает резонный вопрос: каким образом проводить аналитику процедуры государственных закупок? Ответ на данный вопрос пока не получен, поскольку действия законодателя непосредственно имели своей целью исключить сведения об участниках закупки из общего доступа и надеяться на отмену только введенной нормы надеяться не приходится.

Помимо прочего хотелось бы обратить внимание на тот факт, что с 1 января 2022 г. законодательство было дополнено новым положением, которое сложно оценить однозначно. Так, суть данного нововведения заключается в том, что торги теперь начинаются через два часа после завершения срока подачи заявок и продолжаются не более пяти часов. Данное правило отличается от предыдущего правила, где не было такого временного ограничения (согласно пункту 23 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ). Кроме того, заявки теперь будут рассматриваться через два дня после окончания торгов, в то время как раньше процесс рассмотрения имел две стадии: первая часть проводилась сразу после завершения срока подачи заявок, а вторая — после проведения торгов.

Обозначенное изменение вызывает интерес к способам применения механизмов национального режима, как, например, указано в приказе Минфина России от 04.06.2018 г. № 126н. Согласно новому правилу, заказчики при закупке товаров для государственных и муниципальных нужд должны требовать снижения цены предложения иностранного поставщика на 15 % или 20 %, если участвуют не менее двух компаний, предлагающих товары из России или Евразийского экономического союза. Данная мера представляет конкурентное преимущество отечественным поставщикам и создает дополнительные условия для их участия в аукционах. Иностранным участникам важно учитывать этот фактор, готовиться к возможному дальнейшему снижению цен и активно конкурировать со стороны местных поставщиков — представителей отечественного рынка [4, с. 210].

Ранее, процесс включал в себя уведомление о получении заявок на товары из России или стран Евразийского экономического союза со стороны электронной торговой площадки после первичной обработки заявок [2]. Однако на данный момент неясно, каким образом этот функционал будет реализован в будущем.

Кроме того, использование однородных форм заявок на аукционе может создать благоприятные условия для развития антиконкурентного поведения. Например, представим ситуацию, когда три участника конкурируют на аукционе, подавая свои предложения. Двое из них специально устанавливают недооцененные цены в своих заявках с целью отпугнуть других участников, forcing их отказаться от участия в аукционе. В то же время третий участник представляет ценовое предложение, близкое к минимальной цене. При оценке всех заявок выясняется, что заявки с самыми низкими ценами содержат недочеты, и их необходимо отклонить. В результате победу на аукционе одерживает третий участник, предложивший выгодную цену.

До внесения изменений в законодательство о контрактной системе, использование электронной торговой площадки для проведения закупок было очень распространено. Электронная торговая площадка заблаговременно получала сведения относительно потенциальных участников торгов, не привязываясь к конкретной закупочной процедуре. Это означало, что площадка имела доступ к профилям участников, что в свою очередь позволяло ей практически исключить возможность представления недостоверной или неполной информации при подаче заявок на участие в торгах. В результате внесенных изменений проверка заявок теперь происходит только после завершения всех торгов, когда известны все детали, включая характеристики предлагаемых товаров. Этот подход дает участникам возможность использовать тактику «тарана», добавляя недостатки к определенной части заявки, связанной с предложением, чтобы гарантировать ее отклонение на этапе проверки.

Кроме того, с июля 2018 года возникла проблема с проверкой подлинности банковских (независимых) гарантий в специальном реестре на сайте ЕИС, который ранее был доступен для общественного просмотра. Теперь данный реестр доступен только заказчикам через личный кабинет, что значительно ограничивает возможность обнаружения нарушений [3, с. 4]. Данные изменения в системе электронных закупок, хотя и направлены на создание более конкурентной рыночной среды, одновременно приводят к снижению уровня прозрачности в закупочных процедурах.

В заключение, можно отметить, что в последние десять лет сфера государственных закупок значительно эволюционировала в направлении использования цифровых технологий. Созданные информационные платформы и системы позволили полностью автоматизировать ключевые процессы закупок, перенося торги в онлайн-формат. Это значительно упростило участие поставщиков из удаленных регионов в государственных закупках. При использовании таких цифровых решений повышается уровень прозрачности выполнения закупочных процедур, расширяется география потенциальных участников и способствует стимулированию конкурентной среды среди поставщиков. Таким образом, данные платформы выполняют важные функции в области антимонопольного регулирования, защиты конкуренции и контроля над уровнем цен на товары и услуги.

Литература:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
  2. Приказ Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд // http://pravo.gov.ru (дата обращения: 24.03.2024).
  3. Дегтев Г. В. Совершенствование информационного пространства сферы закупок в части электронного документооборота как фактор повышения эффективности и прозрачности закупочной деятельности // Финансовые рынки и банки. 2021. №. 2. С. 3–7.
  4. Конопацкая О. М. Правовые изменения с 2022 года в государственных закрытых электронных закупках // Редколлегия. — 2022. — С. 209–214.
  5. ФАС: Изменения в закон о контрактной системе с 1 января 2022 года будут способствовать развитию добросовестной конкуренции. М., 2018. URL: https://fas.gov.ru/news/31683 (дата обращения: 24.03.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): закупка, участник, участник закупки, электронная торговая площадка, заявка, электронная площадка, электронная форма, Евразийский экономический союз, Единая информационная система, какой образ.


Похожие статьи

Задать вопрос