Проблемы правового регулирования суррогатного материнства в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (509) март 2024 г.

Дата публикации: 03.03.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Самонова, К. Н. Проблемы правового регулирования суррогатного материнства в России / К. Н. Самонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 206-208. — URL: https://moluch.ru/archive/509/111738/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье рассматриваются проблемы правового регулирования суррогатного материнства в современной России. Анализируется семейное законодательство и проблемы его применения.

Ключевые слова: суррогатное материнство, права родителей, права детей.

Программа суррогатного материнства в Российской Федерации является, с одной стороны, одним из важнейших элементов проводимой демографической политики и непосредственно служит реализации семейных прав лиц, не способных стать родителями естественным путем. С другой стороны, данная программа является одной из наиболее дискуссионных среди методов искусственной репродукции.

На сегодняшний день в России сложилась ситуация, когда существующая нормативно-правовая база лишь фрагментарно регулирует применение такого метода искусственной репродукции, как суррогатное материнство. Большинство нормативных правовых актов нацелены на медицинское регулирование вопроса применения суррогатного материнства.

Ограничительный характер действующего российского законодательства, регулирующего суррогатное материнство, несет в себе риски нарушения прав лиц, желающих стать родителями, суррогатной матери и ее мужа, а также ребенка, рожденного с помощью данного метода.

Установление отцовства и материнства является одной из основных проблем, возникающих при применении метода искусственной репродукции. Содержание ст. 51 СК РФ [2] позволяет сделать вывод о том, что может возникнуть ситуация, при которой женщина, родившая ребенка, не дает согласия на внесение в свидетельство о рождении другого лица. В такой ситуации суррогатная мать сообщает в ЗАГС на основании медицинского свидетельства о рождении, выданного лечебно-профилактическим учреждением, в котором родился ребенок, о том, что ребенок родился, и просит записать ее матерью ребенка.

В 2017 г. Верховный суд РФ сделал заявление по поводу ситуации, при которой суррогатная мать отказывается дать согласие на внесение генетических родителей в свидетельство о рождении ребенка. По мнению Верховного Суда, при разрешении споров судам следует учитывать, что если суррогатная мать отказалась дать согласие на запись лиц в качестве потенциальных родителей, то это обстоятельство не может являться безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска этих лиц. По мнению Верховного суда, для надлежащего рассмотрения дела суд должен определить, в частности, заключен ли договор об оказании услуг суррогатной матери и каковы его условия, являются ли истцы генетическими родителями ребенка, а также по каким причинам суррогатная мать отказалась от регистрации истцов в качестве родителей ребенка, и с учетом установленных по делу обстоятельств, а также содержания статьи 3 Конвенции о правах ребенка разрешить спор в интересах ребенка.

Решением данной проблемы могут быть такие меры, как: законодательно закрепить нотариальное удостоверение согласия суррогатной матери, а также при государственной регистрации ребенка должен быть предоставлен не только документ, подтверждающий факт рождения ребенка, а также договор, заключенный с суррогатной матерью и нотариально удостоверенное согласие. Также на законодательном уровне необходимо закрепить обязанность суррогатной матери передать генетическим родителям ребенка. В случае отказа суррогатной матери передать ребенка генетическим родителям, последние смогут обжаловать его в судебном порядке. Если суд признает злоупотребление правом суррогатной матери, то она должна будет передать ребенка генетическим родителям, а также возместить ущерб.

Вышеуказанная норма не только нарушает права потенциальных родителей, но и нарушает права самой незащищенной категории субъектов данных отношений — детей, рожденных при помощи метода суррогатного материнства. Так, российское законодательство, оставляя приоритет прав суррогатной матери, а не потенциальных родителей, нарушает такие права ребенка, как: право на воспитание в семье и жизнь (ст. 54 СК РФ); право общаться со своими родителями (ст.55 СК РФ).

Кроме того, из-за того, что не урегулирован способ передачи детей, рожденных суррогатной матерью, участились случаи, когда дети вовсе остаются без попечения генетических родителей и суррогатной матери. Ярким примером могут послужить случаи обнаружения на территории России в период ограниченной трансграничности в связи с пандемией COVID-19 новорожденных детей, находящихся в опасной ситуации вследствие отсутствия родителей и лиц, их заменяющих, на которых возложена ответственность за их заботу и защиту. [4, с. 48]

Среди них наибольший общественный резонанс вызвало расследование уголовного дела, возбужденного в январе 2020 г. по ч. 1 ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности»), пп. «б», «г», «з» ч. 2 ст. 127.1 УК РФ («Торговля людьми»). Согласно материалам дела в квартире в г. Одинцово был обнаружен труп ребенка, рожденного для иностранцев суррогатной матерью, который должен был быть передан биологическим родителям. Кроме того, в той же квартире находились новорожденные дети, рожденные с помощью суррогатного материнства, биологическими родителями которых были филиппинцы. Однако соответствующих документов на детей не было оформлено. [7]

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что необходимо внести следующие изменения в законодательство:

  1. Запретить иностранным гражданам применять процедуру суррогатного материнства или обязать их находится в стране до передачи ребенка.
  2. Законодательно закрепить приоритет прав потенциальных родителей.

Другой, не менее важной, проблемой является презумпция отцовства. В случае если суррогатная мать, состоящая в браке, решит оставить ребенка и зарегистрирует его на свое имя, то отцом этого ребенка в соответствии с принципом презумпции отцовства (п. 2 ст. 48 СК РФ) автоматически становится ее муж, хотя он мог возражать или вообще не знать о ее решении (если супруги проживают отдельно). Его право оспорить впоследствии в судебном порядке свое отцовство не представляется надлежащим механизмом защиты его интересов. [6, c. 2]

Кирова Д. А. И Аблятипова Н. А. Предлагают внести следующие изменения: «…дополнить Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» нормой, в которой будет указано, что при регистрации ребенка, рожденного при помощи процедуры суррогатного материнства, органам ЗАГСа следует производить регистрацию отца, только в случае его письменного заявления» [5, c. 261].

Согласно п. 3 ст. 55 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на использование технологии поддержки репродуктивной функции предоставляется мужчине и женщине, состоящим или не состоящим в браке между собой, при условии добровольного, информированного, двустороннего согласия на медицинское вмешательство, а также одинокой женщине, при условии, что она даст добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство. [3] Стоит отметить, что, право на применение вспомогательных репродуктивных технологий в виде суррогатного материнства не распространяется на мужчину и женщину, которые не состоят в браке.

Буквальное толкование представленных положений позволяет сделать вывод о том, что участниками программы суррогатного материнства могут быть:

– мужчина и женщина, состоящие в браке между собой, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям, чьи половые клетки будут использованы для оплодотворения,

– одинокая женщина, для которой невозможно выносить и родить ребенка по медицинским показаниям.

Законодателем не предусмотрена возможность использования программы суррогатного материнства одиноким мужчиной, а положение ст. 55 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [3], определяющее круг лиц, имеющих право на применение программы, трактуется судами как исчерпывающий перечень.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»., а также ст. 19 Конституции РФ: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» [1]. Из этого следует, что невозможность заключения договора о суррогатном материнстве для одинокого мужчины, имеющего показания к применению данной процедуры, является нарушением его конституционных прав, а именно гендерных прав, прав на отцовство, прав на медицинскую помощь.

Поэтому представляется целесообразным внести изменения и дополнения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которые бы урегулировали равенство мужчин в праве на использование методов вспомогательных репродуктивных технологий.

Подводя итоги, следует отметить, что программа суррогатного материнства в Российской Федерации является одним из важных элементов проводимой демографической политики и непосредственно служит реализации семейных прав лиц, не способных стать родителями естественным путем. Но действующее российское законодательство, регулирующее суррогатное материнство, несомненно, нуждается в доработке с целью устранения каких-либо норм или формулировок, нарушающих права как лиц, желающих стать родителями в рамках программы суррогатного материнства, так и суррогатной матери, и ее мужа, а также ребенка.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. № 144. 4 июля.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16
  3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 28. 11. 2011. № 48. Ст. 672.
  4. Зарипов Л. Г. К проблеме запрета суррогатного материнства в России // Основные тенденции развития современного права: проблемы теории и практики. 2022. С. 48
  5. Кирова Д. А. И Аблятипова Н. А. Установление отцовства на ребенка, рожденного по процедуре суррогатного материнства. // Colloquium-journal. 2020. С.261.
  6. Леванова А. А. Правовое регулирование отношений установления отцовства и материнства при применении методов вспомогательных репродуктивных технологий // Студенческая наука — агропромышленному комплексу. Научные труды студентов Горского Государственного аграрного университета. Том Выпуск 55 (Часть 2). 2018. С. 2.
  7. «В г. о. Одинцово возбуждено уголовное дело по факту торговли новорожденными и причинения смерти по неосторожности одному из них» // Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации по Московской области. — URL: https://mosobl.sledcom.ru/news/item/1428433/ (дата обращения: 13.02.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): суррогатное материнство, суррогатная мать, Российская Федерация, ребенок, родитель, СК РФ, искусственная репродукция, мать, основа охраны здоровья граждан, Верховный суд.


Похожие статьи

Задать вопрос