История военной журналистики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 14.03.2024

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Авагян, Лилит Эрика Тиграновна. История военной журналистики / Лилит Эрика Тиграновна Авагян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/510/111931/ (дата обращения: 02.05.2024).



Несмотря на всю опасность и значимость военной журналистики, ее значение и функции знакомы далеко не всем, и существует малое количество литературы, рассказывающей об этом. История нашей страны изобилует разными военными конфликтами, в ходе которых информация играла немаловажную роль. Пресса призвана правдиво и точно освещать все события, однако в современной истории России были моменты, когда СМИ стояли на разных позициях и забывали о своей главной функции. Средства массовой информации участвуют в формировании мнения населения об определенном вооруженном конфликте, вызывают симпатию, антипатию и даже агрессию к происходящим событиям. Изучив данное влияние прессы на примере Чеченского конфликта, можно получить информационную базу, с помощью которой можно будет судить о других вооруженных конфликтах.

Ключевые слова: военная журналистика, газета, история, СМИ.

Военная журналистика направлена на освещение событий в зоне вооруженных конфликтов (этнические и религиозные конфликты, контртеррористические операции, войны), включая отношение государства к прессе во время боевых действий.

В истории всегда существовало очень много сражений и конфликтов, к которым было приковано внимание людей, однако существует сравнительно небольшое количество исследований и трудов, в которых подробно рассказывается об истории и характеристики СМИ во время военных столкновений. Первыми военными журналистами можно назвать ученых мужей, которые были в греческих городах-полисах или сопровождали легионы Римской Империи во время ее сражений. Главной функцией таких людей было ведение летописей боевого пути, сражений, описание военных подвигов армии. Естественно, если говорить со стороны современной терминологии, то скорее всего их можно назвать секретарями или историками, потому что они вели отчетность для своих правительственных органов, а не информировали все население.

Говоря о летописях или хрониках, следует понимать, что это ежедневная информация, в основе которых лежат военные события. В российской истории яркими примерами таких повествований являются такие труды XII-XIII вв., как: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Правда Ярослава», «Житие Александра», «Сказание о Мамаевом побоище» и другие. Поскольку, эти хроники были сделаны участниками или свидетелями данных событий, они оказывали значительное влияние на формирование общественного сознания в то время.

Для того, чтобы информация могла влиять на людей, нужно осуществить доступ для нее во все слои населения. На смену летописям и сказаниям приходят первые общественно политические деятели и русские публицисты, целью которых было продвижение определенных государственных реформ, задач по усовершенствованию работы властей и усовершенствование механизмов управления страной. Их стремления были направлены на получения доступа к информации со стороны всего населения. Затем, такие факторы как, технический прогресс в виде изобретения печатного станка и повышение грамотности населения, помогли упростить доступ населения к информации.

В России первая печатная газета появилась при Петре I 16 декабря 1702 года. Первый российский император издал указ об издании всем известных «Ведомостей». Это было время участия Российской Империи в Северной войне и естественно, события с этих военных действий широко освещались в первой газете. 27 декабря 1702 года был напечатан отдельный журнал под названием «Юрнал». В нем говорилось о взятии города Нотебурга, и это послужило началом освещения побед русского оружия во время Северной войны.

Затем в периодической печати военная тема вновь стала ярко освещаться во время Наполеоновского нашествия в 1812 году. В то время главными источниками, освещающими действия российском армии во время Отечественной войны и заграничных походов стали: «Сын Отечества», «Русский инвалид», «Вестник Европы», «Московские ведомости».

Как уже было сказано, технические прорывы оказывали значительное влияние на развитие журналистики. Так, Крымская война (1853–1856) отличалась от любой другой войны тем, что уже наступило время железных дорог и появилась возможность коммуникаций с помощью телеграфа, то есть люди, оставаясь дома могли следить за событиями военной компании с опозданием в пару дней.

Специальность «военная журналистика» была уже освоена русской журналистикой в период русско-турецкой войны (1877–1878). Тогда Алексей Суворин, издатель газеты «Новое время», обеспечил телеграфную связь со своими корреспондентами. Также эта война примечательна тем, что работники печати пытались проникнуть в ряды русской армии и власти с уважением относились к их работе и некоторые военные министры, например, Алексей Куропаткин, лояльно относился к прессе и, охотно общался с ее представителями в 1877–1878 года, в период русско-турецкой войны.

Далеко не всегда к прессе относились положительно со стороны военного командования, как это было во время русско-японской войны, однако военные журналисты сами были виноваты в этом. Освещая военные события надо понимать, что не вся информация должна выходить в массы. Например, публикация открыток, изображающих войска с подписью «Части 20-го армейского корпуса на позиции при Ляохе» или информация отбытия определенных офицеров и военных частей на фронт, являются теми событиями, о которых упоминать не стоит, так как противоположная, в данном случае японская армия, будет владеть информацией о том, какие части вскоре прибудет на фронт.

Начало XX века характеризуется тем, что правительственная пресса усиливается и появляется Главное управление по делам печати и работы при нем Осведомительного бюро. Во время Первой мировой войны на территориях сражений, как и в штабах российской армии в достатке присутствовали работники газет со всей России. Военный министр и генерал Алексей Поливанов лично общался с военными журналистами возникающие проблемы или обсуждал вопросы ведения войны. Первая мировая характеризуется еще и тем, что уже была цензура, которая под властью Генерального штаба иногда использовала свою власть с целью избегания разглашения военной тайны.

Говоря о цензуре, стоит упомянуть, что во время Первой мировой войны к власти пришли большевики и внесли свои коррективы по отношению к военной журналистики и к СМИ в целом, цензура на военную журналистику появилась летом 1918 и шествие над ней взяла ВЧК. Данный аппарат ввел запрет на публикацию данных об операциях до их завершения года уже появилась цензура, которая распространялась и на военную журналистику. Контроль над этим взяла ВЧК и запретила публиковать данные о действительном ходе операций до их завершения. Нельзя также было афишировать приход и отход судов из портов Советской России и писать о восстаниях против власти до их подавления.

В следующие годы отдел военной цензуры входил в разные органы, от Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем до Генерального штаба Красной Армии. Тоже самое было и в годы Великой Отечественной войны. Затем было создано Совинформбюро, которое было ответственно за краткие военные сводки и всего оно опубликовало 2373 информационных материала. Развитие технологий помогает в оперативном распространении информации и во время Великой Отечественной войны радио помогало в этом и первый военный выпуск «Последних известий» вышел в эфир уже ровно через 45 минут после передачи правительственного сообщения о нападении нацистов. Новости распространялись быстро и народ СССР своевременно имел информацию о военных опасностях, налетах авиации и о событиях на фронте. Центральные газеты, такие как: «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Красная звезда», вдохновляли советских людей как на фронте, так и в тылу. Военные события освещали люди, которые были в центре событий и совмещали свою журналистскую работу с военной. Хоть они и делали все согласно требованиям от вышестоящих людей, нельзя недооценить их роль в формировании исторического знания о Великой Отечественной войне.

События, развернувшиеся в Афганистане, пришлись на крайнее десятилетие существования не только Советского Союза, но и его партийной, идеализированной журналистики. XXVII съезд ЦК КПСС известен тем, что на нем провозгласили принцип гласности. Все вышеупомянутые события повлияли на курс советских масс-медиа. Исследователями Рафаэлем Рьювени и Асимом Пракаш было выделено четыре этапа видоизменения СМИ Советского союза во время войны в Афганистане. Первый длился, с 1979 года по 1980 год и в нем СМИ являлись государственным рупором, строго подчиняясь цензуре. Второй период, длившийся с 1981 до середины 1985 года, характеризуется выпуском небольших материалов, содержащих информацию об участии советских солдат в боевых действиях. Во время третьей фазы, с середины 1985 года по 1989 год оглашается принцип гласности. Последний, четвертый этап советской журналистики, 1989 год, включает в себя вывод ограниченного контингента из Афганистана. По словам Рьювени и Пракаша, война в Афганистане повлияла на особенное развитие российской журналистики, а именно, масс-медиа взяла на себя роль независимого наблюдателя. СМИ стали ареной, на которой сталкивались различные точки зрения. С развалом СССР уходит с поля зрения и его главная программа «Служу Советскому Союзу!». Данная телепередача являлась продуктом Министерства обороны СССР и была единственным примером советской военной тележурналистики. Её, как и пропартийные СМИ заменила новая журналистика, первопроходцем которой явилась телекомпания НТВ. Данная компания сразу начала бороться за аудиторию, отправляя свои съёмочные группы освещать войну в Югославии, затем первую кампанию в Чечне [8]. Стоит отметить, что далеко не всем телеканалам того времени это было свойственно. Во время освещения конфликта в Чечне, работники НТВ вели репортаж давали эфирное время участником обеим сторон конфликта. Освещение этих событий привело к разработке первого «Кодекса профессиональной этики российского журналиста».

В общем и целом, в дореволюционное и советское время, отличительной чертой российской военной журналистики была передача информации о военных конфликтах прямо с передовой людьми, которые в это время находились на действительной военной службе.

Технологии оказывают свое влияние на СМИ. Появляются репортажи по телевизору, развитие сети Интернет, возможность находить теле и радиоэфиры различных иностранных источников. В связи со всеми этими причинами у российских работников прессы не остается выбора, кроме как изменить привычные стандарты материалов в выпусках информационных программ. На сегодняшний день в редакциях российских телекомпаний прочно закрепляется такой формат телесюжета как «lifetotape» (ltt или L2T или ЛТТ). Сутью такого формата подачи информации является псевдопрямое включение корреспондента в эфир. Как правило, ЛТТ производится на основе непосредственного участия журналиста, которое записывается на месте освещаемого события в режиме максимального погружения аудитории в обстановку. ЛТТ также является простым по производству телевизионного продукта. Отличительной чертой является отсутствие необходимости постпродакшна. Корреспондент все время находится в движении и взаимодействует с окружающей средой, оператор в свою очередь меняет точки съемки и двигается синхронно с журналистом. При этом оператор может акцентировать внимание на определенные детали, направляя и увеличивая кадр на них, периодически возвращая акцент на главное действующее лицо — репортера. Кратко говоря, ЛТТ включает в себя следующие главные черты:

— передается суть;

— промоутируется репортер (и, следовательно, телекомпания);

— телезритель перемещается в пространстве;

— расширяется «география» сообщения.

При этом, функции ЛТТ сильно схожи с основными функциями телерепортажа и именно ЛТТ является прямым эволюционным последователем телевизионного репортажа как жанра. Однако в военной журналистике термин ЛТТ пришел не сразу. Например, вооруженный конфликт России и Грузии в Южной Осетии в 2008 году освещался съемочными группами российских телеканалов также как во время чеченских кампаний — посредством телесюжетов, включающих стендап корреспондента, как доказательство того, что съемочная группа действительно находится в локации, обозначенной географическим титром эфира. Во время вооруженного конфликта на Донбассе, ЛТТ уже вошел как жанр или отдельный формат подачи информации в отечественную военную тележурналистику.

Таким образом, российская военная журналистика прошла долгий и тернистый путь, который диктовался отношением военных, диктаторством власти, цензурой, развитием технологий. Исходя из истории, рассмотренные военные конфликты показали, что военная журналистика все время менялась для того, чтобы вовремя и объективно показывать события с военного фронта всему населению.

Литература:

1. Агамян Е. Ю. L2T как жанр современной медиасферы / Вестник НГУ. Серия: История, филология — 2014 — Т. 13 — Вып. 6. Журналистика. — С. 42–49.

2. Амиров В. М. Журналистика вооруженных конфликтов в правовом пространстве российского законодательства / Известия Уральского федерального университета. — Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. — 2013. — № 1 (110). — С. 14–21.

3. Амиров В. М. Основные задачи анализа в журналистике вооруженных конфликтов / Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. — Челябинск — 2011. — № 3 (92). — С. 27–32.

4. Богомолов Ю. Война как средство массового общения / Журналист.1995. -№ 6. — С. 28, 30.

5. Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. / Итоги и перспективы: Монография. М. — 2000. — С. 177.

6. Гакаев Ж. Постконфликтная Чечня: анализ ситуации, проблемы реконструкции / Чечня от конфликта к стабильности. — М. — 2001. — с. 82.

7. Лютов С. От дружинной летописи — к воинской повести: отражение начальных этапов развития военного дела в древнерусской литературе XI-XVI веков / Библиосфера. — 2010. — № 2. — С. 33–37.

Основные термины (генерируются автоматически): военная журналистика, время, военный, Афганистан, событие, Великая Отечественная война, информация, Советский Союз, Генеральный штаб, Северная война.


Похожие статьи

Задать вопрос