Особенности реализации контрольных полномочий в сфере земельных отношений органами местного самоуправления (на примере городского округа Красногорск Московской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 28.03.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Блинов, А. А. Особенности реализации контрольных полномочий в сфере земельных отношений органами местного самоуправления (на примере городского округа Красногорск Московской области) / А. А. Блинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112391/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье рассматриваются особенности реализации полномочий муниципального земельного контроля на примере органов местного самоуправления городского округа Красногорск Московской области. Представлены нормативно-правовые основы деятельности муниципального образования в сфере земельных отношений, а также некоторые результаты деятельности в последние три года.

Ключевые слова: муниципальное образование, местное самоуправление, земельный контроль, муниципальный земельный контроль, земельные отношения, земельное законодательство.

The article discusses the features of the implementation of the powers of municipal land control using the example of local government bodies of the Krasnogorsk urban district of the Moscow region. The regulatory and legal framework for the activities of the municipality in the field of land relations is presented, as well as some results of activities in the last three years.

Keywords: municipal formation, local government, land control, municipal land control, land relations, land legislation.

Муниципальный земельный контроль является важной сферой деятельности органов местного самоуправления в любом муниципальном образовании. Благодаря реализации собственных контрольных полномочий в сфере земельных отношений муниципальные органы имеют возможность пресекать нарушения обязательных требований использования территорий, которые могут повлечь за собой нарушение не только федерального законодательства, но и конституционных прав.

В качестве объекта в данном исследовании выбран городской округ Красногорск Московской области (далее — городской округ Красногорск), площадь которого составляет 226,54 км² и который является одним из самых быстрорастущих и динамично развивающихся муниципальных образований Подмосковья. На территории городского округа Красногорск находятся 37 населённых пунктов, в том числе 2 городских — 1 город, 1 рабочий посёлок — и 35 сельских (из них 8 посёлков, 5 сёл и 21 деревня).

Нормативно-правовой основой муниципального земельного контроля на территории городского округа Красногорск, как и для реализации всего спектра земельных полномочий, является федеральное и региональное законодательство [1, ст. 72; 2; 3; 4]. Кроме того, решением Совета депутатов Красногорского городского округа Московской области от 30.09.2021 № 605/45 утверждено муниципальное Положение о муниципальном земельном контроле на территории Красногорского городского округа Московской области [5].

Полномочия муниципального земельного контроля возложены на Управление земельно-имущественных отношений городского округа Красногорск, которое помимо этого также имеет ряд других функций в сфере земельных отношений, например:

– участвует в процессе резервирования и изъятия земель в границах муниципального образования для муниципальных нужд;

– принимает от имени администрации решения о сносе самовольной постройки либо о сносе самовольной постройки или о приведении ее в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом;

– осуществляет мероприятия по установлению публичного сервитута для обеспечения интересов местного самоуправления и местного населения на земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования и т. п.

Муниципальный земельный контроль на территории городского округа Красногорск осуществляется в отношении всех категорий земель, за исключением земель лесного фонда, земель водного фонда и земель запаса, и имеет несколько установленных форм:

1) Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

2) Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия и с взаимодействием с контролируемым лицом;

3) Консультирование по вопросам соблюдения обязательных требований, которое осуществляется посредством направления в администрацию городского округа Красногорск письменных обращений, по телефону, по электронной почте, в ходе личного приема, на официальном сайте городского округа Красногорск в сети «Интернет».

Реализация полномочий муниципального земельного контроля на территории городского округа Красногорск позволяет обеспечивать соблюдение:

1) требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;

2) требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению;

3) требований земельного законодательства, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях;

4) обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

5) предписаний, выданных должностными лицами органа муниципального земельного контроля в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Вместе с тем, анализ практики муниципального земельного контроля на территории городского округа Красногорск показывает, что самыми распространенными нарушениями за период с 2020 по 2023 гг., которые выявляются в результате контрольных мероприятий, являются:

1) самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. При этом наибольшее количество выявленных случаев этого нарушения приходится на граждан при использовании земель для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.

2) использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Кроме того, в целях предупреждения нарушений обязательных требований земельного законодательства контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к несоблюдению данных требований, а также осведомленности о требованиях законодательства, администрацией городского округа Красногорск Московской области на постоянной основе проводятся профилактические мероприятия.

Например, в 2022 году проведено: более 2000 выездных обследований, по результатам которых выдано 14 предостережений о необходимости соблюдения обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, проведены профилактические визиты, проводится консультирование в рамках исполнения утвержденной программы профилактики на 2022 год.

При этом основные выявленные признаки нарушений обязательных требований земельного законодательства (в соответствии с перечнем индикаторов риска нарушения обязательных требований):

– несоответствие площади используемого контролируемым лицом участка площади земельного участка, сведения о которой содержатся в ЕГРН;

– отсутствие в ЕГРН сведений о правах на используемый контролируемым лицом земельный участок;

– неиспользование контролируемым лицом земельного участка;

– непринятие мер по удалению борщевика «Сосновского».

В целом, можно охарактеризовать реализацию полномочий муниципального земельного контроля на территории городского округа Красногорск как соответствующую целям местного самоуправления и отвечающую требованиям федерального и регионального законодательства.

Литература:

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 14.02.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001 г. № 44. ст. 4147.
  2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч.I). ст.6249.
  3. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. ст.3018.
  4. Постановление Правительства МО от 26.05.2016 № 400/17 «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области» // «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 117, 30.06.2016.
  5. Решение Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 30.09.2021 № 605/45 «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории городского округа Красногорск Московской области» // опубликовано на официальном сайте администрации городского округа Красногорск Московской области. Режим доступа: https://krasnogorsk-adm.ru/netcat_files/multifile/2615/Reshenie_605_45_30_9_2021.pdf (дата обращения 24.03.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): Красногорск, муниципальный земельный контроль, городской округ, земельное законодательство, земельный участок, местное самоуправление, Московская область, муниципальное образование, целевое назначение, контролируемое лицо.


Похожие статьи

Задать вопрос