Брачные, семейные и иные (квазибрачные) отношения в российском праве и религиозных институтах. К вопросу генезиса норм семейного права | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 01.03.2024

Статья просмотрена: 346 раз

Библиографическое описание:

Федин, К. Э. Брачные, семейные и иные (квазибрачные) отношения в российском праве и религиозных институтах. К вопросу генезиса норм семейного права / К. Э. Федин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 291-296. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111673/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор исследует взаимную связь норм религиозного и семейного права, регулирующих личные отношения, прослеживает преемственность религиозных и светских норм права, дает определение квазибрака через субъектный состав семейных отношений.

Ключевые слова: Семейный Кодекс, Библия, Коран, норма, гражданский брак, квазибрак, субъектный состав, отношения.

Отношения, возникающие при общественном взаимодействии и связанные с социальным функционированием каждого отдельного человека, подлежат правовому регулированию. Этот процесс целенаправленно регулируется государством при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание, и в итоге формируют правовую культуру, определяющую поведение каждого отдельного человека в его взаимодействии с обществом. При этом правосознание, являясь субъективным отношением человека, в том числе и к юридическим формализованным нормам поведения, в отдельных сферах может быть значительно более вариативно. И именно межличностные отношения и формы поведения, берущие свое начало вне сферы юридического регулирования, наиболее разнообразны в своих проявлениях и порождаемых последствиях, в том числе и исключительно правовых.

Совокупность факторов, таких как индивидуальное психосексуальное развитие конкретного человека; этно-культуральные средовые особенности и поведение, формируемое в процессе социализации — образования, работы, общения; морально-этические нормы, в том числе и религиозное воспитание, определяют формирование межличностных — брачных и семейных отношений, а также и иных, но схожих с ними — квазибрачных отношений.

В этой связи религиозные нормы, как правило, находящиеся в неразрывной связи с морально-этическими и этно-культуральными правилами и традициями, в значительной мере влияют на правосознание общества в целом и каждого его члена в частности, и опосредованно на формирование юридических норм. Поэтому очевидно, что и юридические нормы, и религиозные, являются взаимосвязанными инструментами социального регулирования.

Основным законодательным актом, регулирующим семейные и брачные отношения, следует считать Семейный кодекс Российской Федерации [10]. Названные отношения так же регулируются отдельными статьями иных нормативных правовых актов — Конституции Российской Федерации [8]; кодексов Российской Федерации: Гражданского [3] и Налогового [9] (в вопросах наследственного права), Гражданского процессуального [4] (в вопросах определения близких родственников и ограничения или лишения дееспособности), Жилищного [6] (в вопросах определения членов семьи, регулирования совместного проживания), Трудового [11] (в вопросах сохранения трудового стажа и льготах родителям) и отдельные положения других кодексов; а так же Федеральных Законов: «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [12] (в вопросах сообщения врачебной тайны и медицинской помощи несовершеннолетним); «О психиатрической помощи и охране прав граждан при её оказании» [14] (в вопросах психиатрической помощи несовершеннолетним); «Об опеке и попечительстве» [13] (в вопросах прав родственников недееспособного), «О статусе военнослужащих» [15] (в вопросах определения членов семьи) и других отдельных положений иных законов, и нормативных правовых актов.

Основными источниками религиозных норм институтов авраамических религий, наиболее представленных из мировых и исповедуемых в Российской Федерации, являются Священные писания христианства и ислама.

Российским законодательством прямого определения брака и семьи не дано, но в ч.3 ст.1 СК РФ указано, что «регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостояния и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи» [10]. При этом ч.2 ст.1 СК РФ, также без определения понятия брака, прямо указывается, что «признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния» [10]. В развитие этого положения ч.2 ст.10 СК РФ, содержит следующую формулировку — «права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния» [10].

Таким образом, брак можно трактовать и через гражданско-правовые понятия: ч.1 ст.21 ГК РФ [2] — способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их; ст.153 ГК РФ [2] — сделками признаются действия граждан, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а также ч.1 и ч.3 ст.154 ГК РФ [2], согласно которым сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и для заключения договора необходимо выражение воли двух сторон (двусторонняя сделка).

Согласно ст.10 СК РФ [10] брак заключается в органах записи актов гражданского состояния, а права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния. При этом согласно ч.2 ст.1 СК РФ [10], признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. Из сказанного следует, что часто употребляемый в обиходе и средствах массовой информации термин «гражданский брак» не совпадает по своему содержанию с нормативно-правовым и является неверным. Чаще всего подобные отношения определяются понятием «сожительство».

Необходимо отметить, что в России до 1917 года понятию «гражданский брак» предшествовало понятие «церковный брак», что в отдельных случаях не утратило актуальности и в наше время.

Церковный брак — это брак, заключенный в рамках правил, установленных религиозным (любым) институтом.

18 (31) декабря 1917 года Всероссийским центральным исполнительным комитетом и Советом народных комиссаров был принят Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» [5], в преамбуле которого прямо указывалось, что «Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки» и согласно п.1 которого «церковный брак, наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачующихся».

Однако, согласно ч.7 ст.169 СК РФ [10], положение о признании правовой силы только за браком, государственная регистрация заключения которого осуществлена в органах записи актов гражданского состояния, не применяется к бракам граждан Российской Федерации, совершенным по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния.

В настоящее время сведения о браках, совершенным по религиозным обрядам, с соответствующей регистрацией, могут быть использованы как доказательство вступления в брак и брачных отношений в судебном порядке. Установление фактов, имеющих юридическое значение, производится в порядке особого производства в соответствии с п.1 ч.1 ст.262 ГПК РФ [2].

В судебном порядке, в соответствии с п.9 ч.1 ст.262 ГПК РФ [4], также вносятся исправления или изменения в записи актов гражданского состояния.

Религиозные институты определяют брак не только как союз мужчины и женщины, но и наполняют его духовным — морально-этическим содержанием. Так, например, в Библии — Бытие 1:27 «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» [1], Бытие 1:28 «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь…» [1], Евангелие от Марка 10:8 «…и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью…» [1]; «так что они уже не двое, но одна плоть», Послание первое к Коринфянам 7:2 «…каждый имей свою жену, и каждый имей своего мужа» [1]. В Коране — 4 Сура: Женщины (ан-Ниса), аят 3 «…женитесь на тех, которые любимы вами…» [7].

Согласно ч.1 ст.1 СК РФ семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов… [10], недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи. При этом гражданский брак, фактически являясь формой гражданско-правового договора, так же подлежащего определенному порядку регистрации, а так же и защите в суде, в отличие от церковного не столь наполнен духовным содержанием.

Необходимо отметить, что эта рекомендация, «…женитесь на тех, что приятны вам, женщинах…», то есть выбирать партнёра по браку, исходя из взаимной склонности и симпатии, несмотря ни на что никогда не теряла своей актуальности, и обеспечивает формирование в брачных отношениях стадии стабильности и гармонии. Этот посыл имеет отражение также и в Библии, так — Послание первое к Коринфянам 7:3 «муж оказывает жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» [1], Послание первое к Коринфянам 7:5 «не уклоняйтесь друг от друга…» [1], а также Послание первое к Коринфянам 7:33 «…женатый заботится о мирском, как угодить жене» [1], Послание первое к Коринфянам 7:34 «…замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» [1]. В Коране — Сура 2: Корова (аль-Бакара), аят 223 «для вас супруги ваши — нива, И вы на сию ниву приходите, когда желание в вас есть; Но перед этим вы для душ своих Какую-либо благость уготовьте» [7], Сура 30: Римляне (ар-Рум), аят 21 «И из Его знамений — то, что Он для вас Из вас самих супруг вам сотворил, чтоб жить вам вместе (и растить потомство); Взрастил меж вами милость и любовь» [7].

Учитывая то, что брак по своей сути является формой гражданских правовых отношений, он несет и соответствующие установленные юридические гарантии, направленные, в первую очередь, на охрану материнства и детства. Так, согласно ст.17 СК РФ, «муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка» [10]. При этом согласно ч.2 ст.48 СК РФ «если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение 300 дней с момента расторжения брака… отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери» [10]. Также согласно ч.1 ст.51 СК РФ «отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями ребенка в книге записи рождений по заявлению любого из них» [10]. При этом истинное (биологическое) отцовство не учитывается, ч.1, 2 ст.52 СК РФ [10] предусматривает лишь возможность оспаривания отцовства в последующем.

Семейный Кодекс устанавливает обязанности супругов по взаимному содержанию, в том числе и бывших, с правом требования такового даже в течение пяти лет после расторжения брака, что практически полностью исключается в случае иных, не зарегистрированных в установленном порядке, отношений.

Религиозные институты также обеспечивают гарантии супругам.

Так, Коран, допуская развод, указывает на имущественные обязательства в отношении бывшей супруги — Сура 65: Развод (ат-Талак), аят 1 «Когда вы даете развод своим супругам, То разводитесь в срок, для них определенный… Из домов, принадлежавших им, не изгоняйте их…», аят 6 «И пусть (за время прохождения иддата) Живут они в условиях так же, как и вы, согласно вашему достатку» [7] (иддат — срок по шариату, равный четырём месяцам и 10 дням, в течение которых нельзя выйти замуж разведённой женщине или вдове), Сура 65: Развод (ат-Талак) аят 7 «и пусть богатый человек Согласно своему достатку тратит. А тот, чья доля сочтена, Пусть тратит из того, чем одарил его Аллах» [7]. При этом допускаются повторные браки — Сура 2: Корова (аль-Бакара), аят 232 «И при разводе с женами своими, Когда назначенный им срок истек, Вы не препятствуйте их браку…» [7].

Необходимо отметить, что Коран, допуская развод, тем не менее, предусматривает меры направленные на сохранение семьи, так в Суре 4: Женщины (ан-Ниса), аят 35 говорится — «А если меж супружескою парой вы опасаетесь разрыва, то призовите двух судей — по одному от каждой из семей (супругов). И если пожелают примириться, Устроит им согласие Аллах…» [7].

В современном Российском праве это положение имеет прямое отражение в ч.2 ст.22 СК РФ, согласно которой «…суд вправе принять меры к примирению супругов и вправе отложить разбирательство, назначив супругам срок для примирения…» [10].

Также в прямой аналогии с современным российским правом находится и содержащийся в Коране запрет на развод с беременной — Сура 65: Развод (ат-Талак), аят 4 «Тех женщин, кто во чреве жизнь несет, Вам нужно ждать, пока они не сложат ношу» [7]. При этом на мужа после развода возлагаются алиментные обязательства, обязанность содержать жён — Сура 65: Развод (ат-Талак), аят 6 «А коль несут они во чреве жизнь, Расходуйте на них, Пока они своей не сложат ноши. И коль они выкармливают ваше чадо, Выплачивайте им вознагражденье» [7].

В Библии — в Послании к Римлянам Святого апостола Павла 7:2 «замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если муж умрёт, она освобождается от закона замужества» [1], в Послании первом к Коринфянам 7:10 «…жене не разводиться с мужем…» [1], в Послании первом к Коринфянам 7:11 «если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, её — и мужу не оставлять жены своей» [1]. Таким образом, из фактического запрета развода, предусмотрено сохранение всех обязательств супругов на период жизни одного из них, что является несомненной социальной и материальной гарантией и для остальных членов их семьи. При этом в Библии имеются лишь отдельные положения, допускающие расторжение брака, так — в Евангелии от Матфея 19:9 «кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует…» [1], или в Послании первом к Коринфянам 7:15 «если же неверующий хочет развестись, пусть разводится…» [1], при этом не предполагалось не только имущественных обязательств, но и после развода виновная сторона не имеет права вступать в новый брак, так, в Послании первом к Коринфянам 7:11 «если же разведется, то должна оставаться безбрачною…» [1].

Несмотря на то, что в ч.1 ст.38 Конституции Российской Федерации указано, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [8] и, таким образом, выражено отношение государства к семье, определение семьи, тем не менее, не дано. Так же, как определения брака, в Семейном Кодексе нет и прямого определения семьи. Семейным Кодексом, при этом, называется субъектный состав семейных правоотношений, это — супруги, дети, бабушки, дедушки, родные братья и сёстры.

Можно считать, что содержание понятия «семья» раскрывают ч.1 ст.31 ЖК РФ [6], согласно которой к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Этой же нормой права другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи, а равно и ч.5 ст.2 ФЗ «О статусе военнослужащих» [15], согласно которой к членам семей военнослужащих, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Учитывая то, что в современном обществе отсутствуют жесткие требования, предписывающие оформление брака, то возникают формы отношений, не в полной мере урегулированные законодательством или полностью не урегулированные.

Наиболее распространенной формой таких отношений является, как было сказано выше, сожительство.

Подобно брачным отношениям, сожительство также основано на добровольности решения мужчины и женщины. Названные отношения, не имея никакой формы регистрации, тем не менее, часто могут обладать не только внешним сходством с браком, но и порождаемыми в браке правовыми последствиями, которые так же дают основания считать их подобными брачным, то есть — квазибрачными.

Очевидно, что квазибрачные отношения, относясь исключительно к отношениям между сожителями, не заключившим брак в органах записи актов гражданского состояния, и таким образом, не создавшим между собой прав и обязанностей супругов, в определённых случаях образуют семейные. Это связано с тем, что семейные отношения охватывают не только супругов, зарегистрировавших брак в органах записи актов гражданского состояния, но и их детей, воспитание которых также является безусловной обязанностью обоих родителей. Также семейные отношения распространяются на внуков и внучек, их дедушек и бабушек, и иных членов семьи, то есть охватывают весь субъектный состав семейных отношений.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что возникновение именно родительских обязанностей, и связанных с ними правоотношений, является не только необходимым, но и основополагающим звеном в формировании квазибрачных взаимоотношений. По этому же признаку нельзя считать таковыми отношениями сожительство, не образующее субъектного состава семейных правоотношений.

Так, Российское законодательство, декларируя охрану материнства и детства в ч.1 ст.80 Семейного Кодекса [10] прямо указывает, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, при этом порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Алиментные обязательства в отношении детей также распространяются на обоих родителей независимо от наличия или отсутствия между ними зарегистрированных брачных отношений. В равной мере алиментные обязательства возлагаются и на детей в отношении своих нетрудоспособных родителей. Так, статьи 87, 93, 95, 86 СК РФ [10] указывают на необходимость содержания нетрудоспособных и нуждающихся родителей, бабушек и дедушек, несовершеннолетних братьев и сестер, а также своих фактических воспитателей.

Естественно, что квазибрачные отношения при этом полностью исключают алиментные обязательства, названные ст.ст.89, 90 СК РФ [10], устанавливаемые в отношении супругов и бывших супругов, то есть лиц, зарегистрировавших брак в установленном порядке. При этом, согласно ст.94 СК РФ [10], вне оформленных брачных отношений родителей детей на их бабушек и дедушек возлагается обязанность по содержанию внуков и внучек.

Религиозные институты осуждают внебрачные отношения. Так, в Коране — Сура 17: Ночной пернос (аль-Исра), аят32 «не приближайтесь к блуду вы, — Ведь это — срам и путь к дурному» [7].

В Библии — Исход 20:14 прямо сказано «не прелюбодействуй», или в Евангелии от Матфея 5:28 «…всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» [1].

Однако, в отдельных исключительных случаях в Библии описываются квазибрачные отношения как формирующие именно семейные. Так, например — Бытие 16:1, «Сара, жена Аврамова, не рождала ему…» [1], Бытие 16:2 «и сказала Сара Авраму: …войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее» [1]. Названная цитата, несмотря на краткость, охватывает ряд уже указанных положений Семейного права, а именно в части образования семейных связей. (Эта же цитата также нередко приводится как допускающая экстракорпоральное оплодотворение и суррогатное материнство).

Учитывая, что правовую силу только имеют браки, государственная регистрация заключения которого осуществлена в органах записи актов гражданского состояния, квазибраком приходится считать и брак, заключенный в рамках правил, установленных религиозным институтом. При этом необходимо отметить, что именно в этой форме квазибрачные отношения в своём развитии в полной мере соответствуют супружеским и формируют семью.

В связи с вышесказанным квазибрачными отношениями нельзя считать гомосексуальные и иные, выпадающие из традиционного представления о морально-этических нормах, как полностью исключающие возможность образования субъектного состава семейных правоотношений. При этом отношение в современном обществе к названным отношениям находится в неразрывной связи их оценки религиозными институтами. Так в Коране — Сура 7: Преграды (аль-Араф), аят 81 «Ведь в похотливом вожделении своем Идете вы к мужчинам вместо женщин. И вы действительно народ, Предавшийся чрезмерному распутству» [7]. В Библии — в Послании Иуды 1:7 «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействующие и ходившие за иной плотию, подверглись казни…» [1].

На основании изложенного — сравнения норм религиозных институтов и норм семейного права в частности, можно сделать вывод о том, что религиозные нормы можно рассматривать в качестве самостоятельного регулятора общественных отношений, при этом тесно связанного с нормами права. Приведенные примеры со всей очевидностью демонстрируют, что религиозные нормы являются не только основой формирования правосознания, но и являются источниками права, а в отдельных случаях можно допустить, что и основным регулятором социальных отношений. В этой связи нельзя считать, что проблема разграничения правовых и религиозных норм в настоящее время разрешена.

Недостаточные или искаженные представления о правах и обязанностях, и всём спектре, как правовых, так и морально-этических, последствий, связанных с брачными, семейными и иными, схожими с ними отношениями, могут являться не только причиной глубоких противоречий, но фактором не позволяющим урегулировать никакие конфликтные ситуации. Поэтому информированность о религиозных и юридических аспектах рассматриваемых отношений не только помогает вырабатывать стратегию и тактику помощи с учетом особенностей конкретных случаев, но и позволяет находить оптимальные пути решения прогнозируемых конфликтных ситуаций.

Несмотря на то, что названные нормы имеют много общего, нельзя считать, что они развиваются взаимосвязано. Религиозные нормы традиционно остаются неизменными, поэтому нормотворчество и поиск адаптивных решений возможны лишь в сфере светского права, что только подчеркивает необходимость проведения дальнейших исследований в сфере межличностных взаимоотношений и их нормативного правового регулирования.

Литература:

  1. Библия. Издательство Московской патриархии Русской православной церкви. 2013г. 1373 с.
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации» (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023г.) // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) // https://www.zakonrf.info/gk/;
  3. «Гражданский кодекс Российской Федерации» (часть третья) от 26.11.2001г. № 146-ФЗ (ред. от 14.04.2023г.) // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) // https://www.zakonrf.info/gk/;
  4. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002г. № 138-ФЗ (ред. от 25.12.2023г.) // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) // https://www.zakonrf.info/gpk/;
  5. Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» — ст. № 160 Собрания узаконений и распоряжений правительства за 1917–1918 г.г. Управления делами Совнаркома СССР М. 1942, с. 161–163
  6. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004г. № 188-ФЗ (ред. от 19.12.2023г.) // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) // https://www.zakonrf.info/jk/;
  7. Коран. Альфаджир Аль Ислами. Дамаск 1433–2012–800 с.
  8. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020г.) // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) // https://www.zakonrf.info/konstitucia/;

9. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000г. № 17-ФЗ (ред. от 25.12.2023г.) // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) // https://www.zakonrf.info/nk/ch2/;

  1. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023г.)// «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) // https://www.zakonrf.info/sk/;

11. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001г. № 197-ФЗ (ред. от 30.01.2024г.) // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) // https://www.zakonrf.info/tk/;

  1. Федеральный закон от 21.11.2011г. № 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) // https://www.zakonrf.info/zakon-o-zdorovye-grazhdan/;
  2. Федеральный закон от 24.04.2008г. № 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021г.) «Об опеке и попечительстве» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) // https://www.zakonrf.info/doc-16213806/;

14. Закон РФ от 02.07.1992г. № 3185–1 (ред. от 30.12.2021г.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) // https://www.zakonrf.info/doc-13455524/;

  1. Федеральный закон от 27.05.1998г. N 76-ФЗ (ред. от 25.12.2023г.) «О статусе военнослужащих» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) // https://www.zakonrf.info/zakon-o-statuse-voennosluzhaschih/.
Основные термины (генерируются автоматически): СК РФ, отношение, гражданское состояние, брак, орган записи актов, Семейный Кодекс, субъектный состав, норма, супруг, Российская Федерация.


Похожие статьи

Задать вопрос