Страх смерти или страх жизни? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 02.03.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Головко, Ю. Е. Страх смерти или страх жизни? / Ю. Е. Головко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111729/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье автор исследует аспекты экзистенциальной тревоги, связанной с переживанием отношения к феномену смерти.

Ключевые слова: страх смерти, экзистенциальная тревога

Страх смерти — непростое экзистенциальное переживание, с которым так или иначе сталкивался каждый человек. Смерть сопровождает нас на нашем пути жизни, начиная со смерти любимых домашних животных, потом бабушек и дедушек, затем родителей. Страх смерти — переживание субъективное, каждый вкладывает в нее свой личный смысл, но тем не менее стоит признать, что смерть является неотъемлемой части жизни.

Отношение личности к смерти имеет прямое отношение к выбору собственного пути. Не всегда страх смерти осознаваем. Скорее наоборот, в российской культуре не принято говорить и рассуждать о смерти. Например, потерю и горе мы переживаем, с помощью каких-то действий или ритуалов, нежели с помощью беседы с близкими людьми.

В отечественной психологии наиболее развитой является теория управления страхом смерти, разработанная К. А. Чистопольской и С. Н. Ениколоповым. Проведенный анализ данной теории позволил сделать следующие выводы: люди используют предрассудки и стереотипы для собственного успокоения, что отрицательно сказывается на окружающих и даже на них самих. Так, в экспериментах было показано, что тело является проблемой для человека, потому что напоминает о смерти, и попытки отстраниться от него могут приводить к неприятию секса, дегуманизации женщин и стариков, к нежеланию проходить медицинскую проверку на рак и заботиться об окружающей среде [7, с. 127]. Основными защитными способами осмысления страха смерти у наших соотечественников в рамках данного исследования оказались: 1) осознание собственной значимости, так как «стабильно высокая самооценка сочетается со сниженным страхом смерти, низким защитным отрицанием смерти и с отсрочено повышенной доступностью мыслей о смерти» [7, с. 130]; 2) сформулированные личностные ценности и символические защиты, которые «срабатывают, только если человек твердо верит в свою картину мира» [7, с. 134]; 3) стрессоустойчивость, так как «люди с высоким самоконтролем обнаруживали значительно меньше мыслей, связанных со смертью, сообщали о более низкой тревоге» [7, с. 138].

Люди с детства интересуются темой смерти, но достаточно редки случаи, когда с детьми действительно обсуждают этот вопрос. Зачастую именно поэтому смерть является для людей чем-то эфемерным, таинственным, поэтому пугающим. Другими словами, отношение к феномену смерти остается не сформированным, не оформленным в слова, в отдельные переживания, не конкретизированным. Отношение к смерти чаще всего характеризуется страхом перед ней.

Такая ситуация способствует активации защитных механизмов психики (избегания, вытеснения, замещения, проекции), повышенная степень напряженности которых может найти свое отражение в виде психосоматических или невротических реакций [1]. Устойчивая тревожность и экзистенциальные страхи могут препятствовать развитию личности, проявлению личностной активности, коммуникативности, жизненных смыслов и ценностей. В таком случае страх смерти может проявляться в разных формах в виде навязчивых мыслей о смерти, паническими атаками, повышенной тревожностью, чрезмерной бдительностью и осторожностью, а также различными аддикциями (алкоголь, наркотические вещества и т. д.) и более социально ободряемыми зависимостями — трудоголизм, шопоголизм, нарушение пищевого поведения и т. д.

Наиболее изученной тема страха смерти является в зарубежной психологии. В работах авторов психодинамического и экзистенциального направления Э. Фромма, Р. Мэя, В. Франкла, Г. Фейфела, И. Ялома, Ф. Перлза изучению страха смерти отводится существенное место.

Ирвин Ялом писал, что страх смерти — это на самом деле страх жизни и одновременно её желание. Иначе говоря, внутренний конфликт между желанием жить, исходя из своего внутреннего представления своей жизни, ценностей, целей и стремлений, и одновременно с этим — страх, напряжение от того, что для этого придется предпринять, найти в себе, открыть другим и реализовать [8].

В. Франкл, говорит, что осознание конечности человеческого бытия не лишает жизнь человека смысла, а, наоборот, придает. Понимая и принимая неизбежность смерти, человек наиболее полно начинает использовать отведенное ему время жизни и реализовывать имеющиеся возможности [4].

Г. Фейфел считает, что болезненность переживаний основывается не на осознании собственной конечности, а понимание бесполезности потраченного времени и упущенных возможностей. Человек, не придавая значения мыслям о своей смерти, проживает жизнь так, как будто она никогда не закончится, откладывает ее «на потом». Таким образом страх смерти становится ресурсом для мобилизации сил и активизации жизненной позиции человека. Используя же защитные механизмы, личности удается избегать страха смерти, но цена за это потеря смысла жизни [6].

Ф. С. Перлз обращаясь к идеям философа М. Хайдеггера, рассматривает возможность осознать страх смерти как шанс, выпавший человеку, для изменения и развития. [2,3]

Согласно теории Перлза переживание смерти — один из пяти уровней, который человек должен пройти на пути к зрелости.

Первый уровень называется уровнем клише — он состоит из стереотипных ритуалов (например, ритуалы приветствия при встрече).

Второй уровень называется синтетическим уровнем, Перлз также называл его уровнем Зигмунда Фрейда и Эрика Берна. На этом уровне личность играет роли и различные игры, с целью получения поддержки от окружающего мира.

За синтетическим уровнем находится уровень тупика. На этом уровне он перестает играть не свойственные ему роли, отказывается от притворства перед самим собой, тогда он начинает испытывать чувство пустоты и небытия. Он переживает утрату поддержки извне, но ещё не готов или не хочет использовать собственные ресурсы. В этой точке люди пытаются манипулировать окружающей средой, чтобы она видела, слышала, ощущала, думала и принимала решения за них.

Если тупик пройден, то за ним открывается четвертый уровень — имплозия — уровень смерти, или уровень внутреннего взрыва (сжатия). Он переживается как смерть или страх смерти. Избегая небытия, мы, как правило, прекращаем свое осознание и возвращаемся к игровому слою. Если, однако, мы способны сохранить самосознание в этой пустоте, то достигаем слоя смерти или имплозии.

Если человек остается в контакте с четвертым уровнем, то проявляется пятый уровень — эксплозия- внешний взрыв, т. е. проявление подлинного Я. Перлз описал четыре основных типа взрыва: взрыв подлинного горя, взрыв оргазма, взрыв гнева и взрыв радости. Взрыв следует понимать как глубокое и интенсивное эмоциональное переживание, которое приносит облегчение и возвращает эмоциональное равновесие [3].

Таким образом, получается, что тревога, уходящая на сопротивление проживанию страха смерти, мешает нам. Именно через осознание конечности бытия человек может прочувствовать свою жизнь и ответственность за то, как он ее проживает. Обрести огромный ресурс для самопознания, исследования себя и среды для поиска внутренних ценностей.

Можно сделать вывод о том, процесс развития личности во многом определяется способностью осознавать конечность собственной жизни. Этому способствует именно встреча с экзистенциальным страхом, а не его избегание.

Литература:

  1. Баканова, А. А. и Горьковая, И. А. (2014). Психология страха смерти: теория и практика. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
  2. Перлз Ф. Гештальт-подход, свидетель терапии. / Пер. с англ. М.Папуша. -М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. — 224 с.
  3. Перлз Ф. Гештальт-семинары. Гештальт-терапия до-словно. / Пер. с англ. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 1998. — (Серия “Современная психология: теория и практика”, раздел “Тексты гештальт-терапии”).
  4. Франкл, В. Э. Человек в поисках смысла / В. Э. Франкл. — М.: Прогресс, 1990. — 366 c.
  5. Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя / Пер. с англ. Д. Н. Дудинский — Мн.: ООО “Попурри”, 1998. — 672 с.
  6. Фейфел Г. Смерть — релевантная переменная в психологии // Экзистенциальная психология: Под ред. Ролло Мэя. — М.: «Апрель Пресс»; изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001. — 624 с.
  7. Чистопольская К. А., Ениколопов С. Н. Теория управления страхом смерти: основы, критика и развитие // Вопросы психологии. — 2014. — N° 2. -С. 125–142.
  8. Ялом, И. Д. Экзистенциальная психотерапия / И. Д. Ялом. — М.: Библиотека психологии и психотерапии, 2014. — 574 c.
Основные термины (генерируются автоматически): смерть, страх, страх смерти, уровень, взрыв, окружающая среда, синтетический уровень, феномен смерти, экзистенциальная тревога.


Ключевые слова

страх смерти, экзистенциальная тревога

Похожие статьи

Задать вопрос