Особенности системы управления транспортной инфраструктурой на муниципальном уровне в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (509) март 2024 г.

Дата публикации: 05.03.2024

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Хаснуллин, В. А. Особенности системы управления транспортной инфраструктурой на муниципальном уровне в Российской Федерации / В. А. Хаснуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 125-128. — URL: https://moluch.ru/archive/509/111797/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор исследует особенности управления транспортной инфраструктурой муниципалитета в Российской Федерации, функции органов местного самоуправления по управлению транспортной инфраструктурой города, критерии эффективности функционирования городского транспорта, перечень объектов, относящихся к транспортной инфраструктуре, управление которой относится к муниципальному уровню.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, муниципальное управление, управление транспортной инфраструктурой, объекты, относящиеся к транспортной инфраструктуре, элементы транспортной инфраструктуры, функции органов местного самоуправления по управлению транспортной инфраструктурой, Критерии эффективности функционирования городского транспорта.

Немаловажной частью развития современной экономической системы любого муниципального образования, является формирование наиболее эффективной системы транспортного обслуживания населения, а также транспортной инфраструктуры, которая бы соответствовала всем требованиям. В связи с чем вопросам наиболее эффективного государственного и муниципального управления уделяется все больше внимания.

Для транспорта важно соблюдение необходимого соответствия мощностей отдельных звеньев транспортной системы. В основе таких расчетов лежит определение пассажиропотоков по всем видам передвижений в разные периоды дня, суток, сезона и года. Среднесуточные пассажиропотоки определяют общий характер и объем транспортной работы в городе [1].

Пассажиропотоки в часы «пик» определяют характер массовых передвижений и служат, основой для определения потребности в подвижном составе при решении вопросов о провозной и пропускной способности транспорта и улично-дорожной сети города.

Муниципальное управление организацией пассажирских перевозок в городе призвано обеспечить удовлетворение потребностей всех слоев населения минимальными потерями времени. Режим работы транспорта должен быть увязан с графиком работы крупных градообразующих предприятий. Основные задачи муниципального управления в сфере транспорта:

– обеспечение надежного состояния транспортных линий и развитие магистралей;

– модернизация систем организации транспортного движения, диспетчеризация и контроль качества транспортного обслуживания населения;

– приведение муниципального подвижного состава в надлежащее состояние, соответствующее техническим параметрам и нормативам;

– обеспечение безопасности перевозок.

Функции органов местного самоуправления по управлению транспортной инфраструктурой города показаны на рисунке 1.

Функции органов местного самоуправления в сфере транспорта [2]

Рис. 1. Функции органов местного самоуправления в сфере транспорта [2]

Органы местного самоуправления могут быть наделены государственными полномочиями по финансированию муниципальных и частных транспортных предприятий, и перевозчиков для компенсации перевозки льготных категорий пассажиров (при условии получения субвенций из федерального или регионального бюджета).

Критерии эффективности функционирования городского транспорта могут быть разделены на критерии эффективности транспорта и критерии эффективности управления им. Перечень возможных критериев представлен на рисунке 2.

Критерии эффективности функционирования муниципального транспорта [2]

Рис. 2. Критерии эффективности функционирования муниципального транспорта [2]

Используемые во взаимосвязи критерии эффективности работы и критерии эффективности управления способны емко характеризовать систему городского транспорта как субъект и объект муниципального управления. В администрациях большинства крупных городов есть структурные подразделения, ведающие вопросами городского транспорта. Предпочтительной является схема с единым структурным подразделением, ведающим вопросами транспорта и содержания городских дорог, а также совокупности муниципальных предприятий, которые оказывают различные услуги для населения в сфере транспортного обслуживания.

Одной из особенностей реализации управленческих функций в области обеспечения эффективности транспортной инфраструктуры является обеспечение наиболее эффективного использования отдельных инфраструктурных объектов. Несмотря на то, что крупные инфраструктурные объекты относятся к региональной собственности, чаще всего, их использование и обслуживание, относится к полномочиям муниципальных органов власти.

В связи с чем выстраивается целостная система взаимоотношений между региональными и муниципальными органами власти по вопросам эффективного развития транспортной инфраструктуры [3].

В российской практике отдельные объекты транспортной инфраструктуры относятся к частной собственности — некоторые вокзалы, дороги и т. д. При этом, муниципальные органы власти заключают договоры на использование таких объектов в рамках развития транспортной деятельности в отдельных муниципальных образованиях. В связи с чем, перечень объектов, относящихся к транспортной инфраструктуре, управление которой относится к муниципальному уровню существенно ограничен:

– муниципальные предприятия, оказывающие услуги в области организации перевозок внутри муниципального образования, а также обслуживающие муниципальный транспорт. Примером таких предприятий являются трамвайно-троллейбусные депо;

– средства передвижения — трамваи и троллейбусы, а также часть автобусного парка;

– автомобильные дороги муниципального значения, а также земля, находящаяся под ними;

– электросети, которые используются для организации городского электротранспорта, а также железнодорожные пути соответствующего назначения (используемые для трамвайных перевозок);

– метро и все объекты, включаемые в его состав;

– административные здания, используемые для организации управления транспортной инфраструктурой муниципального образования;

– городские системы мониторинга в транспортной сфере.

С целью наиболее эффективного управления муниципальной собственностью, относящейся к транспортной инфраструктуре, формируются отдельные органы муниципальной власти, осуществляющие большое число функций. Чаще всего, это характерно для крупных муниципальных образований, где транспортная инфраструктура становятся важным фактором социально-экономического развития. Сами департаменты, на которые возлагаются функции в исследуемой сфере, подчиняются региональным органам власти.

Помимо всего сказанного выше, следует отметить, что сегодня в рамках развития системы управления транспортной инфраструктурой муниципальных образований выделяется наличие специфических проблем.

  1. Недостаточное финансирование.
  2. Нет единой стратегии. Это приводит к тому, что развитие отдельных видов транспорта и объектов не соответствует общим потребностям страны или региона.
  3. Неэффективное планирование. Нередко планирование проводится без учета мнения населения и общественных организаций
  4. Использование устаревших технологий. Например, устаревшие системы управления светофорами и дорожной разметкой могут приводить к заторам и авариям.
  5. Нарушение экологических норм
  6. Незаконная застройка. Незаконная застройка может приводить к ограничению доступа транспорта к объектам и ухудшению качества дорожного покрытия [4].

Таким образом, ключевым элементом системы муниципального управления транспортной инфраструктуры является совокупность объектов, призванных обеспечивать наиболее эффективное управления потребностей в рентабельном использовании тех или иных объектов. Отдельно следует выделить и то, что для наиболее эффективного управления используются методы государственно-частного партнерства.

Литература:

1. Еналеев, А. К. Комплекс механизмов управления развитием транспортной инфраструктуры / А. К. Еналеев, В. В. Цыганов // ИТНОУ: Информационные технологии в науке, образовании и управлении. — 2020. — № 1(15). — С. 23–27;

2. Зюськин, А. А. Развитие транспортной инфраструктуры муниципальных образований на основе программного подхода / А. А. Зюськин // Общество. Экономика. Культура: актуальные проблемы, практика решения: сборник научных статей XI Международной научно-практической конференции, Барнаул, 15 апреля 2021 года. Том Часть 1. — Барнаул: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 2021. — С. 108–115;

3. Костина, А. А. Развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования Дубовский сельсовет Шпаковского района Ставропольского края / А. А. Костина, В. А. Стукало // Молодежь: образование, наука, экология — 2021: сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню Российской науки, Ставрополь, 05–08 февраля 2021 года. — Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью «СЕКВОЙЯ», 2021. — С. 137–142;

4. Агибалова, В. Г. Управление транспортной инфраструктурой в муниципальном образовании города Краснодар: проблемы и перспективы / В. Г. Агибалова, М. Д. Кораблева, М. С. Грамматикопуло // Научные исследования XXI века. — 2023. — № 3(23). — С. 67–71.

Основные термины (генерируются автоматически): транспортная инфраструктура, муниципальное управление, городской транспорт, местное самоуправление, критерий эффективности функционирования, функция органов, муниципальное образование, муниципальный орган власти, эффективное управление, муниципальный транспорт.


Ключевые слова

транспортная инфраструктура, объекты, муниципальное управление, управление транспортной инфраструктурой, относящиеся к транспортной инфраструктуре, элементы транспортной инфраструктуры, функции органов местного самоуправления по управлению транспортной инфраструктурой, Критерии эффективности функционирования городского транспорта

Похожие статьи

Задать вопрос