Информационно-психологические воздействие как угроза информационной безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 13.04.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Вялых, Д. А. Информационно-психологические воздействие как угроза информационной безопасности / Д. А. Вялых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 168-169. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112874/ (дата обращения: 14.05.2024).



В статье автор исследует информационно-психологическое воздействие как угрозу информационной безопасности страны.

Ключевые слова: информационная угроза, информационно-психологическое воздействие, психологическая войны, общественное сознание, население, государство, меры противодействия.

Увеличиваются масштабы такой информационной угрозы как использование специальными службами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств. В эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, а также отдельные группы граждан, при этом широко используются возможности информационных технологий. Рассматривая информационно-психологическое воздействие со стороны иностранных государств, используется термин — психологическая война.

Психологическая война определяется как совокупность различных форм, методов и средств воздействия на людей с целью изменения в желаемом направлении их психологических характеристик (взглядов, мнений, стереотипов поведения), а также групповых норм, массовых настроений и общественного сознания в целом.

Информационно-психологическая война (ИПВ) — это форма борьбы за информационное превосходство, при которой используются методы влияния на массовое сознание населения или индивидуальное сознание отдельных личностей.

Информационно-психологическое воздействие — это воздействие словом, информацией. Психологическое воздействие ставит своей целью формирование определенных идеологических (социальных) идей, взглядов, представлений, убеждений, одновременно оно вызывает у людей положительные или отрицательные эмоции, чувства и даже массовые реакции, например, панику. Цели информационно-психологического воздействия: влияние на массовое сознание путем создания несуществующих фактов и обстоятельств; противостояние альтернативным источникам информации; дестабилизация политической, социальной, экономической и культурной ситуации в странах

Средствами информационно-психологического воздействия могут быть фейки, дезинформация, умышленно искаженная информация, провокации и т. д. манипуляция общественным мнением, пропаганда, создание атмосферы страха и неопределённости.

Основными объектами воздействия и защиты являются население стран, отдельные группы населения, политические элиты, системы формирования общественного сознания и мнения, принятия решений, военнослужащие иностранных государств.

Дезинформация населения используется для того, чтобы в кратчайшие сроки убедить своё население и мировое сообщество в необходимости решения возникшей проблемы силовыми методами. Рассматривая предысторию вооруженных конфликтов, важно отметить, что вовлеченные в конфликт стороны активно стремились сформировать образ врага, смешивая в различных пропорциях правду и вымысел. Мировая политика подразделяет это понятие на 2 аспекта.

Во-первых, это внутренний образ, который активно создаётся государством с целью повышения своего авторитета на международной арене и повышения репутационного капитала. Подобный образ впитывает и накапливает в себе различные ценности государства. Зачастую он носит исключительно позитивную характеристику и подходит только одному государству, подчёркивая его достоинства и особенности

Во-вторых, это внешний образ, который формируется извне и отражает восприятие мирового сообщества. Подобный образ не всегда отражает объективную истину, создавая его, придерживаются манипулятивных идей, чтобы в дальнейшем построить выгодную стратегию на этом образе. Если подробнее рассматривать «Образ врага» в отношении РФ, то можно отметить следующее:

— Распространения сообщений с обвинениями в адрес РФ активно начались со второй половины 2014 г. после начала общественно-политических событий на Украине.

— В конце 2015–2016 гг. активность снижена в связи с электоральным циклом в США.

— В связи с распространением COVID-19 в мире резко снижается число сообщений с обвинениями РФ в кибератаках, агрессивной внешней политике и по другим традиционным поводам.

— В связи с приближением выборов президента США в ноябре 2020 г. и деятельностью РФ по стабилизации отношений на внешнеполитической арене активность авторов вновь растет. Поводами к обсуждению являются обвинения РФ в фальсификации статистики по коронавирусу, сообщения о взломе почты высших чиновников ФРГ российскими хакерами, публикации об атаках разных стран.

— Молодое поколение находится в преобладающем положении по пользователям Интернетом, информационно-психологическое воздействие ориентировано именно на них.

В 2022–2023 гг. происходила психологическая война НАТО против России. Ее целями являлись распространение паники и пораженческих настроений среди населения РФ, фокусирование государственных и негосударственных СМИ на идеях и настроениях, которые подрывают базовые принципы российской политической системы. Задачи операции:

— Подрыв доверия к правящему российскому режиму путем дискредитации представителей власти.

— Демонстрация взаимного недоверия между РФ, Белоруссией и Казахстаном, представляя эти страны как потенциальные цели российской агрессии и кремлевских имперских амбиций;

— Активизация информационных кампаний в приграничных российских регионах.

Негативное содержимое популярных интернет-каналов деформирует сознание, разрушает наработанные мораль и нравственность и мотивирует общество на опасные деяния.

Западные государства предпринимали усилия для «размывания» ценностей российского общества и авторитета государства. На протяжении нескольких лет Запад предпринимал усилия для «размывания» ценностей РФ.

Искусственное навязывание обществу демократических ценностей без учета особенностей общественно-политического развития приводит к внутренним потрясениям и конфликтам, которые сопровождаются экономическими кризисами и кровопролитием.

Поскольку информационно-психологическое воздействие направлено на массовое сознание, оно может вызвать определенные психологические эффекты, такие как паника, страх, заботы, противостояние, ксенофобию и т. д. Это может привести к дестабилизации социальной ситуации и конфликтам между разными группами населения, к возникновению международных конфликтов и кризисов. Поэтому населению важно быть бдительным и критически оценивать информацию.

Государством не предложены обществу доступные для понимания методы оценки достоверности контента и оценки соответствия контента позитивным созидательным общественно-значимым целям.

Меры преодоления угрозы для РФ в информационном противостоянии:

— Совершенствование качества информационных и коммуникационных технологий.

— Активная информационная работа в СМИ и в Интернете.

— Укрепление нравственности населения, духовности и чувства патриотизма.

В СССР хорошо работала система пропаганды, следовательно, есть большой опыт, который можно и нужно использовать. В связи с этим чрезвычайно актуальны проведение комплексных исследований в этой области, разработка инновационных технологий ведения информационно-психологических войн, организация системы подготовки специалистов, способных своевременно и эффективно противодействовать новейшим информационно-психологическим вызовам и угрозам.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 “Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации”. — Текст: электронный // Гарант.Ру: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224/?ysclid=lt7gzfj6vt347618446 (дата обращения: 29.02.2024).
  2. Касюк, А. Я. Информационно-психологическое воздействие в информационном противоборстве / А. Я. Касюк. — Текст: непосредственный // Вестник МГЛУ. Общественные науки. Вып. 1 (842). — Москва, 2021. — С. 22–34.
  3. Зелинский, C. A. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание / C. A. Зелинский. — 1-е изд. — Санкт-Петербург: Торговый Дом «СКИФИЯ», 2018. — 280 c.
  4. Красовская Н. Как фейки манипулируют нашим сознанием. URL: https://sibkray.ru/ news/1/923916, 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): информационно-психологическое воздействие, государство, общественное сознание, психологическая война, информационная угроза, массовое сознание, мировое сообщество, подобный образ, РФ, социальная ситуация.


Похожие статьи

Задать вопрос