Особенности правового регулирования дорожного движения в Древнем Риме | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 14.03.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Гарифуллин, Р. Р. Особенности правового регулирования дорожного движения в Древнем Риме / Р. Р. Гарифуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/archive/510/111965/ (дата обращения: 03.05.2024).



Автор статьи исследует историческое развитие правового регулирования организации дорожного движения, заложенного в Древнем Риме. Рассматриваются государственные нормы, явившиеся основанием для регламентации организации безопасного движения по улицам столицы. Автор приводит примеры факторов, влияющих на необходимость введения правового регулирования дорожного движения, а также анализирует составляющие, повлиявшие на развитие основ правовой регламентации организации дорожного движения в Древнем Риме.

Ключевые слова: безопасность, дорога, движение, история, источники.

The author of the article explores the historical development of the legal regulation of the organization of traffic, laid down in Ancient Rome. The article considers the state standards that were the basis for regulating the organization of safe traffic on the streets of the capital. The author gives examples of factors influencing the need to introduce legal regulation of traffic, and also analyzes the components that influenced the development of the foundations of legal regulation of traffic management in Ancient Rome.

Keywords: safety, road, traffic, history, sources.

Нормативно-регулятивная систему общества в области организации дорожного движения можно проследить исторически в разрезе общественного и индивидуального сознания. Эволюция данного института имеет длительную историю. На протяжении всего времени формировались практические правила для участников дорожного движения, разрабатывались нормы поведения на дороге.

При исследовании вопросов административной ответственности в общем, и административной ответственности в области организации дорожного движения, в частности, следует рассмотреть факторы, оказывающие упорядочивающее воздействие на общественные связи в области административной ответственности. К таким факторам, по нашему мнению, следует отнести:

– уровень общественного и государственного развития;

– природно-климатические факторы;

– территориальное расположение;

– культурное состояние общества;

– экономический фактор;

– социальный фактор;

– психологический фактор.

Философский дискурс в вопросе исторического развития административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения начинается с выяснения исторических источников, регулирующих дорожное движение на различных исторических этапах.

Длящаяся тысячелетиями история развития правового регулирования в области организации дорожного движения берет начало в Древнем Риме. Как известно, Римская империя для своего времени считалась вершиной цивилизации. И, являясь колыбелью мира, оставила ощутимый след не только в политике, но и заложила истоки организации дорожного движения. Первым источником, в котором были прописаны стандарты по дорожному обустройству, считаются «Законы 12 таблиц» (451–450 гг. до н. э.).

Территориальное расширение, происходящее на протяжении долгого времени, развитие торговых отношений и расширение взаимодействия между странами стали толчком для создания дорожной сети для более быстрого и удобного передвижения как торговых караванов, так и войск великой империи. Стремление древних римлян к строжайшему порядку не оставило в стороне и дороги. Юридически дороги были разделены на три типа: общественные, частные и просёлочные.

Общественные дороги (viaepublicae) имели ширину от шести до двенадцати метров. Самыми известными из них считались Аппиева и Фламиниева дороги, дорога Корнелия [2], соединявшие между собой самые крупные города Древнего Рима.

Обращаясь к древним источникам, можно вспомнить Гераклейскую таблицу, на которой сохранилась часть законопроекта за авторством Юлия Цезаря. Так, император обязывал собственников недвижимости, чья частная собственность выходит на общественную улицу, чистить и содержать дорогу перед домом в порядке.

Частные дороги (viaeprivatae), в ширину представляющие собой дорожное полотно от двух с половиной до четырех метров, являлись, по сути, улицами в прямом смысле этого слова. Однако большая часть частных дорог представляла собой небольшие проходы или тропинки. Узкие улицы повлияли на законодательные решения государственных деятелей, выразивших пожелание урегулировать этот вопрос. Так, в 47 г. до н. э. было принято решение, запрещающее движение колесниц на узких улицах в течение 10 часов после восхода солнца, а на некоторых улицах для конных повозок даже было установлено одностороннее движение [2].

Просёлочные дороги (vici) прокладывались от общественных дорог и соединяли между собой малые населенные пункты.

Первые правила дорожного движения, введенные Юлием Цезарем в 50-х гг. до н. э. стали, можно сказать, базовыми основаниями для регулирования как дорожного движения в целом, так и, в частности, были нацелены на то, чтобы обеспечить безопасность и комфорт для всех участников дорожного движения.

В древнем Риме важная роль отводилась работе римлян, исходя из этих соображений римским императором был установлен запрет на движение по некоторым улицам в определённое время. Так, например, была запрещена езда на частных колесницах по улицам Древнего Рима в рабочее время. Перемещение пешеходов усложнялось ввиду движения транспорта, в связи с этим Юлий Цезарь ввел ограничение на въезд транспорта в город для иногородних. Колесницы иногородним следовало оставлять за чертой города и передвигаться по улицам в качестве пешеходов.

Для осуществления контроля за дорожным движением, а именно, за въездом в город колесниц и привлечением нарушителей к ответственности, были назначены специальные должностные лица — смотрители дорог «curator viarum».

Римские дороги были предназначены для перемещения пешком, верхом, а также на колесницах или колясках-каретах, запряженных лошадьми или мулами [3]. И, можно сказать, что первыми участниками дорожного движения были пешеходы, транспортные средства и животные, запряженные в этот транспорт. Регулирование возрастающего транспортного потока с развитием инфраструктуры дорог как внутри страны, так и за ее пределами, должно было рано или поздно отозваться и найти свое законодательное выражение в актах римских государственных деятелей.

Дорожное управление на современном этапе развития включает в себя больше осуществление контроля и применение мер ответственности, в случае нарушения правил дорожного движения, нежели комплексный подход к регулированию дорог, начиная с составления проектов, планирования схем движения и их реализации. Стоит заметить, что в Древнем Риме строительство дорог так же начиналось не с хаотичной стройки, а с плана и разметки. И уже после утверждения римские легионеры переходили к строительству дорог.

Качество дорог Древнего Рима можно назвать отменным, учитывая, что они сохранились до наших дней. Повозки с товарами могли пересекать всю территорию Римской империи по качественным и широким дорогам, что было весьма удобно. Также развитая сеть курьерской связи с почтовыми станциями, размещаемыми через каждые 10–15 километров, позволяла передавать срочные сообщения со скоростью до 80 километров в сутки.

Мощеные улицы с твердым покрытием и бордюрами на всем протяжении делали дорогу надежной для передвижения. Есть мнение, что легионерами строились дороги даже на территории других государств, где шли военные действия, для беспрепятственной поставки продовольствия.

Таким образом, правила дорожного движения получили первичное закрепление именно в Римской империи, постепенно совершенствуясь и распространяясь в других странах.

Потребность в правовом регулировании дорожного движения, постепенно назревающая в Древнем Риме, была обусловлена эволюцией общества, развитием транспортных коммуникаций между населёнными пунктами, а также ввиду увеличения количества участников дорожного движения. Всё это привело к принятию правил и требований, регламентирующих упорядочивание движения в населенных пунктах в целях обеспечения безопасности и комфорта.

Подытоживая исследование, отметим, что для Древнего Рима были характерны следующие составляющие, повлиявшие на развитие правового регулирования организации дорожного движения:

1) дороги являлись необходимым атрибутом системы управления государством;

2) транспортные проблемы в крупных городах толкали власть на их урегулирование, дабы снизить негативный градус общественного недовольства;

3) возникла необходимость соединить Рим с его многочисленными провинциями, соответственно, организовать безопасное дорожное движение по всему пути следования;

4) в связи с увеличением числа участников дорожного движения ив целях безопасности власти Рима приняли решение разделить дорогу на проезжую часть для транспорта и тротуар — для пешеходов;

5) самые первые дорожные знаки появились именно на римских дорогах для организованности и безопасности в дорожном движении.

Литература:

  1. ПДД Древнего Рима: Римские улицы и движение по ним [Электронный ресурс] // URL: https://etnoc.mirtesen.ru/blog/43034555815/PDD-Drevnego-Rima:-Rimskie-ulitsyi-i-dvizhenie-po-nim(Дата обращения: 01.02.2024)
  2. Рыбин А. Л. История правил дорожного движения. [Электронный ресурс]. Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/book/193879/readpart-istoriya-pravil-dorozhnogo-dvizheniya-a-l-rybin/~4 (Дата обращения: 04.02.2024)
  3. Феномен римских дорог. Как они смогли сохраниться более 2000 лет и почему используются до сих пор. [Электронный ресурс]. Источник: https://kulturologia.ru/blogs/050321/49203/ (Дата обращения: 01.02.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, Древний Рим, дорога, административная ответственность, область организации, правовое регулирование, Римская империя, улица, историческое развитие, правовое регулирование организации.


Похожие статьи

Задать вопрос