Организационно-правовые проблемы раздельного содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 21.03.2024

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Самар, Д. В. Организационно-правовые проблемы раздельного содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных и пути их решения / Д. В. Самар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 256-259. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112173/ (дата обращения: 10.05.2024).



Вданной статье нами были рассмотрены актуальные организационно-правовые проблемы раздельного содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Констатированы основные пути решения указанных проблем, а также сделаны основополагающие выводы.

Ключевые слова: подозреваемые, обвиняемые, осуждение, УИС, раздельное содержание, сотрудники, законодательство.

В соответствии с Концепцией развития российской пенитенциарной системы до 2030 года, важно проанализировать существующие недостатки в дифференцированном содержании подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственных изоляторах. Это необходимо для понимания стратегии УИС России в достижении целей, изложенных в Концепции.

Раздельное содержание подозреваемых и обвиняемых в соответствующих категориях в местах их содержания под стражей преследует несколько целей. Во-первых, оно гарантирует беспрепятственное проведение предварительного и судебного следствия, а также защищает права граждан на неприкосновенность личности и здоровье. Во-вторых, оно предотвращает негативное влияние со стороны лиц с криминальным прошлым.

В контексте специфики российской уголовно-исполнительной системы авторы выделяют дополнительные цели раздельного содержания, такие как недопущение передачи запрещенных предметов, воздействия криминальной субкультуры и предупреждение правонарушений внутри мест содержания под стражей. Важно отметить, что раздельное содержание также препятствует контактам между различными категориями подозреваемых и обвиняемых, предотвращая переговоры, передачу предметов и переписку.

А. В. Сенатовым проводился опрос оперативных сотрудников следственных изоляторов УИС России, последние в большинстве случаев ответили, что возникает большое количество нарушений правил раздельного размещения в камерах, на что поступают акты прокурорского реагирования. Оперативные сотрудники объясняют нарушения отсутствие свободных мест, а также необходимостью размещения в отдельных камерах лиц с социально низким статусом [1, с. 116].

Сотрудники следственных изоляторов УИС России не понимают почему нельзя содержать в одной камере лиц, совершивших преступления сексуального характера, но по различным составам преступлений (ст. 131–135 УК РФ). Дело в том, что в отношении таких лиц от других лиц в камерах может последовать физическая расправа (особенно, если преступление совершенно в отношении несовершеннолетнего). Также возникают вопросы запрета на размещения в одной камере лиц, совершивших открытые виды хищения имущества или насильственных преступлений.

Мы предлагаем отменить запреты на совместное содержание под стражей определенных категорий подозреваемых и обвиняемых, чтобы расширить возможности раздельного содержания. В частности, мы считаем целесообразным применять такие правила к более общественно опасным составам преступлений, таким как терроризм и экстремизм.

Для этого предлагается внести дополнение в статью 33 Федерального закона РФ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ, предусматривающее возможность совместного содержания под стражей лиц, совершивших указанные выше преступления, с письменного разрешения администрации следственного изолятора. При этом решение о совместном содержании должно приниматься с учетом психологических и личностных характеристик подозреваемых и обвиняемых.

Федеральным законодательством, регулирующим содержание под стражей, не установлено понятие и категория осужденных, содержащихся в «специальном блоке». Единственный нормативный документ, определяющий данное понятие — Методические рекомендации по созданию и оборудованию в следственном изоляторе (тюрьме) специального участка для содержания отдельной категории лиц, утвержденные директором ФСИН России 26.05.2009. При этом, абсолютно каждый следственный изолятор УИС России имеет специальный блок для содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений террористического и экстремистского характера [2, с. 76].

У сотрудников органов прокуратуры могут возникать «вопросы» относительно размещения лиц в данном участке, поскольку он отличается от общих правил размещения. Спецблоки созданы для предупреждения негативного влияния таких категорий спецконтингента на иных лиц, содержащихся в следственных изоляторах УИС России. Тем самым, необходимо дополнить федеральный закон № 103-ФЗ ст. 33.1, определяющей содержание лиц, требующих дополнительной изоляции от основной массы подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений.

Другая проблема заключается в отсутствии четкого определения «безопасного места», в которое должны перемещаться подозреваемые и обвиняемые, которым угрожает опасность. Ни федеральное законодательство, ни Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС России не содержат такого понятия.

Для решения этой проблемы предлагается внести дополнение в статью 19 Федерального закона № 103-ФЗ, в котором будет дано определение «безопасного места». Кроме того, в Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС России необходимо включить раздел, посвященный порядку обеспечения безопасности лиц, которым угрожает опасность. В этом разделе должны быть подробно описаны все необходимые мероприятия, включая перемещение в безопасное место.

Кроме правовых изменений, необходимы изменения организационного характера. Так, необходимо продолжить работу по оснащению следственных изоляторов УИС России современными инженерно-техническими средствами охраны и надзора, а также внедрение прогрессивных способов организации службы [3, с. 236].

Следующий вопрос касается раздельного содержания курящих и некурящих лиц. Как отмечают в научной литературе, существует широкая судебная практика по взысканию компенсации за нарушение условий в местах принудительного содержания по данному основанию. Дело в том, что федеральное законодательство содержит норму о раздельном содержании «при наличии возможности», то есть императива в данном случае нет. К примеру, в одном из дел, подозреваемый болел бронхиальной астмой и содержался вместе с курящими лицами [4, с. 88].

Администрацией следственных изоляторов УИС России должны быть доказаны факты невозможности раздельного содержания и шаги, предпринятые к минимизации ущерба лицу, не курящему табачные изделия.

Сравнивая нормы российского и международного законодательства о раздельном размещении лиц, содержащихся под стражей, можно сделать вывод, что российское законодательство содержит больше классификационных признаков, на основании которых происходит раздельное размещение подозреваемых и обвиняемых в следственном изоляторе. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и в европейских пенитенциарных правилах не указывается на необходимость раздельного содержания подозреваемых и обвиняемых в зависимости от категории преступлений, которые они совершили. Российский законодатель пошел по иному пути, значительно расширив классификационные признаки раздельного размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам в зависимости от общественной опасности преступлений, что закреплено в ст. 33 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ. Российские требования в этой области являются более конкретными и детальными, чем международные.

Для устранения дублирования необходимо перефразировать второй абзац пункта 2 статьи 33 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (№ 103-ФЗ от 15.07.1995) следующим образом: подозреваемые и обвиняемые в совершении тяжких преступлений, перечисленных в Уголовном кодексе РФ, в частности:

  1. убийство;
  2. детоубийство;
  3. причинение тяжкого вреда здоровью;
  4. распространение ВИЧ-инфекции;
  5. похищение;
  6. изнасилование;
  7. сексуальное насилие;
  8. половые действия с несовершеннолетними;
  9. торговля несовершеннолетними;
  10. грабеж;
  11. разбой;
  12. вымогательство при отягчающих обстоятельствах;
  13. терроризм;
  14. организация и участие в террористических группах;
  15. захват заложников;
  16. организация и участие в незаконных вооруженных формированиях;
  17. бандитизм;
  18. организация и участие в преступных сообществах;
  19. занятие высшего положения в преступной иерархии;
  20. посягательство на жизнь судей или следователей;
  21. посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов;
  22. дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.

Кроме того, необходимо дополнить п. 2 ст. 33 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» абзацем следующего содержания:

– по письменному решению администрации места содержания под стражей, а также в зависимости от характеристики личности, психологической совместимости разрешается содержать совместно друг с другом подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных абзацем вторым п. 2 настоящего Федерального закона.

Данные предложения могут оказаться противоречивыми нормам международного законодательства, регламентирующего раздельное содержание заключенных. Размещение лиц совместно друг с другом может привести к возникновению конфликтных ситуаций и созданию неблагоприятной обстановки в следственном изоляторе. Оперативно-розыскная деятельность должна осуществляться в рамках закона и не должна нарушать права и свободы подозреваемых и обвиняемых, находящихся в следственном изоляторе. Поэтому любые действия администрации и оперативных подразделений ФСИН России должны быть ограничены и контролируемыми, чтобы не нарушать права заключенных и не создавать неблагоприятной обстановки в учреждениях следственных изоляторов.

Следует отметить еще одну нормативную проблему, связанную с размещением отдельных категорий подозреваемых и обвиняемых в специализированных блоках. При этом необходимо учитывать требования международного и национального законодательства, гарантирующих права заключенных.

В частности, речь идет о следующих правах:

  1. Свобода передвижения.
  2. Доступ к информации и связь с внешним миром.
  3. Получение медицинской помощи.
  4. Защита от насилия и дискриминации.
  5. Защита от пыток и жестокого обращения.

Соблюдение этих прав является обязательным условием при размещении лиц в специализированных блоках.

Кроме того, важно учитывать, что размещение подозреваемых и обвиняемых в специальных блоках может иметь негативные последствия для их психического и физического здоровья, а также вызвать стресс и тревогу. Поэтому необходимо обеспечивать условия для сохранения здоровья и благополучия лиц, находящихся в специальных блоках.

В целом, предложение о размещении лиц в специальных блоках требует дальнейшего законодательного урегулирования и анализа его соответствия международным и национальным нормам права [5, с. 167].

В связи с необходимостью проявления более четкого и эффективного контроля над лицами, содержащимися под стражей, требуется изменить действующее законодательство. Однако, внесение изменений необходимо производить с учетом конкретных условий, в которых существует текущая система содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Поэтому, прежде чем вносить какие-либо поправки в законодательство, необходимо провести глубокий анализ текущих проблем и недостатков в работе системы содержания под стражей, а также определить те области, в которых требуются наиболее существенные изменения.

Убедительно подчеркиваем необходимость соответствия предлагаемых изменений конституционным гарантиям прав и свобод граждан. Любые поправки не должны препятствовать получению адвокатских услуг или участию в правовых разбирательствах.

Внесение корректировок в действующее законодательство представляет собой сложную и ответственную задачу. Она требует всестороннего анализа и учета разнообразных аспектов, таких как мнения профессионалов и запросы общества.

Констатируем организационно-правовые проблемы раздельного содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, которые включают в себя следующие аспекты:

  1. Недостаточность мест раздельного содержания. В большинстве российских следственных изоляторов отсутствует достаточное количество мест для раздельного содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Это приводит к тому, что они вынуждены находиться в общих камерах, что может нарушать их права и вызывать проблемы.
  2. Недостаточность персонала. Для обеспечения раздельного содержания требуется больше персонала, который будет отвечать за контроль и надзор за заключенными. Однако на практике отсутствует не только возможность найма дополнительных кадров, но и руководящих кадров, знающих механизмы реализации данного правового требования.
  3. Качество раздельного содержания. Даже при наличии достаточного количества мест и персонала раздельное содержание может быть организовано некачественно. В некоторых случаях раздельное содержание фактически не проводится, а в других элементы связей сохраняются при мертвой формальности соблюдения требуемых уровней контроля.
  4. Коррупция и нарушения правил. В некоторых случаях следственные изоляторы игнорируют требования закона по раздельному содержанию и экономят на обеспечении качественных условий для заключенных. При этом коррупция и нарушения правил зачастую подорвали и доверие населения к российской системе правосудия.

Для решения организационно-правовых проблем раздельного содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных нужны следующие меры:

  1. Определение четкого количества мест раздельного содержания. Дополнительное финансирование должно быть выделено для строительства и ремонта помещений, предназначенных для раздельного содержания.
  2. Набор и подготовка профессиональных кадров. Дополнительно должны быть набраны и подготовлены специалисты для работы с заключенными, осуществляющие раздельное содержание.
  3. Улучшение качества проведения раздельного содержания. Это относится к повышению качества организации и контроля условий раздельного содержания, а также к проведению регулярных проверок и мониторинга со стороны уполномоченных органов.
  4. Борьба с коррупцией и нарушениями правил. Важно принимать меры по укреплению прозрачности в работе следственных изоляторов, сильно навязывать ответственность за коррупцию и нарушение правил. Для этого должны быть разработаны специальные механизмы контроля и мониторинга со стороны органов правосудия и общественных наблюдателей.
  5. Повышение осведомленности и образования. Следует активно проводить мероприятия, направленные на осведомление граждан о правах, обязанностях и условиях содержания в следственном изоляторе, а также на превенцию нарушений прав заключенных.

Более глубокие изменения и реформирование данной области необходимы для эффективное осуществления раздельного содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Это возможно только когда сильно начнут новые практики и нормативно-правовые изменения. Однако, без консультации со стороны опытных международных экспертов российские органы государственной власти тяжело осуществляют изменения и реформирование в системе, особенно когда они касаются сферы правосудия.

Проблемы, связанные с раздельным содержанием подозреваемых, обвиняемых и осужденных в Российской Федерации, носят системный характер и требуют комплексного подхода к их устранению.

Необходимы следующие меры:

  1. Увеличение количества мест содержания и привлечение квалифицированных специалистов.
  2. Повышение качества раздельного содержания.
  3. Борьба с коррупцией и нарушениями.
  4. Расширение информированности и образовательных программ по данной теме.

Для эффективного реформирования системы правосудия государственные органы должны привлекать к консультациям экспертов, обладающих практическим опытом в этой области.

Также следует отметить, что в основе любых изменений и реформирования должны лежать защита прав и интересов человека, соблюдение принципа верховенства права и обеспечение справедливой и эффективной работы системы правосудия. Именно это должно быть главным ориентиром в работе государственных органов и общественности при разработке и реализации мер для улучшения условий раздельного содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в России.

В целом, решение проблем раздельного содержания требует комплексного подхода и усилий со стороны всех участников этого процесса: государственных органов, правоохранительных органов, общественности и международных экспертов. Только тогда можно добиться значительного прогресса в этой важной сфере правосудия и обеспечить защиту прав человека и справедливость в системе правосудия в России.

Литература:

  1. Сенатов А. В. Некоторые проблемы нормативного правового регулирования раздельного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы // Вестник Кузбасского института. 2021. №. 4 (49). С. 116–121.
  2. Захряпин Р. И., Пискунов П. М. Особенности раздельного содержания подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений // Вестник науки. 2021. Т. 1. №. 8 (41). С. 75–79.
  3. Голубцова А. И. Особенности правового регулирования обеспечения личной безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт. 2021. С. 57–61.
  4. Кокорева А. С. Особенности обеспечения личной безопасности подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы // Научный взгляд современной молодежи на актуальные проблемы права, психологии и педагогики. 2021. С. 236–239.
  5. Панченко В. Ю., Деменишин А. В. Применение правовых принципов и норм о раздельном содержании курящих и некурящих в местах принудительного содержания // Вестник Кузбасского института. 2022. №. 3 (52). С. 88–95.
Основные термины (генерируются автоматически): раздельное содержание, Россия, обвиняемый, раздельное содержание подозреваемых, следственный изолятор, нарушение правил, изолятор, размещение лиц, совершение преступлений, совместное содержание.


Ключевые слова

законодательство, сотрудники, подозреваемые, обвиняемые, УИС, осуждение, раздельное содержание

Похожие статьи

Задать вопрос