Особенности формирования военно-профессиональной мотивации у мобилизованных военнослужащих (на опыте специальной военной операции) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бочков, А. Ф. Особенности формирования военно-профессиональной мотивации у мобилизованных военнослужащих (на опыте специальной военной операции) / А. Ф. Бочков, Е. П. Ерополов, Д. Ю. Душанков, Г. А. Конурин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 238-242. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112892/ (дата обращения: 15.06.2024).



В статье рассматриваются особенности формирование военно-профессиональной адаптации мобилизованных военнослужащих. Выделяются типы мотивации военнослужащих, факторы, влияющие на эффективность формирования военно-профессиональной мотивации мобилизованных военнослужащих.

Ключевые слова: военно-профессиональная мотивация, мобилизованные военнослужащие, формирование, ценностные ориентации, особенности.

The article discusses the features of the formation of military-professional motivation of mobilized military personnel. The types of motivation of military personnel, factors influencing the effectiveness of the formation of military-professional motivation of mobilized military personnel are highlighted.

Keywords: military-professional motivation, mobilized military personnel, formation, value orientations, features.

В условиях проведения специальной военной операции решающее значение приобретает настрой личного состава на выполнение боевых задач. Особую остроту данная проблема приобретает для мобилизованных военнослужащих, которые до мобилизации были заняты в народном хозяйстве и с военной службой сталкивались достаточно давно.

Каждому гражданину нашей страны должна быть понятна и близка идея вооруженной защиты Отечества, лежащая в основе военной службы. Военнослужащий обязан понимать и вырабатывать в себе такие качества как дисциплина, боевой дух, воля к победе, самообладание, чувство собственного достоинства, честность, преданность воинскому долгу, чувство солдатской и воинской чести (см. рис. 1).

Взаимосвязь военно-профессиональной мотивации и ценностных ориентаций военнослужащих

Рис. 1. Взаимосвязь военно-профессиональной мотивации и ценностных ориентаций военнослужащих

Говоря о мотивации как движущей силе личности, следует отметить, что она представляет собой систему мотивов, направленных на удовлетворение потребностей военнослужащего [13]. Так, по мнению И. Ф. Шиляевой и Е. Ю. Леонтьевой, мотивация — это комплекс взаимосвязанных внутренних мотивов, основанных на психофизиологическом процессе, который направляет поведение человека, способствует его активности и работоспособности [15].

Выполняя боевые задачи в ходе специальной военной операции, военнослужащие сталкиваются с различными трудностями объективного и субъективного характера, но благодаря высокой военно-профессиональной мотивации способны их преодолевать и достигать поставленных целей.

Для поддержания высокого уровня военно-профессиональной мотивации военнослужащих заместителю командира подразделения по военно-политической работе (далее — ВПР) необходимо в своей деятельности опираться на принципы планирования ВПР (см. рис 2.).

Основные принципы планирования ВПР, направленные на мотивацию в ходе боевых действий

Рис. 2. Основные принципы планирования ВПР, направленные на мотивацию в ходе боевых действий

Рассматривая сущность и составляющие мотивации, можно говорить о том, что она является неким побуждением человека к деятельности, результатом целой системы внутренних побудительных элементов, в состав которых входят стимулы, цели, мотивы и потребности.

Большинство ученых рассматривают проблему мотивации в неразрывном единстве с потребностями человека.

Несмотря на всеобщий непреклонный настрой на защиту своего Отечества и принятие целей специальной военной операции, у отдельных военнослужащих уровень военно-профессиональной мотивации может быть неустойчив.

Выделяются две группы причин, влияющих на уровень военно-профессиональной мотивации мобилизованных военнослужащих — внутренние и внешние.

В основе первой группы причин лежат внутренние ресурсы мотивации. Истоки их возникновения лежат скорее в проблемах воспитания. У некоторых мобилизованных военнослужащих при поступлении на службу отсутствует или недостаточно сформирована военно-профессиональная ориентация. Соответственно военно-профессиональные ценности, интересы, духовные ориентиры формируются у них лишь в процессе социализации в военном социуме, в процессе службы в подразделении.

Основу второй группы причин составляют внешние ресурсы мотивации. Препятствием для повышения военно-профессиональной мотивации являются отдельные случаи злоупотребления и превышения должностных полномочий офицерами, взяточничество, недобросовестное выполнение должностных обязанностей командирами и начальниками.

У мобилизованных военнослужащих в процессе социализации в воинском коллективе формируются ценностные ориентации, связанные с военно-профессиональной деятельностью, которые приобретают личностную значимость и разделяются другими членами коллектива и командирами и выражаются специфическими мотивами. К ним относятся: интерес к изучаемому оружию; установка на овладение новыми знаниями, умениями, навыками; чувство удовлетворения от процесса познания и достигнутых успехов; стремление сформировать у себя качества воина; желание завоевать авторитет в коллективе; стремление доказать, что способен стать воином профессионалом. Анализируя разнообразные подходы, мотивы учебно-боевой деятельности мобилизованных военнослужащих можно классифицировать по различным основаниям. Один из комплексных вариантов представлен на рисунке 3.

Классификация мотивов учебно-боевой деятельности мобилизованных военнослужащих

Рис. 3. Классификация мотивов учебно-боевой деятельности мобилизованных военнослужащих

Попытки классификации военнослужащих в зависимости от типа мотивации предпринимались отечественными социологами. Например, Р. В. Ткачев выделил четыре мотивационных типа военнослужащих:

1) материальный тип мотивации (мотивационные ожидания, которые направлены на достижение благополучия в материальном плане, связанного с уровнем довольствия в деньгах, предоставлением жилья и др.);

2) карьерный тип мотивации (мотивационные ожидания направлены на рост в карьере, достижение весомых навыков и умений на военной службе, реализацию профессионального потенциала);

3) патриотический тип мотивации (мотивационные ожидания направлены на поддержание высоких моральных принципов у военнослужащих, соблюдение военных традиций и ритуалов, укрепление армейского духа и др.);

4) уклоняющийся тип мотивации (мотивационные ожидания направлены на ограничение профессиональной деятельности, нагрузки, связанной со службой) (см. таблицу 1).

Таблица 1

Типы мотивации военнослужащих

Классификация военнослужащих по типу мотивации

1) материальный тип мотивации

достижение благополучия

2) карьерный тип мотивации

достижение весомых навыков и умений

3) патриотический тип мотивации

поддержание высоких моральных принципов

4) уклоняющийся тип мотивации

на ограничение профессиональной деятельности, нагрузки

Военно-профессиональная мотивация военнослужащих представляет собой результат процесса осознания факторов и условий социальной среды, их значимости, содержательных характеристик, а также преобразования в активные побудительные силы, которые становятся основой для поведения и мышления. Военно-профессиональная мотивация военнослужащих состоит в поиске именно тех стимулов, которые будут соответствовать иерархии ценностей и установкам военнослужащего.

Выделяется три иерархических уровня сформированности военно-профессиональной мотивации военнослужащих на основе характера ее проявления в их деятельности.

Первый уровень характеризуется выраженным желанием служить в Вооруженных Силах; быть причастным к делу защиты Отечества; преобладанием творчества и инициативы в военно-профессиональной деятельности, что способствует эффективному решению служебных и боевых задач. Данный уровень считается «достаточным».

Второй уровень сформированности мотивации военнослужащих — «стабильный». Данный уровень отличается от первого тем, что при удовлетворительном и стабильном качестве решения служебно-боевых задач ведущими ценностями и мотивами не являются воинские.

Третий уровень сформированности мотивации военнослужащих — «критический». Этот уровень характеризуется невысоким проявлением или отсутствием в целом установок и ценностных ориентаций на службу в армии при посредственном и нестабильном качестве решения служебно-боевых задач [2].

Ценностные ориентации занимают одно из важнейших мест в ценностно-смысловой сфере личности военнослужащих. Духовные ценности военнослужащих можно представить в форме осознанных процессов и явлений, социальной значимых для духовного развития личности, а также их свойствах и сторонах, которые принимают участие в системе военно-профессиональных и общественно-гражданских отношений, связанных с проявлением воинской духовной культуры и понимания себя в качестве защитника Отечества.

Все их условно можно обозначить, как четыре подсистемы:

1) духовные ценности общечеловеческого характера;

2) духовные ценности, которые обобщают все гражданские интересы и стремления;

3) духовные ценности, которые обусловлены службой в армии;

4) духовные ценности, связанные с индивидуально-личностными особенностями.

Содержание духовных ценностей военнослужащих является специфичным по причине того, что жизнедеятельность военнослужащих специфична характером выполняемых задач и целей, своеобразием военной организации, а также особым собственным духовным миром, который включает в себя особые представления товарищества, единоначалия, долга и самопожертвования.

Таким образом, на формирование военно-профессиональной мотивации мобилизованных военнослужащих оказывает влияние комплекс разнообразных факторов и условий как внутреннего, так и внешнего характера, субъективных и объективных. Успешность протекания данного процесса во многом зависит от результативности военно-политической работы, личной примерности командиров и начальников, качественного исполнения ими своих должностных обязанностей, уровня развития и направленности воинского коллектива. При формировании военно-профессиональной мотивации командирам стоит опираться прежде всего на широкие социальные мотивы военнослужащих, их патриотические чувства и познавательный интерес.

Литература:

  1. Багаутдинов Ф. Н., Михайлов А. А. Актуальные вопросы защиты прав мобилизованных лиц // Законность. 2023. № 4 (1062) С.3–7.
  2. Горская Наталья Евгеньевна Теоретические подходы к исследованию структуры мотивации личности // Вестник ИрГТУ. — 2015. — № 1 С.1–5.
  3. Дикарева А. С. Мотивация к службе как слагаемое преодоления трудностей пребывания военнослужащих в экстремальных условиях // Научные исследования и образование. 2019. № 1(33). С.8–12.
  4. Жуков В. Н., Федак Е. И. Роль и место психологического воздействия на военнослужащих при выполнении боевых // Военный академический журнал. — 2021. — № 1 (29). С. 77–80.
  5. Кудряшов В. С., Степанов Б. А. Современные теории мотивации и методы стимулирования персонала // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). 2022. № 17(19). С.25–32.
  6. Лесков К. Е. Особенности военно-политической работы в ходе проведения специальной военной операции // Военно-политическая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под общ. ред. П. Е. Кобзаря. Омск, 2023. С.128–131.
  7. Лемешевский О. О., Талалаев В. А. Роль мотивации при выполнении служебно-боевых задач военнослужащими // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации. Сборник научных статей XIV международной научно-практической конференции. Под общ. ред. В. В. Косухина. Новосибирск, 2022. С.196–201.
  8. 8.Лопуха Т. Л., Манин А. А., Чебатарёв В. А. Воинская социализация военнослужащих в системе работы с личным составом // МНКО. — 2018. — № 2 С. 113–119.
  9. Смирнов, А. Э. Военно-профессиональная мотивация [Текст] / / А. Э. Смирнов, А. Р. Пискунов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 366–372.
  10. Справочник заместителя командира по военно-политической работе (в помощь выпускнику 2022 года). М.: ВУ, 2022. — 206 с.
  11. Федак Е. И., Фередин Д. А. Боевой опыт как фактор формирования морально-политической и психологической готовности у военнослужащих // Морской сборник. — 2022. — № 6 (2103). С. 69–73.
  12. Искаков Е. М. Карьерный подход к профессиональному развитию офицера // Вестник ОГУ. — 2019. — № 4 С. 90–97.
  13. Филатова А. В. Сущность и основные теории мотивации эффективности труда персонала // Основы ЭУП. — 2012. — № 1. С. 126–138.
  14. Ширшов А. Г., Дахин А. Н., Нежельской А. Н. Готовность к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных условиях: мотивационный аспект // Сибирский педагогический журнал. — 2020. — № 1. С.103–112.
  15. Шиляева И. Ф., Леонтьева Е. Ю. Мотивация достижения успеха как фактор развития личности // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. — 2023. — № 1 С. 196–200.
Основные термины (генерируются автоматически): военно-профессиональная мотивация, военно-профессиональная мотивация военнослужащих, военная служба, военно-профессиональная мотивация мобилизованных военнослужащих, военнослужащий, группа причин, специальная военная операция, уровень, военно-политическая работа, военно-профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос