Анализ проблем частичной мобилизации и их решение посредством применения электронной сферы предоставления государственных услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 15.03.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Кононенко, Т. Е. Анализ проблем частичной мобилизации и их решение посредством применения электронной сферы предоставления государственных услуг / Т. Е. Кононенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/archive/510/111963/ (дата обращения: 29.04.2024).



В научной статье дается описание проблем, выявленных при проведении частичной мобилизации, проводимой в интересах специальной военной операции и пути их решения с применением информационных технологий в сфере предоставления оказания государственных услуг.

Ключевые слова: специальная военная операция, портал «Госуслуги», резервисты, электронная повестка, военный комиссариат, воинский учет.

The scientific article describes the problems identified during the partial mobilization carried out in the interests of a special military operation and the ways to solve them using information technology in the provision of public services.

С начала 2022 года Российская Федерация приступила к проведению специальной военной операции на территории Украины, что заставило государство приложить усилия к частичной мобилизации резервистов. Однако, даже при наличии детально разработанного законодательства в области военной службы, проведение частичной мобилизации выявило недостатки в системе воинского учета, осуществляемой Министерством обороны. Эти недостатки привели к нарушению сроков проведения мероприятия и созданию путаницы в процессе его реализации.

В частности, была обнаружена проблема, связанная с устаревшей информацией в воинском учете у многих граждан. Основные проблемы включают:

— Неактуальность места регистрации граждан в соответствии с данными военного комиссариата;

— Несоответствие учетных данных о семейном статусе и возможно приобретенной инвалидности после прохождения воинской службы.

Каждая из этих проблем имела негативные последствия для проведения частичной мобилизации и несла в себе определенные риски. Например, проблема, связанная с устаревшими данными места жительства, фактически привела к бесполезности проводимых мероприятий, поскольку повестки достигали адресатов, который уже не проживали по указанному адресу. Что касается несоответствия анкетных данных в части касающихся семейного положения, а также информации о приобретенной инвалидности после службы, то это привело к возникновению внутриполитических проблем выразившихся в недовольство граждан и даже небольшому их оттоку за границу, поскольку действия военных комиссариатов походили на беспредел с их стороны.

Таким образом, имеются явные проблемы в системе воинского учета, которые привели к значительным затратам временных, человеческих и материальных ресурсов без достижения целей.

Помимо описанных проблем с актуальностью данных, существует проблема, связанная с хранением информации о резервистах, которая характеризуется наличием всех данных на бумажных носителях. Это создает благоприятные условия для коррупционных действий и мошенничества. Например, известны случаи, когда личные дела бывших военнослужащих по контракту после расторжения контракта не были отправлены в военные комиссариаты в срок, чтобы быть включенными в резервный список. Также имеются случаи, когда личные дела выдавались бывшим военнослужащим лично, чтобы быть переданными в военный комиссариат, но оставались у них на руках, что делало невозможным их включение в список резервистов во время частичной мобилизации.

Эти факты стоит рассматривать в контексте огромной нагрузки на кадровые подразделения воинских частей, что может приводить к описанным ситуациям.

Приведенные выше обстоятельства побудили Министерство обороны к установлению взаимодействия с электронной государственной системой предоставления государственных услуг. Министерство обороны характеризуется как закрытая и консервативная структура. Внедрение новых технологий всегда вызывало сопротивление, как, например, во время первой мировой войны, когда военное ведомство игнорировало танковые клинья, полагаясь на удаль кавалерийских эскадронов. Тем не менее, российские танки впоследствии признаны лучшими в мире по многим параметрам.

Также в начале специальной военной операции отношение к квадрокоптерам и ударным дронам было скептическим, и их использование обеспечивалось за счет волонтёрских организаций. В настоящее время Российская Федерация является одним из ведущих производителей ударных дронов, и квадрокоптеры официально включены в штаты подразделений.

Аналогичный подход прослеживается в отношении сотрудничества Министерства обороны с областью электронных государственных услуг, где только спустя 17 лет функционирования системы государственных услуг Министерство обороны начало ее активное использование. Существует значительный прогресс в сфере сотрудничества, что проявляется в подготовке проекта изменений положения о призыве на военную службу Министерства обороны. В рамках данного проекта предполагается ведение личных дел призывников и резервистов в электронной форме с использованием данных российского портала «Госуслуг» и других баз данных. В частности, планируется использование баз данных, связанных с здравоохранением и межведомственным взаимодействием.

Кроме того, по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 14.04.2023 года, повестки в военный комиссариат будут отправляться через портал «Госуслуги» с использованием единого электронного реестра военнообязанных, который должен будет быть создан к 01 апреля 2024 года. Электронные повестки имеют такие же права и эквиваленты, как и повестки на бумажных носителях. После опубликования уведомления в личном кабинете на портале «Госуслуги», которое означает вручение, гражданин обязан появиться в военном комиссариате в течение 20 дней. В случае неявки в установленные сроки, портал «Госуслуги» применяет ограничительные меры в отношении гражданина, включая:

— Запрет на регистрацию гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

— Отсутствие возможности зарегистрировать приобретенное имущество в кадастровом учете;

— Ограничение права гражданина на использование личного автотранспорта, а также на регистрацию и снятие с учета транспортных средств;

— Отказ в заключении кредитного договора.

Кроме ограничительных мер, портал «Госуслуги» предоставляет возможность гражданам становиться на учет или изменять свои данные воинского учета без личного посещения военного комиссариата.

Такие инициативы взаимодействия Министерства обороны с государственными услугами в электронном формате давно назрели, поскольку государственные услуги охватывают практически все сферы жизнедеятельности граждан. Отсутствие взаимодействия государства с гражданами в военной сфере выглядело несколько странно, учитывая, что воинская служба является одной из основополагающих сфер безопасности государства. Принятые меры фактически уравнивают всех граждан в исполнении воинского долга и исключают возможные несправедливости, которые могли бы привести к возмущениям среди граждан, создавая потенциальные угрозы для существующего конституционного строя.

Что же касается перспектив применения вышеуказанных мероприятий, то в ближайшее время в массовом порядке повестки в электронном формате применяться не будут, вне зависимости от того, как будет складываться ситуация с проведением специальной военной операции на Украине. Фронт насыщен резервистами благодаря частичной мобилизации, кроме того, Министерство обороны применило стратегию, направленную на привлечение добровольцев, в частности проводит активные информационные компании, поднимает статус участников специальной военной операции в обществе, предоставляет различного рода льготы что позволяет, благодаря этой стратегии, в необходимом количество обеспечивать потребность министерства обороны в людском ресурсе.

Российская Федерация всегда являлась объектом интересов многих стран, некоторые страны желают сотрудничества, совместного развития, а некоторые желают ее развала и разграбления. Так было всегда и не изменится никогда. Такое испытание как специальная военная операция не первое, и к сожалению, не будет являться последним. Это осознает государство, ищет решения проблем, и одним из решений как раз и является внедрение в электронное поле организационных мероприятий по выполнению воинского долга, их централизации, доступности, оперативности, что в будущем позволит нашему государство ещё решительней и активней отстаивать свои лидирующие позиции на мировой арене.

Литература:

1. Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1997. — № 11.

2. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. — 1998. — № 23.

3. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. — 1998. — № 38.

4. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. — 2010. — № 42.

5. Федеральный закон от 14.04.2023 № 127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2023. — № 22.

Основные термины (генерируются автоматически): специальная военная операция, военный комиссариат, воинский учет, Министерство обороны, частичная мобилизация, российская Федерация, проблема, воинская служба, приобретенная инвалидность, электронный формат.


Похожие статьи

Задать вопрос