Китайско-индийский пограничный конфликт и его влияние на современные двухсторонние отношения Китая и Индии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Регионоведение

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 14.03.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Акушенкова, Т. С. Китайско-индийский пограничный конфликт и его влияние на современные двухсторонние отношения Китая и Индии / Т. С. Акушенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 315-319. — URL: https://moluch.ru/archive/510/111977/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье рассмотрен вопрос о причинах, этапах китайско-индийского конфликта, проанализированы движущие силы конфликта, показаны перспективы двухсторонних отношений Китайской Народной Республики и Республики Индия в контексте влияния китайско-индийского конфликта на их динамику.

Ключевые слова: Китайская Народная Республика, Республика Индия, пограничный конфликт, территориальный спор, линия фактического контроля (ЛАК), Аксайчин, Аруначал-Прадеш.

Актуальность исследования определяется малоизученностью конфликта в контексте его влияния на двусторонние отношения Китая и Индии и обусловлена несколькими факторами. Во-первых, Индия и Китай имеют важное значение в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), поскольку обладают огромным демографическим и экономическим потенциалом. Во-вторых, оба государства являются ядерными державами, и их ядерные силы стремительно развиваются. В-третьих, Индия и Китай сотрудничают в рамках международных организаций, таких как БРИКС и ШОС, и являются стратегическими партнерами России в АТР.

Цель исследования — проанализировать китайско-индийский пограничный конфликт, выявить его причины, особенности и последствия для дальнейшего развития двусторонних отношений государств.

Для исследования китайско-индийского пограничного конфликта были использованы следующие методы: исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, методы анализа и синтеза.

Изучением китайско-индийских отношений, в частности китайско-индийского пограничного конфликта, занимались отечественные и зарубежные исследователи, среди которых следует отметить К. Г. Муратшину [1], О. Ю. Толмачева [2], Э. П. Шавлай [3], Санджай Кумар [4] и Сибарам Бадатья [5].

Китайско-индийские отношения имеют длительную историю и основаны на давних экономических и культурных связях, уходящих корнями на несколько тысяч лет назад. Однако в полной мере двусторонние отношения этих государств стали развиваться с момента установления дипломатических отношений в 1950 г., когда Республика Индия поддержала образование Китайской Народной Республики (КНР), а также её право на занятие места в Организации Объединенных Наций (ООН) вместо Китайской Республики [4, c. 270]. В 2020 г. китайско-индийским дипломатическим отношениям исполнилось 70 лет. За последние семь десятилетий два государства прошли через несколько этапов сотрудничества: первый («Лето» / «Индийцы и китайцы братья навек») длился с 1950 по 1959 г., второй («Осень» / «Тибетская трагедия» и пограничные споры) — с 1959 по 1962 г., третий («Зима» / Холодная война по-азиатски) — с 1962 по 1988 г., четвертый («Весна» / Нормализация отношений Китая и Индии) — с 1988 по 1991 г. [3, с. 168]. Стоит также выделить пятый этап (современный), начавшийся в 1991 г. и характеризующийся устойчивой динамикой развития двусторонних отношении, несмотря на некоторые разногласия. Таким образом, эволюция китайско-индийских отношений пережила как благоприятные, так и напряженные периоды, одним из которых был территориальный спор Индии и Китая.

Предметом пограничного конфликта между КНР и Республикой Индия являются спорные территории:

1) Аксайчин — часть штата Джамму и Кашмира, расположенная в западном секторе общей границы. Площадь данного региона хоть и составляет 38 тыс. км 2 , однако не имеет никакой ценности, так как представляет собой «цепь ледников посреди необитаемой соляной пустыни» [6, c. 2].

2) Аруначал-Прадеш — штат на северо-востоке Индии, площадь которого равняется 84 тыс. км 2 . Он является плотно населенным регионом Индии (1,4 млн человек), пересеченным цепью Гималаев и покрытый густыми лесами [6, c. 2].

Истоки территориальных разногласий берут свое начало в XX в., когда на Симлской конференции (1913–1914 гг.), был разработан проект линии Мак-Магона. Сначала представители Великобритании, Тибета и Китая подписали черновой вариант договора, в котором не упоминалось о индийско-тибетской границе. Однако к соглашению прилагалась карта, изображавшая линию Мак-Магона, согласно которой Британской Индии должны были отойти бывший регион тибетского княжества Ладакх, включая Аксайчин, а также северо-восточные территории, преобразованные в 1947 г. в Аруначал-Прадеш [6, c. 2].

Вследствие этого Китай пытался доказать, что подписание конвенции является неправомерным, поскольку его не одобрило пекинское правительство. И территориальный вопрос остался открытым до установления в 1950 г. дружественных отношений с Индией. В 1954 г. межу государствами было подписано «Соглашение между Республикой Индия и КНР о торговле и сношениях между тибетским регионом Китая и Индией» [7], согласно которому Тибет признавался частью Поднебесной. Помимо этого, в договоре были прописаны пять принципов мирного сосуществования: взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета; ненападение; невмешательство во внутренние дела; суверенное равенство государств; мирного сосуществования.

Все это поставило Республику Индия в затруднительное положение, так как возник вопрос о пересмотре существующей границы. Дело в том, что Китай никогда не признавал и до сих пор не признает данную линию границы. Китайское правительство утверждает, что у Тибета не было никаких прав подписывать этот документ, поскольку на тот момент он входил в состав Китая, а это значит, что не имел суверенитета.

В 1955 г. китайцы начали экспансию в Гималайский регион, в 1956 г. участились нарушения договоренностей со стороны КНР, а в 1957 г. завершилось строительство железной дороги, проходящей через территорию Аксайчин и соединяющей Синьцзян и Тибет.

Все возникшие в 1950-х гг. территориальные разногласия между государствами удавалось сглаживать с помощью пяти принципов, однако после предоставления Индией политического убежища Далай-ламы XIV в 1959 г. [2, c. 94–95] началось ухудшение китайско-индийских взаимоотношений. В результате, пограничный конфликт перешел в стадию вооруженного конфликта в 1961 г., когда Китай вторгся и оккупировал часть территории в Ладакх. Осенью 1962 г. основные сражения происходили в Аксайчине и Аруначал-Прадеше. КНР добилась превосходства над индийскими войсками и практически полностью разгромила их, взяв контроль над Аксайчином. В ноябре 1962 г. стороны объявили лишь о перемирии, но не урегулировали этот спор с помощью письменного договора [5, c. 74–75]. Так в 1962 г. образовалась длинной в 4 тыс. км линия фактического контроля (ЛАК), официально признанная двухсторонним соглашением о поддержании мира и спокойствия вдоль ЛАК в приграничных районах Индии и Китая от 1993 г. [8].

После вооруженных действий 1962 г. китайско-индийские отношения оставались очень напряженными вплоть до установления дипломатических отношений в 1976 г. Однако мирное сосуществование продлилось не долго — вооруженный конфликт вновь возобновился в 1986 г., и только в 1987 г. был остановлен мирным путем. Дальнейшая нормализация отношений между государствами выразилась подписанием Соглашения о мерах укрепления доверия в военной сфере и вдоль ЛАК в районах индийско-китайской границы в 1996 г. [9].

В первом десятилетии XXI в. не велось крупных военных действий, но это не означало, что проблема пограничного конфликта была решена, она находилась в латентной стадии. Ситуация изменилась в апреле 2013 г. — китайский военный отряд перешел ЛАК, углубившись на 19 км на территорию Индии и разместив там палаточный лагерь [10]. Правительство Индии официально заявило о вторжении, а вот МИД КНР заявило, что это всего лишь патрулирование ЛАК. Похожие случаи повторились в июле 2013 г., сентябре 2014 г. и 2017 г. В 2019 г. ситуация резко обострилась — военнослужащие КНР и Республики Индия «стояли друг против друга в боевой готовности в течение суток после того, как индийский патруль встретил китайский отряд, попытавшийся его остановить. Стороны вызвали подкрепление, однако после переговоров прекратили противостояние» [1, c. 85].

В 2020 г. исполнилось 70 лет китайско-индийским дипломатическим отношениям, в соответствии с этим в 2019 г. стороны объявили 2020 г. Годом китайско-индийских культурных и гуманитарных обменов и договорились о проведение 70 мероприятий (по 35 мероприятий в каждом государстве) [1, c. 85]. Однако от проведения данных мероприятий пришлось отказаться, поскольку вновь разгорелся пограничный конфликт. В мае 2020 г. произошли вооруженные столкновения, в результате которых погибло «не менее 20 солдат Индии, и по разным данным, до 45 китайских военных» [11]. В связи с этим произошло наращивание сил на границе — Китай и Индия укрепили свои позиции новыми войсками, общая численность которых сейчас превышает 100 тыс. человек [12].

Кроме того, раунды переговоров по вопросу о границе не проводились с декабря 2019 г., а двусторонних встреч на высшем и высоком уровне не было с 2021 г. Интересно, что это событие не сильно отразилось на экономическом партнёрстве стран (рис. 1), поскольку объем двухстороннего товарооборота только увеличивался: в 2020 г. составил 87,65 млрд долл., в 2021–125,62 млрд долл. [13], в 2022–2023 гг. превысил 100 млрд долл. [14].

Объем товарооборота Китая и Индии [13]

Рис. 1. Объем товарооборота Китая и Индии [13]

В настоящий момент основными движущими силами конфликта являются:

1) стремление КНР увеличить свое влияние в Южной Азии

Аруначал-Прадеш — крупнейший штат на северо-востоке, граничащий с Тибетом, Бутаном и Мьянмой. Аксайчин же является регионом, расположенным на границе Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, Пакистана и Индии. Контролирование Китаем этих участков будет способствовать расширению его влияния в Южной Азии за счет углубления экономических связей [12].

2) стремления Индии и Китая обезопасить свои границы

Контроль над Аруначал-Прадешем даст стратегическое преимущество как Индии, так и Китаю. Для Индии этот участок является ближайшим местом, где она может нацелить ракеты на Китай, а также развернуть многоуровневую систему противовоздушной обороны на случай возможных атак со стороны Китая. В свою очередь, Китай расширяет железнодорожные линии в регионе, и это может дать его вооруженным силам огромное преимущество [15]. Аксайчин же позволит соединить Китаю Тибет с Синьцзян-Уйгурским автономным район, что обеспечит быструю возможность переброски войск в случае вооруженного конфликта. Кроме того, Индию беспокоит также реализация китайско-пакистанского экономического коридора, проходящего через управляемый Пакистаном Кашмир, который Республика Индия считает своим [12].

Стоит отметить, что на переход пограничного конфликта из латентной стадии в стадию эскалации влияет тот факт, что между сторонами отсутствует ясность относительно того, где проходит линия фактического контроля. Индия оценивает длину ЛАК в 3488 км, в то время как, Китай утверждает, что она составляет около 2000 км [16].

Таким образом, подводя итог анализу китайско-индийского пограничного конфликта и его влиянию на двустороннее сотрудничество государств, следует отметить, что он оказал влияние на взаимное доверие сторон, а также на их политическое взаимодействие. Это привело к тому, что, в отличие от военных переговоров государств, переговоры специальных представителей по пограничным вопросам не проводились уже 4 с лишним года (с декабря 2019 г.). Но и раунды военных переговоров, приводящиеся с 2020 г., не привели к конкретным результатам, поскольку Китай и Индия не достигли определенных договоренностей по вопросу о делимитации границы. Прорывом является лишь то, что стороны готовы продолжать поддерживать общение по военным и дипломатическим каналам, а также поддерживать мир и спокойствие в приграничных районах КНР и Республики Индия.

В связи с этим, в настоящее время, хоть и в рамках незавершившегося конфликта, у Китая и Индии все же большое будущее, поскольку существуют факторы, способствующие дальнейшему развитию двустороннего стратегического сотрудничества между КНР и Республикой Индия. К их числу можно отнести желание сотрудничать и поддерживать мир вдоль ЛАК, торгово-экономические отношения, участие государств в международных организациях (ШОС, БРИКС) и стратегическом треугольнике «Россия — Индия — Китай», потенциал которого неоспоримо велик, особенно в экономическом и энергетическом направлениях.

Однако вряд ли китайско-индийские межгосударственные отношения увидят значительный прогресс в ближайшее время, поэтому в краткосрочной перспективе сотрудничество государств может продолжить развиваться в рамках сотрудничества и соперничества. Игнорирование территориального конфликта может вновь привести к военным столкновениям на границе, создавая дополнительные вызовы для обеих сторон. Для России, стремящейся поддерживать отношения с обеими странами, это противостояние создаст определенные сложности в случаи возможной необходимости участия России в урегулировании конфликтной ситуации. Поддержание дружественных и добрососедских отношений между Китаем и Индией для России имеет важное стратегическое значение, поскольку от возможностей сохранения баланса между этими государствами зависит во многом современная геополитическая обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Литература:

  1. Муратшина, К. Г. Китай и Индия в начале XXI в.: между соперничеством и сотрудничеством / К. Г. Муратшина // Известия Алтайского государственного университета. — 2020. — № 3(113). — С. 84–89. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43077993 (дата обращения 12.03.2024). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
  2. Толмачев, Ю. О. Проблема пограничного урегулирования в китайско-индийских отношениях в 1950-е годы / Ю. О. Толмачев // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. — 2013. — № 2(39). — С. 88–96. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19832035 (дата обращения 12.03.2024). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
  3. Шавлай, Э. П. История индийско-китайских отношений 1950–1991 гг. / Э. П. Шавлай // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. — 2021. — № 3. — С. 168–180. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46184462 (дата обращения 12.03.2024). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
  4. Sanjay Kumar. A Brief History of India-China Relations // Res. J. Humanities and Social Sciences. — 2019. — V. 10(2). — P. 720–728. — URL: https://www.rjhssonline.com/AbstractView.aspx?PID=2019–10–2-72 (дата обращения: 12.03.2024).
  5. Sibaram Badatya. Border Disputes, War and the Changing Dynamics of India's China Policy // The Journal of Central Asian Studies. — 2018. — V. 25. — P. 65–84. — URL: https://ccas.uok.edu.in/Files/93269b6c-7f53–4439-ae9a-3bdf55a4c649/Journal/c3864aea-e802–426e-bba2-e5f7360199c2.pdf (дата обращения: 12.03.2024).
  6. Шишкин, В. Индия и Китай: взрывоопасный мир или холодная война? / В. Шишкин // РСМД [Официальный сайт]. — Дата публикации: 11 сентября 2014. — C. 1–7. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/indiya-i-kitay-vzryvoopasnyy-mir-ili-kholodnaya-voyna/ (дата обращения: 12.03.2024).
  7. Agreement between the Republic of India and the People’s Republic of China on trade and intercourse between Tibet region of China and India, 1954 // Commonwealth LII [website]. — URL: http://www.commonlii.org/in/other/treaties/INTSer/1954/5.html (дата обращения: 12.03.2024).
  8. Agreement on the Maintenance of Peace and Tranquility along the Line of Actual Control in the India-China Border Areas, 1993 // UN Peacemaker [website]. — URL: https://peacemaker.un.org/chinaindia-borderagreement93 (дата обращения: 12.03.2024).
  9. Agreement between the Government of the Republic of India and the Government of the People's Republic of China on Confidence-Building Measures in the Military Field Along the Line of Actual Control in the India-China Border Areas, 1996 // UN Peacemaker [website]. — URL: https://peacemaker.un.org/chinaindiaconfidenceagreement96 (дата обращения: 12.03.2024).
  10. Китайские военнослужащие вторглись в индийский северный штат Уттаракханд // ТАСС [сайт]. — Дата публикации: 25 июля 2013. — URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/542407 (дата обращения: 12.03.2024).
  11. СМИ: Индия и Китай отказались от мероприятия по случаю 70-летия дипотношений // ТАСС [сайт]. — Дата публикации: 19 декабря 2020. — URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10301269 (дата обращения: 12.03.2024).
  12. Thin Ice in the Himalayas: Handling the India-China Border Dispute // International CRISIS GROUP [website]. — 14.11.2023. — URL: https://www.crisisgroup.org/asia/south-asia/india-china/334-thin-ice-himalayas-handling-india-china-border-dispute (дата обращения: 12.03.2024).
  13. Trade and Economic Relations. Bilateral Trade // Embassy of India, Beijing, China [website]. — URL: https://www.eoibeijing.gov.in/eoibejing_pages/MjQ (дата обращения: 12.03.2024).
  14. India-China relations // Invest India. National investment promotion & Facilitation Agency [website]. — URL: https://www.investindia.gov.in/country/china#tabs-2 (дата обращения: 12.03.2024).
  15. Explained: Why China takes up Arunachal Pradesh time and again // The Times of India [website]. — 14.10.2021. — URL: https://timesofindia.indiatimes.com/india/explained-why-china-rakes-up-arunachal-pradesh-time-and-again/articleshow/87023193.cms (дата обращения: 12.03.2024).
  16. Why does China keep claiming Arunachal Pradesh and Aksai Chin? // Firstpost [website]. — 29.08.2023. — URL: https://www.firstpost.com/explainers/why-does-china-keep-claiming-arunachal-pradesh-and-aksai-chin-13054082.html (дата обращения: 12.03.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, Республика Индия, КНР, пограничный конфликт, Индий, отношение, китайско-индийский пограничный конфликт, Китайская Народная Республика, мирное сосуществование, фактический контроль.


Ключевые слова

Китайская Народная Республика, территориальный спор, Республика Индия, пограничный конфликт, линия фактического контроля (ЛАК), Аксайчин, Аруначал-Прадеш

Похожие статьи

Задать вопрос