Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 20.03.2024

Статья просмотрена: 220 раз

Библиографическое описание:

Киселёв, Е. О. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания / Е. О. Киселёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112175/ (дата обращения: 11.05.2024).



В статье рассматривается система контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Анализируются основные формы и методы контроля, а также актуальные проблемы, с ним связанные. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения законности и прав человека в местах лишения свободы.

Ключевые слова : контроль, уголовно-исполнительная система, законность, права человека, места лишения свободы, общественный контроль.

The article discusses the system of control over the activities of institutions and bodies executing criminal penalties. The main forms and methods of control, as well as current problems associated with it, are analyzed. Particular attention is paid to issues of ensuring the rule of law and human rights in places of deprivation of liberty.

Keywords : control, penal system, legality, human rights, places of detention, public control.

Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, является важным аспектом правовой системы любого государства и важнейшим фактором обеспечения законности и правопорядка в местах лишения свободы [3]. Он направлен на обеспечение соблюдения законности, защиту прав и свобод осужденных; на повышение эффективности исполнения уголовных наказаний, а также призван предупредить и пресечь нарушения со стороны сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). В данной статье будет рассмотрен механизм контроля за деятельностью таких учреждений и органов, а также проблемы, с которыми они сталкиваются.

Основная часть. Одним из основных органов контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, является прокуратура. Прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законности в учреждениях. Кроме того, существуют и другие органы контроля, такие как комиссии по правам человека, омбудсмены и независимые эксперты [4, с. 23].

Существует несколько форм контроля за деятельностью УИС:

Государственный контроль осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, прокуратурой, судами и другими государственными органами.

Общественный контроль осуществляется общественными объединениями, правозащитными организациями, а также отдельными гражданами.

Внутриведомственный контроль осуществляется вышестоящими органами УИС.

Основные принципы контроля:

  1. Принцип законности: Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, должен осуществляться в соответствии с законодательством. Это означает, что контрольные органы должны иметь право проверять соблюдение законов при исполнении уголовных наказаний и принимать меры по устранению нарушений в случае их выявления.
  2. Принцип независимости: Контрольные органы должны быть независимыми от исполняющих уголовные наказания учреждений и органов. Это гарантирует объективность и беспристрастность контроля, а также предотвращает возможные попытки влияния на результаты проверок.
  3. Принцип пропорциональности: Контроль должен быть пропорционален риску нарушений и уровню ответственности исполняющих уголовные наказания учреждений и органов. Это означает, что более высокий уровень контроля должен применяться к учреждениям и органам, где существует больший риск нарушений [1].

В рамках контроля используются различные методы, такие как:

а) Проверки (плановые и внеплановые).

б) Ревизии.

в) Осмотры.

г) Анализ информации.

д) Опросы осужденных.

Основной функцией контроля является проверка соблюдения законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Контроль также направлен на обеспечение прав и свобод осужденных, включая их безопасность, достойные условия содержания и доступ к медицинской помощи. Кроме того, контроль способствует повышению эффективности исполнения уголовных наказаний и предотвращению рецидива преступлений [6, с. 135].

Одной из основных проблем контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, является недостаточная прозрачность и доступность информации. Часто информация о состоянии исполнительных учреждений и условиях содержания осужденных оказывается ограниченной или недостоверной. Это затрудняет эффективность контроля и создает преграды для выявления нарушений.

Другой проблемой является недостаточное финансирование и перегруженность органов контроля. Ограниченные ресурсы и перегруженность делами могут привести к неполноценному осуществлению контрольных функций и ухудшению условий содержания осужденных.

Роль и значение контроля:

Защита прав осужденных: Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, направлен на защиту прав и свобод осужденных. Он обеспечивает соблюдение их конституционных прав, а также предотвращает возможные случаи нарушений и злоупотреблений.

Предотвращение коррупции и злоупотреблений: Контроль способствует предотвращению коррупции и злоупотреблений в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания. Он позволяет выявлять и пресекать случаи незаконного использования ресурсов, манипуляций с данными и других форм коррупционной деятельности.

Обеспечение законности: Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, гарантирует соблюдение законности в процессе исполнения уголовных наказаний. Он предотвращает возможные нарушения процедур, незаконные действия и обеспечивает справедливость в системе исполнения уголовных наказаний.

Для улучшения контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необходимо принять ряд мер. Во-первых, необходимо обеспечить большую прозрачность и доступность информации о состоянии исполнительных учреждений и условиях содержания осужденных. Это можно сделать путем усиления роли независимых экспертов и омбудсменов, а также путем создания специальных механизмов обратной связи с общественностью [5, с. 386].

Во-вторых, необходимо усилить борьбу с коррупцией в системе исполнения уголовных наказаний. Это можно сделать путем ужесточения наказания за коррупционные преступления, улучшения системы контроля и надзора, а также повышения этического сознания сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания [3].

Контроль за деятельностью УИС является важнейшим инструментом обеспечения законности и прав человека в местах лишения свободы. Для повышения его эффективности необходимо совершенствовать законодательство, усилить роль общественного контроля, а также повысить профессиональную подготовку сотрудников УИС.

В заключение , контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, является неотъемлемой частью правовой системы. Он направлен на обеспечение соблюдения законности, защиту прав и свобод осужденных, а также на повышение эффективности исполнения уголовных наказаний. Однако, для эффективного контроля необходимо решить проблемы, такие как недостаточная прозрачность и доступность информации, недостаточное финансирование и перегруженность органов контроля, а также коррупция в системе исполнения уголовных наказаний. Путем улучшения механизмов контроля и принятия соответствующих мер можно достичь более эффективного контроля и улучшения условий содержания осужденных.

Литература:

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 24.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.12.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940 (дата обращения: 06.03.2024).
  2. Федеральный закон от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ. «Об общественном контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания» (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 № 132-ФЗ) URL: https://rg.ru/documents/2008/06/18/prava-cheloveka-dok (дата обращения: 06.03.2024).
  3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года (от 29 апреля 2021 г. № 1138-р). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400639567 (дата обращения: 06.03.2024).
  4. Голубцова К. И. Правовой и организационный аспекты деятельности общественных формирований, осуществляющих контроль за обеспечением прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях УИС // Вестник Самарского юридического института. 2021. № 2 (43). С. 26
  5. Малолеткина Н. С., Каменева И. М. Общественный контроль за деятельностью учреждений уголовно-исполнительной системы: некоторые вопросы // Уголовно-исполнительное право. 2020. № 4. С. 406
  6. Субботин С. П., Мкртчян О. Д. Повышение эффективности работы досмотровых групп на контрольно-пропускных пунктах при входе на охраняемую территорию учреждений УИС // Вестник Самарского юридического института. 2021. № 2 (43). С. 142
Основные термины (генерируются автоматически): деятельность учреждений, орган, контроль, место лишения свободы, наказание, свобода осужденных, уголовный, доступность информации, обеспечение законности, общественный контроль.


Похожие статьи

Задать вопрос