Учёба для всех: технологии работы с обучающимися, имеющими трудности в образовательном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 15.03.2024

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Черкиева, Л. М. Учёба для всех: технологии работы с обучающимися, имеющими трудности в образовательном процессе / Л. М. Черкиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 272-275. — URL: https://moluch.ru/archive/510/112019/ (дата обращения: 16.07.2024).



Статья посвящена обзору технологий работы с обучающимися, испытывающими трудности в учебе в современном образовательном контексте и их иллюстрации на примерах из личной педагогической практики. Рассмотрены технологии дифференцированного обучения, поддержки и мотивации учеников, оказания индивидуальной помощи и консультаций, а также значимость коллективной работы и партнёрства с родителями. Приводятся конкретные примеры эффективного использования данных стратегий в рамках уроков истории и географии, а также их влияние успеваемость и мотивацию обучающихся.

Ключевые слова : образование, учебные трудности, эффективные стратегии, дифференцированное обучение, поддержка обучающихся, мотивация к учению, индивидуальная помощь, коллективная работа, партнёрство с родителями.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует каждому ребенку право на качественное образование [6]. При этом, часть детей сталкиваются с трудностями в учебе: из-за личностных особенностей, социального окружения или иных факторов. В свете этого становится актуальной проблема изучения, разработки и внедрения эффективных стратегий, которые позволят учащимся преодолевать учебные трудности и достигать успеха в обучении.

В современном образовательном контексте важно учитывать разнообразие потребностей обучающихся и обеспечивать индивидуализацию [1] каждому ребёнку, особенно тем, кто испытывает трудности в учебе. Работа с такими учащимися требует от педагога специальных стратегий и подходов, направленных на создание благоприятной образовательной среды и повышение мотивации к учению [5].Проведем анализ распространённых стратегий, повышающих эффективность работы со слабоуспевающими детьми в классе.

1. Дифференцированное обучение.

Одним из распространенных технологий работы с детьми, испытывающими трудности в учебе, является дифференцированное обучение.

Под дифференцированным обучением в педагогике понимается создание условий для обучения разных обучающихся с учётом их особенностей [7]. Эта технология позволяет адаптировать учебный материал и методы обучения к индивидуальным потребностям каждого ребёнка. Педагог может использовать различные методики, объяснять материал разными способами и предоставлять разнообразные учебные ресурсы для того, чтобы каждый ученик мог успешно освоить учебный материал.

Приведу пример, из личной практики (опыт педагогической практики в школе). На уроке истории мы изучали период Великой Французской революции. Ученик Алексей испытывал затруднения с пониманием сложных политических и социальных событий того времени. Для обеспечения успешности ребенка и создания условий для изучения ребенком данной темы, ребенку было предложено индивидуальное задание: создание краткого комикса, иллюстрирующего основные события этого периода. Этот метод позволил Алексею визуализировать материал, повторно проработать основные понятия, а также проявить свои творческие способности, что повысило его интерес к учебе и улучшило понимание темы.

2. Поддержка и мотивация.

Важно создать поддерживающую и мотивирующую обстановку в классе для учащихся, испытывающих трудности. Это может включать в себя поощрение усилий и достижений каждого ребёнка, постановку реалистичных целей и оказание поддержки в преодолении трудностей. Педагог может также использовать позитивное подкрепление и поощрение самодисциплины, что поможет учащимся развивать самостоятельность и ответственность за своё обучение.

Покажем на примере: во время изучения географии одна из учениц, Мария, часто проявляла неуверенность в своих знаниях и сомневалась в своей способности успешно учиться. В классе были созданы условия для её участия в классных проектах, один из которых было создание презентации о природных ресурсах различных регионов мира. Успешность в проектной деятельности, постоянная поддержка и похвала за её усилия помогли Марии почувствовать себя увереннее и проявить лучшие результаты в учёбе.

3. Индивидуальные консультации и помощь.

Регулярные индивидуальные консультации с учащимися позволяют педагогу более глубоко понять их потребности и трудности [1]. Это также предоставляет возможность предложить индивидуализированную помощь [9] и поддержку в освоении учебного материала. Педагог может предложить дополнительные учебные материалы, задания или объяснения, а также помочь ученику в саморегуляции и решении проблем.

Например, когда один из учеников, Иван, начал отставать в изучении истории из-за проблем с концентрацией внимания, вместо того чтобы просто увеличить объём домашних заданий, ему были предложены регулярные индивидуальные консультации после уроков. На этих встречах мы работали над улучшением его навыков организации времени и методами повышения концентрации. Для более эффективного усвоения, был адаптирован материал и учебные задания, чтобы сделало их более доступными и интересными для ребенка. Благодаря индивидуальной поддержке и помощи Иван начал проявлять больше интереса к учебе и демонстрировать улучшение в своих результатах.

4. Коллективная работа и партнёрство.

Важно также учитывать значимость коллективной работы и партнёрства с родителями в процессе обучения детей, испытывающих трудности [1]. Родители могут быть важными союзниками педагога, предоставляя информацию о потребностях ребёнка и поддерживая его в учебном процессе [4]. Коллективная работа в классе, например, групповые проекты или партнёрские задания, также способствует развитию социальных навыков и укреплению доверительных отношений между учащимися.

Проиллюстрируем на примере. На уроке истории в пятом классе мы изучали древние цивилизации, археологические находки и культурные особенности различных народов. Для того чтобы активизировать учебную деятельность обучающихся и углубить их понимание материала, был предложен проект «Исследование древних цивилизаций». Ученики были разделены на группы, и каждая группа получила задание исследовать определённую древнюю цивилизацию (Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). В рамках проекта ученики совместно искали информацию, анализировали данные и подготавливали презентацию о своей цивилизации. Кроме того, был организован день открытых дверей, где каждая группа представила результаты своего исследования всему классу. Этот проект способствовал развитию коллективной работы, обмену знаниями и умениям коммуникации, а также углублению понимания изучаемого материала.

В качестве заключения подведем итог обзору представленных технологий. Образование является ключом к развитию личности и формированию успешного будущего каждого ребёнка [3].Одной из основных концепций организации доступного обучения для детей с трудностями обучения является индивидуализация образовательного процесса. Понимание индивидуальных потребностей каждого ученика и адаптация учебного процесса к этим особенностям играют решающую роль в преодолении учебных трудностей, достижении успеха ребенка и удовлетворении его образовательного запроса [8]. Технологии дифференциации обучения, мотивации, индивидуальной поддержки и коллективной работы могут значительно улучшить учебный процесс для всех учащихся.

Кроме того, важно создавать отношения партнёрства между педагогами, родителями и учащимися. Это сотрудничество способствует созданию благоприятной образовательной атмосферы, где каждый ученик чувствует поддержку и мотивацию для достижения своих учебных целей. В целом, эффективная работа с учащимися, испытывающими трудности в учебе, требует сочетания индивидуального подхода, мотивации и поддержки.

Литература:

1. Байбородова, Л.В., Чернявская А. П. Основные направления и результаты исследований педагогических технологий Ярославской научной школы //Ярославский педагогический вестник — 2015 — № 2 — Том II (Психолого-педагогические науки). URLhttps://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-i-rezultaty-issledovaniy-pedagogicheskih-tehnologiy-yaroslavskoy-nauchnoy-shkoly/viewer(дата обращения: 07.03.2024).

2. Вахрушев, С. В. Психодиагностика учителем трудностей в обучении младших школьников: Дис. канд. пед. Наук. / С. В. Вахрушев. — М., 2006.

3. Давыдов, В. В. Российская педагогическая энциклопедия / В. В. Давыдов. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993–1999. — 1617 с

4. Курганов, С. Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге / С. Ю. Курганов. — М.: Просвещение, 1999. — 318 с.

5. Локалова, Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику / Н. П. Локалова. — М.: Альфа, 2003.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) [Электронный ресурс] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/e185d59b595b6bf58b8716c9d5129a3dd5b7630a/ (дата обращения 06.03.2024)

7. Чоршанбиев, З. Э. Дифференцированное обучение студентов на занятиях высшей математики в техническом вузе // Academy. 2021. № 4 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsirovannoe-obuchenie-studentov-na-zanyatiyah-vysshey-matematiki-v-tehnicheskom-vuze (дата обращения: 07.03.2024).

8. Шипкова, Е. Н. Причины появления особого образовательного запроса обучающихся / Е. Н. Шипкова // Педагогический журнал. — 2022. — Т. 12, № 4–1. — С. 483–491. — DOI 10.34670/AR.2022.36.20.060.

9. Шипкова, Е. Н. Репетиторство как проблема педагогической науки и практики / Е. Н. Шипкова // Ярославский педагогический вестник. — 2018. — № 2. — С. 39–46. — DOI 10.24411/1813–145X-2018–10005.

Основные термины (генерируются автоматически): коллективная работа, дифференцированное обучение, трудность, учащийся, учебный материал, учебный процесс, индивидуальная поддержка, индивидуальная помощь, современный образовательный контекст, создание условий.


Ключевые слова

образование, дифференцированное обучение, коллективная работа, учебные трудности, эффективные стратегии, поддержка обучающихся, мотивация к учению, индивидуальная помощь, партнёрство с родителями

Похожие статьи

Задать вопрос