Совершенствование учебного процесса на основе применения новых педагогических технологий в преподавании математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 01.04.2024

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Кадирова, А. И. Совершенствование учебного процесса на основе применения новых педагогических технологий в преподавании математики / А. И. Кадирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 250-253. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112515/ (дата обращения: 15.07.2024).



В данной статье изучены педагогические технологии, в том числе технология дифференцированного обучения, игровые технологии, интегрированные технологии обучения, инновационные технологии. В общеобразовательной средней школе при преподавании математики целесообразно использовать эти технологии. Использование новых технологий на уроках математики повышает интерес учащихся к математике, их интерес к знаниям, повышает качество знаний.

Ключевые слова: новые педагогические технологии, особенности и формы новой технологии, методологические принципы, дифференцированное обучение, уровневое обучение, интегрированное обучение.

Эффективное использование современных передовых технологий в школьной практике, прежде всего, требует их глубокого и всестороннего изучения. Новая парадигма образования рассматривает ребенка как субъекта образовательной деятельности, формирует ценностную ориентацию на образование на основе его творческих интересов, направлена на удовлетворение его познавательных и духовных потребностей и формирование всесторонне развитой, творческой личности. Сегодня умение использовать современные педагогические технологии обучения определяет квалификацию каждого учителя. Существующая система подготовки учителей математики требует пересмотра ее структуры, организации, взаимодействия со школьной практикой и инновационными процессами в системе образования. Эффективное использование технологий как системного инструмента реконструкции педагогической деятельности способствует повышению качества образовательного процесса и решению задач развития личности. Сегодня вопрос педагогической технологии лежит в основе исследований с точки зрения теоретического и научно-прикладного направлений.

В настоящее время в теорию педагогики внесены существенные изменения, улучшилось содержание образования, появились новые взгляды, в структуру образования внедряются современные педагогические технологии. Очень важно сначала освоить современные педагогические технологии обучения, а затем использовать их в содержании обучения в зависимости от возраста и психологических особенностей детей.

Понятие педагогической технологии все чаще используется в нашей практике и реализуется на практике. А определение «технология» в словаре — это совокупность способностей в любом деле, умении, искусстве, а педагогическая технология — это систематизированная совокупность всех логических методов обучения и методических средств, используемых для достижения педагогической цели и порядка работы — В. Как отметил Кларен, педагогическая технология — это проект педагогической системы, реализованный на практике. Педагогическая система — это совокупность взаимосвязанных методов и средств, необходимых для организации специального педагогического воздействия на пути достижения определенной цели. Итак, теперь нам необходимо использовать эту педагогическую технологию в обучении математике.

Дифференцированное обучение показано как основа педагогической технологии. В соответствии с этим уровень приобретения знаний студента можно разделить на четыре. Первый нижний уровень является обязательным, остальные осваиваются в зависимости от способностей ученика. Тогда, если принять обязательный уровень как государственную меру, будет формироваться творческий характер образования. Иными словами, педагогическая технология — это живая составляющая, обеспечивающая гармонию многих факторов, глубоко продуманных творческой, педагогической и воспитательной эффективностью студента. Чтобы устранить противоречие между старой структурой школы и новым содержанием образования, конечной целью образования является развитие и воспитание человека, обучающегося многогранному развитию жизни на основе своих природных способностей [2].

Особенностями педагогической технологии являются создание и реализация процесса обучения, гарантирующего возможность достижения поставленной цели. В настоящее время из литературы известно, что используется более пятидесяти педагогических технологий, включающих направления развития и технологии современного образования. Поэтому необходимо знать основные цели педагогических технологий, используемых в системе образования.

«Новая педагогическая технология» — это наиболее эффективный способ донести и объяснить ученику тему, которая очень нужна и используется на каждом уроке. Законом Республики Казахстан «Об образовании» закреплен принцип многовариантности при выборе форм, методов и технологий обучения, позволяющий преподавателям общеобразовательных учреждений использовать оптимальный для себя вариант, формировать педагогический процесс по любой модели., даже авторская модель. Овладение современными педагогическими технологиями влияет на формирование интеллектуальных, профессиональных, нравственных, духовных и гражданских качеств учителя, помогает ему развиваться и эффективно организовывать модель образования.

Очень важно подчеркнуть следующие методические принципы как необходимое условие реализации новой образовательной технологии:

  1. Принцип доверия к педагогическим профессиональным способностям учителя;
  2. Принцип гарантированной подготовки учащегося начальных классов по данному предмету в любой период обучения;
  3. Принцип модульности образовательного процесса;
  4. Принцип корректности и достоверности информации при использовании и формировании технологий организации и обучения;
  5. Принципы систематической координации освоения методов предметной квалификации в результате общей квалификации обучающихся;
  6. Принцип содержания, последовательности, единства мотивационных аспектов в разработке современной педагогической технологии;
  7. Принцип обязательного достижения базового уровня подготовки учащихся в общеобразовательной сфере.

В основе новой педагогической технологии, используемой в настоящее время, лежит учет индивидуальных особенностей каждого ученика; повысить способности и творческие способности учащихся; формирование у студентов навыков самостоятельной работы и исследовательской работы. К педагогическим технологиям относятся: кооперативная педагогика, технология гуманизации образования, технология проблемного обучения, технология обучения с использованием опорных сигналов, технология объяснения, контролируемое обучение, технология уровнево-дифференцированного обучения на основе обязательных результатов, технология модельного обучения, технология проектного обучения. [1]

Среди них можно отметить важные педагогические технологии, которые часто используются:

– Информационные и коммуникационные технологии;

– Технология развития критического мышления;

– Технология проектирования;

– Технология развивающего обучения;

– Медицинские технологии;

– Технология проблемного обучения;

– Игровые технологии;

– Модульная технология;

– Технология цеха;

– Кейс-технология;

– Технология интегрированного обучения;

– Педагогика сотрудничества;

– Технологии дифференциации уровней;

– Групповые технологии;

– Традиционные технологии (классная система) и другие.

Только использование методов педагогической технологии, гармоничный опыт могут привести учителя к успеху и укрепить его теоретические знания. Самый основной метод обучения — поставить его в определенном направлении (направлении) и воссоздать структуру урока в соответствии с требованиями современной жизни. Однако очень важно знать, как мыслят студенты и их образ мышления при решении задачи. Потому что это позволяет определить, насколько хорошо знают студенты, насколько хорошо они усвоили изучаемый материал. Основная цель — сделать так, чтобы ученик не пропускал урок и не сидел молча на уроке. Я использую технологию Ж. Караева.

Цель технологии поэтапного обучения — обеспечить, чтобы каждый учащийся усваивал учебный материал на своем уровне развития. Поскольку процесс обучения является контролируемым процессом, на преподавателе лежит обязанность учитывать индивидуальные особенности ученика. Каждый студент думает по-своему. Ум, воля и характер различны. Поэтому материал, который одному ученику кажется легким, для другого оказывается трудным. Учитывая развитие психического поля ученика по «Трехмерной» технологии Ж. Караева, план урока я составлю следующим образом. Я разделю учеников на три группы и дам им соответствующие задания. Здесь в каждой группе есть свои лидеры, которые на каком уровне контролируют ход выполнения поставленных задач. И ценит. Это способствует повышению уверенности студентов в своем образовании и стабилизации психологической ситуации.

Дифференцированное обучение — это:

– работа преподавателей с учетом знаний обучающихся в образовательном процессе;

– раздел общей дидактической системы в процессе обучения разных групп;

– создание условий обучения для разных школ, классов и групп с учетом познавательных особенностей.

Среди педагогических систем особо упоминается дифференциация образовательного процесса, поскольку она имеет свою четкую цель. Дифференцированный метод обучения — это совокупность дифференцирующей организации обучения, средств и методов, включающая в себя определенные навыки образовательного процесса. Дифференциация учащихся осуществляется в любой образовательной системе. Поэтому сам метод дифференцированного обучения внедряется с использованием различных методических средств.

По своей природе он делится на следующие виды:

– по возрасту;

– в зависимости от пола;

– по процентам;

– на развитие умственного уровня;

– по личностно-психологическим типам;

– по уровню здоровья.

Таким образом, это позволяет обучать каждого ученика в соответствии с его способностями. Будет уделено внимание отличникам, появится возможность помогать бедным ученикам, появится возможность эффективно работать с трудными детьми. Поскольку развитие, способности и восприятие детей различны, даже в одном классе есть отличники, хорошие ученики и плохие ученики. Поэтому педагог проводит с детьми дифференциационную работу на протяжении урока и всех его этапов путем объяснения, изложения нового материала, подведения итогов урока, повторения, проверки знаний, умений и навыков.

При объяснении нового материала учитель обращает внимание на следующие вопросы.

  1. Основная основа, ядро — содержание знаний, теоретический смысл предмета, вспомогательная информация. На первом уровне раскрывается самое основное и основное простое содержание каждой темы и предоставляется всесторонний, но обязательный для понимания обзор этой темы. Это принимается за базовый уровень.
  2. Дополнительная информация дополнительно расширяет, обосновывает, обобщает знания, полученные на первом уровне, уточняет основное содержание, показывает, почему и как используются понятия. Этот уровень увеличивает объем информации и помогает углубить понимание основного материала.
  3. Развивающая информация — углубляет материал, дает ему логическую основу, открывает путь для дальнейшего творческого использования. Здесь ребенок привыкает работать самостоятельно. Учитель обобщает данный всему классу материал путем самостоятельной работы (охватывая весь материал), учитывая, что учащиеся должны усвоить содержание знаний как минимум на первом уровне (стандартном уровне) на уровне второго уровня. Третий уровень дополняет овладение обобщенным повторением отдельных заданий, выполняемых самостоятельно. Для самостоятельной работы выбраны три варианта дидактического материала.
  1. Версия соответствует необходимому уровню образования.
  2. Также предоставляются задачи и упражнения из учебника.
  3. Версия состоит из задач, взятых из учебно-методической литературы.

Учащиеся сами выбирают уровень задания. Таким образом, базовый минимум образования предоставляется всем учащимся, а также открывает широкий путь для развития творческих способностей каждой личности. В ходе проверки образования дифференциация углубляется и расширяется, переходя на учет индивидуальных успехов каждого студента. [3]

Выше говорилось, что педагогические технологии делятся на несколько групп. Педагоги, полностью овладевшие этим, могут эффективно внедрять в свою практику современные педагогические технологии. Мы часто используем новые инновационные технологические методы обучения на практических занятиях с преподавателями, которые преподают. В ходе использования инновационных технологий программа критического мышления создает условия для того, чтобы студенты могли делать предположения по теме, ставить цели, задавать вопросы и получать ответы, а также полностью понимать содержание. Для выполнения этих задач учитель организует совместную деятельность своей темы и урока. В ходе использования новых педагогических технологий на занятиях учащиеся должны:

1) допускает свободное мышление;

2) развивает ум;

3) повышается творческая активность;

4) совершенствуются языковые навыки;

5) комплексный поиск;

6) выражает свое мнение;

7) учит коллективным действиям.

Именно с помощью стратегий, используемых на уроке, он приобретает знания как личность, как всесторонне развитое творческое мышление. При анализе педагогических технологий учитывается, что используемая технология соответствует теме и содержанию урока, является эффективной и системной [4].

Технология, основанная на дифференцированном обучении, позволяет реализовать идею развивающего обучения. Потому что это обеспечивает развитие мышления, воображения и памяти ученика, энтузиазма и активности, качества образования. Цель: обучать каждого ученика в соответствии с его способностями и потенциальным уровнем. Адаптация и облегчение обучения согласно особенностям разных групп учащихся. Основная особенность технологии:

  1. Талантливые люди еще больше усилят свои способности и гибкость, слабые выразят желание учиться и избавятся от неуверенности в себе.
  2. Повышается мотивация учащихся к учебе.
  3. Становится легче обучать группы с одинаковым уровнем образования.

Технология поэтапного обучения на основе обязательных результатов имеет следующие особенности: базовый уровень образования обязателен для всех учащихся, задание, поставленное перед учащимися, дифференцировано, задание должно быть доступно учащемуся и подходить, базовый уровень Образование как механизм современной педагогической технологии образования позволяет обеспечить постепенное развитие учащегося как области, предоставляя учащемуся свободу выбора уровня образования, характеризуется добровольностью учащегося получить образование не ниже обязательного. уровень в соответствии со своими способностями [5].

Технология интеграции учебных предметов является одной из новых педагогических технологий. Целью этой технологии является интеграция образовательного контента; внутрипредметная и межпредметная интеграция.

В ходе урока решаются следующие задачи: развивается научный стиль мышления учащихся, формируется комплексный подход к учебным предметам, повышается качество образования учащихся, развиваются их творческие способности. Технология, на мой взгляд, способствует видимости объективных связей в окружающем мире, знакомит учащихся с исследовательской работой.

Междисциплинарная интеграция может использоваться, например, в следующих случаях:

  1. математика и география — темы «Масштаб», «Проценты» (5, 6 классы).
  2. математика и история — темы «Действия с натуральными числами», «Способы выполнения рациональных вычислений», «Путешествие в Египет» (5, 7 классы)
  3. математика и физика — темы «Производство по физике», «Гармонические колебания» (7, 10 классы).
  4. математика и химия — «Задачи на пропорции», «Работа с графиками функций» и т. д. б.
  5. математика и литература и т. д.

Что касается игровых технологий, то их целью является развитие и формирование творческой личности человека.

Использование технологии способствует решению следующих задач:

Образование: содействие прочному усвоению учащимися учебного материала, содействие расширению их мышления за счет использования дополнительных образовательных источников.

Развивающие: развитие творческого мышления, содействие умелому практическому применению навыков.

Воспитание: воспитание нравственных взглядов и убеждений, влияние на воспитание саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Использовать игровую технологию как элемент урока можно следующим образом:

а) создать «свою игру» для закрепления, систематизации и обобщения знаний, полученных в ходе работы с понятиями, терминами и в различных разделах курса математики.

б) При прохождении темы «Положительные и отрицательные числа» в 6 классе по предмету математика «Магические квадраты», например, в любые вертикальные или горизонтальные квадратные клетки запишите числа такие, что сумма чисел равна 0.

Или любую диагональ, вертикаль, горизонталь ячеек, чтобы произведение было равно положительному числу -1; 2; -3; -4; 5; -6; -7; 8; Напишите квадрат числа -9.

в) В 6 классе по предмету «Прямоугольная система координат на плоскости» в ходе «конкурса художников»: на доске записаны координаты точек: (0;0),(-1;1),(-3;1),(-2;3),(-3;3),(-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),(0;-8),(0;0).

Задача — отметить каждую точку на координатной плоскости и соединить отрезок с предыдущей точкой.

В результате получится определенное изображение. В эту игру можно играть и с обратным заданием: самостоятельно нарисуйте любую картинку с ломаной конфигурацией и напишите координаты вершин.

А также кроссворды, загадки, загадки и многое другое. можно предлагать, это всегда активизирует мыслительные процессы, вызывает интерес к обучению.

В заключение внедрение педагогических технологий в учебный процесс:

– сформировать цель в постановке обучения;

– проанализировать современные педагогические технологии на основе моральных рассуждений, а также оценить их эффективность в случае дифференцированного обучения;

– способствует управлению этими процессами на основе всей государственной образовательной программы и стандартов, регулирующих процессы обновления.

Литература:

  1. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
  2. Д. Кишибаева Новые педагогические технологии. Образовательный инструмент. Туркестан Ясавиятный А. ХКТУ, 2010. 113 стр.
  3. Рысбаева А. К., Конырбаева С. С. и другие. Содержание образования и технологии обучения в высших учебных заведениях. /Сборник уроков/. — Алматы: Полиграфия-Сервис К, 2010.
  4. Чупрасова В. Я. Современные технологии в образовании. — Владивосток, 2000.
  5. Устемиров К. Современные педагогические технологии и средства обучения. — Алматы, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая технология, дифференцированное обучение, образовательный процесс, учащийся, задача, класс, образование, самостоятельная работа, способность, ученик.


Ключевые слова

интегрированное обучение, дифференцированное обучение, новые педагогические технологии, методологические принципы, особенности и формы новой технологии, уровневое обучение

Похожие статьи

Задать вопрос