Правовые основы взаимодействия бизнеса и государства в сфере адаптации к изменению климата в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 21.03.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Халикова, С. М. Правовые основы взаимодействия бизнеса и государства в сфере адаптации к изменению климата в Российской Федерации / С. М. Халикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 271-274. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112194/ (дата обращения: 28.04.2024).



В условиях усиливающегося изменения климата важным аспектом становится взаимодействие бизнеса и государства для эффективной адаптации к новым климатическим условиям. Правовые основы этого взаимодействия играют ключевую роль в обеспечении устойчивого развития экономики и сохранения благоприятной экологической обстановки. В данной статье автор рассматривает основные аспекты правового регулирования сотрудничества бизнеса и государства в сфере адаптации к изменению климата в России.

Ключевые слова: углеродное регулирование, ESG, государственно-частное партнерство, взаимодействие государства и бизнеса, правовое регулирование отношений в сфере адаптации к изменениям климата.

«Все мы подчиняемся одним и тем же законам, знаем мы их или нет» — вывод, к которому приходит в своей статье «Нам нужно мужество, а не надежда, чтобы противостоять изменению климата» климатолог Кейт Марвел, младший научный сотрудник Института космических исследований имени Годдарда НАСА и кафедры прикладной физики и прикладной математики Колумбийского университета. [1]

Действительно, будь то законы общества или постулаты физики, незнание законов не освобождает от ответственности.

И если ни один законодатель не способен изменить законы экологии, то законы государства оказываются ему более подвластными, а потому — возможными к разработке и изменению.

На международном уровне есть несколько наиболее известных и актуальных актов в регулировании отношений в области охраны окружающей среды и борьбы с изменением климата, среди них:

— Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата от 9 мая 1992 года;

— Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата от 11 декабря 1997 года;

— Парижское соглашение, принятое 12 декабря 2015 года.

Данные акты, сегодня работающие “в связке” с иными — например, с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 25.09.2015 г. «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», являются своеобразной канвой для регулирования обозначенных отношений странах, к ним присоединившихся.

Стоит отметить, что для регулирования отношений в сфере митигации и адаптации к изменениям климата был разработан специальный термин “углеродное регулирование”, который предполагает внедрение различных мер, например, введение углеродного налога, развитие рынка углеродных единиц и систем торговли квотами на выбросы.

В Российской Федерации за последние 3 года законодательство было также дополнено нормативными актами в сфере углеродного регулирования. Среди них:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. N 666 «О сокращении выбросов парниковых газов»;
  2. Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 02.07.2021 N 296-ФЗ;
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 года N 3052-р «О Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года»;
  4. Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2023 г. № 812 «Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации».

В России на данный момент отсутствует углеродный налог, хотя уже в 2023 году Министерство экономического развития Российской Федерации опубликовало проект Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года [2], согласно которому «углеродный налог» — цена на углерод, будет взиматься, начиная с первого квартала 2028 года.

Говоря о такой мере, как развитие добровольных рынков углеродных единиц, следует дать определение самому понятию «углеродная единица». В связи с тем, что на уровне законодательства термин «углеродная единица» отсутствует, здесь и далее предлагается понимать под углеродной единицей 1 тонну CO2 эквивалента, выброс которой удалось предотвратить в результате реализации климатических проектов. Рынок углеродных единиц начал свое развитие ранее — в 2022 году заработал национальный Реестр углеродных единиц, в 2024 году в Реестре выпущено 93 951, а еще 65 601 616 углеродных единиц уже планируются к выпуску.

В России также заработала система квотирования — для этого свою работу в 2021 году начал «Сахалинский эксперимент» [3]. К концу 2025 года Сахалинская область должна достичь углеродной нейтральности — антропогенные выбросы парниковых газов в регионе должны стать меньше или равны поглощающей способности местных экосистем. В 2023 году Правительство Сахалинской разработало и опубликовало квоты на выбросы парниковых газов для 35 компаний-участниц эксперимента. Об успешности проекта можно будет судить не ранее 2025 года, но при достижении целей, эксперимент будет расширен — на данный момент к нему готовы присоединиться, например, Республики Татарстан и Башкортостан.

Говоря об углеродном регулировании в Российской Федерации, нельзя не отметить возможность физических и юридических лиц реализовывать климатические проекты — комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения.

Наиболее ярким примером климатических проектов являются природно-климатические — распространенной является практика обводнения ранее осушенных торфяников либо высадка растений. На лесоклиматических проблемах автор хотел бы сфокусироваться во второй части исследования.

Сложности в разработке и реализации лесоклиматических проектов в России связаны со следующим. В соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 248 от 11.05.2022 г. [4] (далее — Приказ), для того, чтобы проект был признан климатическим, он должен соответствовать следующим критериям:

а) мероприятия проекта не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации;

б) результатами реализации проекта являются сокращение выбросов парниковых газов и (или) увеличение их поглощения;

в) мероприятия проекта не приводят к совокупному увеличению массы выбросов парниковых газов или снижению уровня их поглощения вне области влияния таких мероприятий;

г) сокращение выбросов парниковых газов и (или) увеличение их поглощения в течение срока реализации проекта не является результатом влияния факторов, не связанных с мероприятиями проекта;

д) мероприятия проекта осуществляются в дополнение к мероприятиям, направленным на выполнение предусмотренных законодательством Российской Федерации обязательных требований, действующих по состоянию на начало реализации проекта.

Данные критерии позволяют достаточно четко идентифицировать климатические проекты от мероприятий, не оказывающих реального влияния на окружающую среду. Кроме того, критерии, установленные Приказом, согласованы с требованиями, заложенными в международных программах, например, в международном стандарте Verra [5].

При этом, при реализации лесоклиматических проектов необходимо также доказать, что земельный участок, на котором проводится проект, принадлежит “правообладателю” (например, реализующему мероприятия по высадке деревьев).

Если оставить вопросы фактической реализации, а остановиться только на юридических проблемах и вопросах, с которыми уже сейчас сталкиваются компании в России, получим следующие вводные:

Покупать земельный участок исключительно под проведение проекта — дорого, не всегда удобно и быстро, а зачастую это сделать просто невозможно. Подходящие под проект земельные (лесные) участки чаще всего находятся в государственной собственности. На данном этапе у лиц, реализующих климатические проекты, возникают проблемы с основаниями их прав считаться владельцами проектов.

Бизнес может предложить региону Российской Федерации или муниципалитету провести мероприятия по высадке деревьев. Регион часто не имея возможности предоставить земельный участок в аренду, предоставляет участки на иных основаниях — например, предоставляя право безвозмездного пользования на срок реализации климатического проекта (для лесоклиматических проектов максимально возможный срок, согласно российскому законодательству — 45 лет).

Однако по российскому законодательству всё, что высажено в земельный участок, принадлежащий конкретному лицу, становится собственностью данного лица. Таким образом, все саженцы, высаженные в землю муниципалитета, становятся саженцами муниципалитета. В таком случае доказать право собственности на посаженные деревья становится невозможным. Это делает невозможным признание лица владельцем климатического проекта.

Более того, как уже было указано, земельный участок предоставляется либо на праве постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, либо на праве безвозмездного пользования лесным участком. В данной ситуации существует прямой риск, что собственник передумает и передаст лесной участок иному лицу под другие цели. За этим могут последовать финансовые потери. Риск, таким образом, делает реализацию климатических проектов менее привлекательной.

Так мы приходим к проблеме — законодательство Российской Федерации не предусматривает специального вида пользования землей, которое позволяло бы использовать земельные участки исключительно под реализацию климатических проектов. Это требует одного — внесения изменений в существующее законодательство.

Отметим, что в декабре 2023 года был принят Федеральный закон от 25.12.2023 № 676-ФЗ “О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 8–2 и 10–1 Федерального закона “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации” [6]. Данным законом в Лесной Кодекс Российской Федерации вводится новое понятие: использование лесов для осуществления изыскательской деятельности, которое позволяет пользоваться лесными участками с или без предоставления участка в аренду или с или без установки сервитута.

На сегодняшний день в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации», которым законодатель потенциально способен снять большинство проблемных вопросов, связанных с реализацией лесоклиматических проектов. Данные изменения могут повлечь за собой новый виток взаимодействия бизнеса и органов государственной власти (и органов местного самоуправления), что способно будет на местах побудить сообщества активнее исследовать и развивать климатическую повестку.

Взаимодействие государства и бизнеса в сфере климата показывает, в целом, положительные результаты не только в Российской Федерации. На 28 Конференция Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в 2023 году представители бизнеса, государственных органов, научного сектора и гражданского общества показали, что совместная работа и равный диалог способны привести к стремительным переменам.

Актуализация законодательства с учетом трендов и тенденций в международном законодательстве и особенностей, характерных для правовой системы России, помогает и, несомненно, будет помогать в будущем в дальнейшем развитии сотрудничества в сфере климата.

Литература:

  1. We Need Courage, Not Hope, to Face Climate Change — Kate Marvel, The On Being Project — March 01, 2018, URL: https://onbeing.org/blog/kate-marvel-we-need-courage-not-hope-to-face-climate-change/;
  2. Проект плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. URL: https://www.profiz.ru/upl/Проект %20плана.pdf;
  3. Гузенко М., Скоков Р. Сахалинский эксперимент достижения углеродной нейтральности// Энергетическая политика. 2023. С.86–100 (DOI 10.46920/2409–5516_2023_2180_86);
  4. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении критериев и порядка отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам, формы и порядка представления отчета о реализации климатического проекта» от 11.05.2022 № 248// Рос.газ. 2022. 22 июня;
  5. VCS Program Guide. URL: https://verra.org/wp-content/uploads/2023/08/VCS-Program-Guide-v4.4.pdf;
  6. Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 8–2 и 10–1 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 25.12.2023 № 676-ФЗ// Рос.газ. 2023. 25 дек.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, изменение климата, земельный участок, проект, Россия, Лесной кодекс, мероприятие проекта, внесение изменений, лесной участок, углеродное регулирование.


Ключевые слова

государственно-частное партнерство, взаимодействие государства и бизнеса, ESG, углеродное регулирование, правовое регулирование отношений в сфере адаптации к изменениям климата

Похожие статьи

Задать вопрос