Индивидуализация процесса обучения иностранным языкам в начальной школе: использование карточек с печатями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 22.03.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Селезнева, А. О. Индивидуализация процесса обучения иностранным языкам в начальной школе: использование карточек с печатями / А. О. Селезнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 179-180. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112223/ (дата обращения: 28.04.2024).



На сегодняшний день школа сталкивается с новым поколением обучающихся, выросших в эпоху цифровых технологий и интернета. Эти дети родились и взрослели, окруженные гаджетами, компьютерами и смартфонами, что не могло не повлиять на развитие их когнитивных процессов и способов восприятия информации. Современные школьники нуждаются в других, более интерактивных и визуальных методах обучения в сравнении с традиционными. Им становится всё сложнее усваивать материал через чтение объёмных текстов, детальное изучение параграфов учебников и заучивание слов списком. Это явление не всегда зависит от интеллекта или уровня образованности ребенка, а скорее обусловлено влиянием цифровых технологий на развитие когнитивных процессов у современных детей.

Возрастные особенности младших школьников

Кроме того, при выборе методик преподавания стоит учитывать специфику работы с учениками начальной школы. Дети 1–4 классов находятся на особом этапе развития, который характеризуется рядом возрастных психологических и физиологических особенностей. Младшие школьники отличаются меньшей усидчивостью и способностью к концентрации внимания на протяжении всего урока по сравнению с учащимися средней и старшей школы. Их мышление более конкретно и образно, они лучше усваивают материал через практические действия, игры, наглядные пособия и мультисенсорный подход.

У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образная память, поэтому они лучше запоминают яркие визуальные образы, чем абстрактные понятия. Их внимание является непроизвольным и неустойчивым, легко отвлекается на посторонние стимулы. Возрастная психология диктует необходимость частой смены видов деятельности на уроке, использования ярких визуальных стимулов, элементов игры, движения и практической работы в процессе обучения младших школьников.

Таким образом, при выборе методик преподавания иностранных языков для учеников начальных классов необходимо в первую очередь ориентироваться на их возрастные особенности. Обучение должно быть максимально интерактивным, наглядным и игровым, чтобы соответствовать потребностям и возможностям детей данной возрастной группы.

Метод изучения новой лексики с помощью карточек

Основываясь на своем опыте преподавания и работы с детьми в начальной школе, я выделила одну из ключевых проблем изучения иностранного языка на начальном этапе — запоминание новой лексики. Огромное количество незнакомых слов, записанных в словарь одно за другим, крайне трудно воспринимается младшими школьниками. Кроме того, существует риск ошибки: случайно посмотреть не на ту строчку и выучить неверный перевод слова.

В связи с этим я активно применяю в своей практике метод изучения новых слов с помощью карточек. Он основан на принципах интерактивности, наглядности и игрового обучения, что в полной мере соответствует возрастным потребностям и особенностям учеников начальной школы. Данная методика помогает сделать процесс заучивания лексики более увлекательным, разнообразным и эффективным.

Материалы и методика:

– Бумажные карточки разных размеров и форм

– Печати (любые)

– Бейджики (для роли Cardofficer)

– Коробочка/конверт/пакетик для хранения карточек со словами

Ход работы:

1. Ученики заранее изготавливают пустые карточки для записи новой лексики (можно привлечь их к созданию ярких и креативных карточек).

2. На уроке они записывают на карточках новые слова и их номера. С одной стороны — иностранное слово, с другой — перевод или значение. Карточки нумеруются для удобства работы.

3. Для младших классов вводится ролевой персонаж — «Cardofficer». Один из учеников исполняет его роль, следит за наличием у одноклассников заполненных карточек, проверяет правильность написания слов, придумывает задания и игры с новой лексикой.

4. После первичного изучения новых слов ученик получает первую печать на карточку (например, перевод с английского на русский).

5. В конце модуля/четверти ученик получает вторую печать (например, перевод с русского на английский). После получения двух печатей слово считается выученным, и карточку можно убрать.

6. В конце года устраивается викторина по всем изученным словам с использованием карточек.

Важно отметить преимущества данного метода:

1. Повышение мотивации к изучению иностранных слов благодаря использованию интерактивных приемов, игровых элементов, наглядных материалов и возможности творчества, что в полной мере отвечает возрастным потребностям младших школьников.

2. Контроль прогресса без жестких оценок — печати отражают количество выученных слов, не фиксируя ошибки.

3. Наглядность индивидуального прогресса/регресса, что позволяет ученикам соревноваться между собой (элемент здоровой конкуренции), а также дает возможность родителям и учителю отслеживать успехи ребенка.

4. Индивидуальный темп изучения лексики — каждый ученик работает со словами до их полного запоминания, что особенно важно для детей с разными способностями к языкам.

5. Развитие творческих способностей и ручной умелости при изготовлении карточек.

6. Формирование навыков самоорганизации и ответственности за собственный прогресс.

Одним из недостатков является необходимость выделения дополнительного времени на уроке для проверки карточек и проставления печатей. Однако внедрение подобных современных интерактивных методик, учитывающих возрастные особенности учеников, способствует повышению их мотивации, вовлеченности, индивидуализации процесса обучения и, как следствие, более эффективному усвоению материала. Эти преимущества, несомненно, перевешивают дополнительные временные затраты.

Использование цифровых образовательных платформ

Кроме того, для сокращения разрыва между школьной средой и реальным миром, более близким и понятным современным детям, я активно использую в своей практике цифровые образовательные платформы и интерактивные сервисы, такие как Wordwall, LifeWorksheets, iSLCollective, LearningApps и другие. Они позволяют переводить изучаемую лексику и грамматические конструкции в формат увлекательных для учеников видеоигр, интерактивных упражнений и анимационных заданий.

Использование игрофикации и цифровых инструментов делает процесс изучения иностранного языка более разнообразным, динамичным и соответствующим реалиям современного общества. Это также развивает у школьников цифровые навыки, помогающие им лучше ориентироваться в окружающей технологической среде.

Кроме того, игровые задания на образовательных платформах дают возможность реализовывать принципы обратной связи и повторения материала в интерактивном формате. Это способствует более прочному усвоению и закреплению новых языковых знаний, повышению мотивации к обучению у учеников.

Основные термины (генерируются автоматически): карточка, начальная школа, слово, ученик, выбор методик преподавания, иностранный язык, лексика, печать, повышение мотивации, полная мера, помощь карточек, ребенок, школьник.


Похожие статьи

Задать вопрос