Медиакультура как современный социальный феномен | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 01.03.2024

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Тарараксина, А. Г. Медиакультура как современный социальный феномен / А. Г. Тарараксина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 331-333. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111695/ (дата обращения: 02.05.2024).



Растущая роль медиакультуры и информационно-коммуникационных технологий, воспринимаемая как фактор, влияющий на общество и личную психологию, политику, экономику и систему государственного управления. Это создает новые проблемы для медиа исследований. Множество исследователей — историки, культурологи, социологи, философы — предприняли попытки создать теоретическую концепцию, которая раскрыла бы эволюцию развития медиакультуры как «системы информации и коммуникации, которую человечество разработало в ходе курса культурного и исторического развития» и как диалектическое единство традиций и инноваций в его динамике. Однако всестороннее изучение медиа (лат. Medium, т. е. средство, посредник) или медиалогия еще не заняло того места, которое оно заслуживает в гуманитарных науках, из-за отсутствия новых методов.

Ключевые слова: медиакультура, медиалогия, аудиовизуальная культура, цифровая культура.

Медиакультура как термин достаточно часто является синонимом таких понятий, как «экранная культура», «аудиовизуальная культура», «электронная культура», «цифровая культура» и т. д. За каждым из таких понятий кроется собственный исследовательский предмет, особый круг явлений. Число таких понятий множится и порой трудно понять их соотношение [5].

Цифровая эра принесла с собой принципиально новую культуру, которая, помимо прочего, познакомила нас с технологиями и пересмотрела наши отношения с реальным миром. Дети, особенно подростки, влюбились в экраны и должны по праву называться «сценаристами». Мы так быстро освоили новую технологию, что те, кто осмеливается оспаривать ее пагубные последствия, делают это за счет того, что ее называют «черепахами» в быстро развивающейся гонке. Все общество будь то главы государств или уличные торговцы приклеены к экранам телевизоров, компьютерам и смартфонам, будь то на работе, на улице или дома. Общение все чаще осуществляется с помощью электронной почты, текстовых сообщений и теле-, видео-конференций, а не лично. У большинства населения всего земного шара в Интернете больше друзей, чем в сообществе, в котором мы живем, и число первых увеличивается с каждым днем.

Наиболее часто экранную культуру связывают с функционированием динамического звукозрительного образа т.e изображения. По мнению доктора философских наук И. A. Негодаева, ее «…системообразующим признаком … является представление культурных артефактов в аудиовизуальном и динамичном виде». Схожее мнение имеет кандидат философских наук Н. Р. Вакулич: «Специфической чертой экранной культуры является динамичный, ежесекундно меняющийся диалоговый характер взаимоотношений экранного текста с потребителем информации».

Для нас экранная культура — это система визуальных либо аудиовизуальных сообщений, объединенных экранным способом генерации и трансляции изображений в форме кадра [6].

Аудиовизуальная культура и образовании.

Аудиовизуальное образование быстро развивается с 1920-х годов благодаря использованию новых технологий коммуникации, в последнее время — компьютеров. История показала, что аудиовизуальные средства являются эффективными инструментами обучения. Джон Амос Комениус (1592–1670), богемный педагог, был одним из первых, кто предложил систематический метод аудиовизуального образования. Его «Orbis Sensualium Pictus» («Картина Чувственного мира»), опубликованная в 1658 году, была подробно проиллюстрирована рисунками, каждый из которых играл важную роль в преподавании данного урока. За Комениусом последовали другие великие просветители, в том числе Жан-Жак Руссо, Джон Локк и Дж. Х. Песталоцци, выступавшие за использование сенсорных материалов в дополнение к преподаванию.

Аудиовизуальная культура является важным и глобальным аспектом современной повседневной жизни, который в развитых странах определяется как возникающая культура, основанная на технологиях. Аудиовизуальная культура описывает исторический сдвиг: появление особой эпохи, обусловленной инновациями в области телекоммуникационных технологий, которые способствуют сближению ранее различных средств массовой информации и форм передачи: кино, фотографии, видео с одной стороны; телефонии, вещания и кабельного телевидения с другой.

Аудиовизуальная культура как понятие во многом синонимично понятию экранная культура. Говоря об аудиовизуальной культуре, чаще всего имеют в виду ее экранные формы, потому что общим началом для них является аудиовизуальная (звукозрительная) образность!

Электронная культура.

Доктор философских наук, профессор Л. В. Баева заявляет: «Электронная культура представляет собой совокупность результатов творчества и коммуникации людей в условиях внедрения IT-инноваций, характеризующаяся созданием единого информационного пространства, виртуальной формой выражения, дистанционной технологией, либеральностью контента» [2].

Таким же образом рассматривает электронную культуру В. В. Кривошеев: «Она охватывает электронные версии объектов культурного наследия…. Электронная культура включает также произведения, которые изначально создавались в электронной форме. К этой области культуры относятся также электронные библиотеки, музеи и архивы.

Таким образом, электронная культура — это совокупность технологий и устройств, обеспечивающих функционирование электронных сообщений, природным качеством которых выступает электричество [2].

Цифровая культура.

Цифровая культура — это все те изменения, которые порождаются технологиями и Интернетом, это все те перемены, которые всего за несколько лет изменили мир и то, как мы в нем взаимодействуем.

Концепция цифровой культуры не могла бы действовать без создания ИКТ (информационных и коммуникационных технологий).

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это все те инструменты, знания и практики, которые обеспечивают поток информации из любой точки мира. Они были созданы с появлением Интернета.

В заключение, можно сделать вывод, что исследователям еще предстоит доказать тот факт, что медиалогия — это не догма, а динамично развивающаяся область исследования, открывающая постоянно растущие возможности благодаря техническому прогрессу и процессам, происходящим в обществе и культуре окружающего нас мира.

Литература:

  1. Астафьева О. Н. Медиалогия как синтез наук: в объективе — изменяющаяся социокультурная реальность / О. Н. Астафьева // Культурологический журнал — № 1–2013 (11).
  2. Ахмедова З. А. О становлении медиакультуры личности в контексте инноваций в российском образовании // Вопросы педагогики. 2019. — № 10–2. — С. 17–19.
  3. Байгожина Д. О. Медиакультура в исторических изменениях // Вестник КазНУ имени аль-Фараби. Серия журналистика. 2018. — № 1 (47). — С. 170–178.
  4. Гегелова Н. С. Культурно-просветительская миссия телевидения: дис. … д-ра филол. наук: 10.01.10. М., 2012. — 378 с.
  5. Добросклонская Т. Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2006. — № 2. — С. 20–33.
  6. Ильина А.И. Исследование субъектности кинокультуры современных подростков // Евразийское Научное Объединение. 2019. - № 7-4 (53). - С. 283-286.
Основные термины (генерируются автоматически): аудиовизуальная культура, электронная культура, цифровая культура, экранная культура, аудиовизуальное образование.


Похожие статьи

Задать вопрос