Анализ проблем кадрового обеспечения в российских корпорациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 16.03.2024

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Скрипка, А. В. Анализ проблем кадрового обеспечения в российских корпорациях / А. В. Скрипка. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/archive/510/112056/ (дата обращения: 29.04.2024).



В данной статье рассматривается проблема кадрового обеспечения корпораций, раскрываются особенности управления штатом корпорации и инструменты регулирования сотрудников. В России корпорации, как правовой институт занимают важное место в развитии экономики государства, а подготовка специализированных кадровых единиц и их правовое регулирование пока не достигло уровня, при котором корпорации могли бы показать полную эффективность такого рода организации.

Ключевые слова: корпорация, трудовое законодательство, кадровая политика, организация труда, сотрудники.

This article examines the problem of corporate staffing, reveals the features of corporate staff management and tools for regulating employees. In Russia, corporations, as a legal institution, occupy an important place in the development of the state's economy, and the training of specialized personnel units and their legal regulation have not yet reached a level at which corporations could show the full effectiveness of this type of organization.

Keywords: corporation, labor legislation, personnel policy, labor organization, employees.

Само явление корпораций в современном понимании появилось в России относительно недавно. В течение непродолжительного времени термин «корпорация» использовался в нормативных актах в разных вариантах: и как объединение предприятий, и как унитарное предприятие, и как акционерное общество, и, наконец, как самостоятельная организационно-правовая форма некоммерческой организации [1]. После распада Советского Союза и перехода к рыночной экономике, произошло возрождение частного предпринимательства и развитие корпоративной культуры. Особенности развития корпораций в России включают в себя влияние государства, особенности законодательства, сырьевую экономику, а также культурные и этические особенности бизнеса. В условиях России корпорации часто сталкиваются с высокой степенью государственного вмешательства, нестабильностью экономической среды, а также особыми тенденциями в области управления и организационной культуры. Тем не менее, с развитием рыночных отношений в России, корпорации активно внедряют передовой опыт управления и корпоративной культуры из мировых практик, стремясь к более эффективным моделям управления и развития.

В корпоративном праве, как и в трудовом, организация — это в первую очередь совокупность лиц, а именно работников данного предприятия. Именно от них зависит эффективность деятельности юридического лица.

Любая корпорация представляет собой социальную систему, обеспечивающую функциональные связи, главными элементами которой является человеческий капитал — работники корпорации [5]. В такой системе складываются особые отношения, действуют своеобразные корпоративные и иные социальные нормы. При этом основным объединяющим фактором выступает общая цель корпорации, на достижение которой направлена деятельность ее членов, прежде всего кадрового состава.

В данной статье рассматриваться понятие кадры будет как — основной состав работников учреждения, предприятия той или иной отрасли.

В отношении этих работников руководством предприятия осуществляется определенная кадровая политика. Кадровая политика в корпорациях России строится в соответствии с законодательством, а также учитывая специфику бизнеса, его цели и ценности. В России, как и во многих других странах, кадровая политика в корпорациях нацелена на привлечение, развитие и удержание квалифицированных сотрудников, а также на создание благоприятной рабочей среды. В крупных предприятиях, как правило, имеются специалисты основной деятельностью которых является разрешение вопросов, связанных с трудовыми правоотношениями. Чаще всего такие специалисты объединены в обособленный отдел. В их задачи входит подбор и правовое сопровождение сотрудников в области трудового законодательства на протяжении всего периода работы, контроль за социальным обеспечением сотрудников, соответствие сотрудников корпоративным и профессиональным стандартам, организацией рабочих мест и управлением изменений внутри организации. Стоит принимать во внимание, что помимо развития благоприятной рабочей среды, обеспечения социальных гарантов для сотрудников, в обязанности кадрового отдела входит и развитие потенциала сотрудников для достижения более высоких результатов для самой корпорации. Для того чтобы корпорация могла достичь целей создания, немаловажное место должно отводится организации труда. Организация труда — система мероприятий, обеспечивающая рациональное использование рабочей силы, включающая в себя соответствующую расстановку людей в процессе производства, разделение и кооперацию, методы, нормирование и стимулирование труда, организацию рабочих мест, их обслуживание и необходимые условия труда.

Поэтому возникает потребность подготовки собственных кадров, способных решать задачи конкретной корпорации.

Позитивное влияние оказал бы опыт крупных Российских корпораций в области развития профессионального ориентирования. Активно разрабатывают программы обучения для своих сотрудников, например «Газпром» или «Сбербанк», которые имеют развитые программы корпоративного обучения и стажировок для сотрудников, что не может не привлекать будущие кадры к трудоустройству в крупные корпорации. В свою очередь подобные способы обучения и повышения квалификации, создание уникальных программ поддержки сотрудников будут являться мотивацией у действующих сотрудников, что сократит процент частой смены сотрудников. В настоящее время учебные центры создаются, как правило, на предприятиях сферы естественных монополий и с очень большим штатным числом сотрудников. При этом корпорации несут значительные расходы на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе.

Также необходимо обратить внимание, что современные тенденции свидетельствуют о росте гибких форм работы, таких как удаленная работа или фриланс. Однако, многие аспекты законодательства о работе устарели и не учитывают специфику таких форм занятости. Это может привести к неопределенности статуса работников и непониманию их прав и обязанностей, а также, в случае нарушения, усложнит защиту их прав в судах.

Необходимо также затронуть роль государства в регулировании кадровой политики. Она заключается в наличии государственных органов, основной функцией которых является осуществление надзора и контроля за соблюдением на предприятиях трудового законодательства РФ. В гражданских отношениях с участием корпораций участие государства минимально. Регулирование кадров корпорации определяется не столько государственной (публичной) функцией, сколько интересами отдельно взятого объединения. Поэтому важно в корпорации иметь внутренний документ — Положение о кадрах (кадровой политике), в котором закрепляются основные методы и формы работы с кадрами, повышение их квалификации иные условия.

Так или иначе, кадровая политика корпорации должна согласовываться с трудовым законодательством РФ. На примере государственной корпорации «Ростех» можно проанализировать, что регулирование деятельности данной организации осуществляется Федеральным законом от 23.11.2007 N 270-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» [2]. Проанализировав Кодекс этики и служебного поведения работника Государственной корпорации «Ростех», можно выявить, что предъявляемые требования к сотрудникам, а также обязанности можно приравнять к требованиям государственного служащего, при этом права и социальные льготы, предоставляемые работникам государственной корпорации, предоставляются по трудовому договору, что не соответствует крайне высокой степени служебной ответственности, предъявляемой к работнику. Для организации такая ситуация может обернуться негативным результатом в виде сокращения производительности, увеличению текучести кадров, увеличение затрат на подготовку и переподготовку кадров. При этом требуемый образовательный уровень (который не установлен законодательно) может определяться только для конкретной корпорации, с учетом ее запросов и потребностей, что впоследствии должно повлиять на развитие корпоративного образования.

Литература:

  1. Могилевский С. Д., Самойлов И.А. Корпорации в России: правовой статус и основы деятельности: учеб. пособие. — 2-е изд. — М. : Дело, 2007. С. 8.
  2. Федеральный закон «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» от 23.11.2007 N 270-ФЗ (последняя редакция)
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002.
  4. Кодекс этики и служебного поведения работника Государственной корпорации «Ростех» одобрен Правлением Государственной корпорации «Ростех» (протокол от 4 июня 2018 г. N 29).
  5. Кирилловых А. А. Корпоративное право. Курс лекций. — М.: «ЮСТИЦИНФОРМ», 2009 Г. — 192 С.
Основные термины (генерируются автоматически): кадровая политика, государственная корпорация, корпорация, Россия, организация труда, благоприятная рабочая среда, корпоративная культура, организация рабочих мест, трудовое законодательство, трудовое законодательство РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос