Нормативно-правовые основы логистики в России: состояние и проблемы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 01.03.2024

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Котов, Е. А. Нормативно-правовые основы логистики в России: состояние и проблемы / Е. А. Котов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111617/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье подчеркивается роль логистики в развитии национальной экономики, отмечается важность формирования специальной правовой базы в этой сфере. На основе научного обзора системы нормативно-правового обеспечения логистической деятельности в России автором сделан вывод о необходимости совершенствования ее правового регулирования.

Ключевые слова: логистика, нормативные основы, правовые акты, законодательство, логистические операции.

The article emphasizes the role of logistics in the development of the national economy and notes the importance of creating a special economic base in this area. Based on a scientific review of the system of regulatory support for logistics activities, the author concluded that it is necessary to improve its legal regulation.

Keywords: economic security, economic crimes, causes of crime in the economic sphere, ways of prevention, economic crime strategy.

Важным фактором развития производства, обеспечения экономического роста в современных условиях стала логистика и логистический менеджмент, которые в значительной степени определяют темпы подъема экономики и конкурентоспособность предприятий во всех сферах. Данное научно-практическое направление представляет серьезный интерес для инженеров, бизнесменов, менеджеров, ученых, что объясняется не только пока не привычным термином, но и, что важно, убедительными результатами применение логистического подхода в экономике различных стран.

Прежние методы повышения конкурентоспособности предприятий (качество, цены и др.) широко известны и во многом исчерпали свой потенциал [1], а реальность сегодняшнего современного мира можно охарактеризовать аббревиатурой BANI (brittle, anxious, incomprehensible) — хрупкий, тревожный, не линейный, непонятный.

Логистика — одна из сугубо рыночных комплексных методик, ставшая востребованной в 1990-е г. г. в связи с переходом к новым формам хозяйствования. Развиваясь в течение долгих веков, изменяясь и трансформируясь, логистика стала неотъемлемой частью бизнеса. Современная логистика — область экономической деятельности, задачи которой — рациональное продвижение товаров от производителя к потребителю, функционирование сферы обращения продукции, управление товарными запасами, создание инфраструктуры товародвижения. Как необходимый компонент национальной экономики, логистика сегодня — сфера, которая имеет немалый потенциал в плане повышения производительности.

Системное взаимодействие экономического, технического, организационно-информационного факторов сокращает производственные затраты, стимулирует внедрение новой техники, укрепляет интеграционные формы управления и тенденцию к координации процессов, развитие которых связано и с политической обстановкой, и с уровнем зрелости рыночных отношений [2].

Нельзя не согласиться с выводом экономистов, что «в настоящее время российская экономика находится в условиях нестабильности по причине отсутствия достаточного финансирования, введения экономических санкций, нарушения внешних торговых связей…К сожалению, не получилось преодолеть отставание от мировых лидеров по технологическому уровню» [3,112].

В рамках Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления сделано немало: организован оперативный штаб по обеспечению устойчивой логистики пассажиров и грузов, принимаются и реализуются меры поддержки судоходных компаний и воздушного транспорта, продолжается реконструкция автомобильных дорог совершенствуются меры государственного регулирования, в том числе, информативно-правового. В 2022 г. проведена в частности, Минтрансом России работа по обновлению нормативно-правового регулирования в этой сфере, результатом которой стало принятие 19 федеральных законов, 323 актов правительства РФ, 184 ведомственных акта [4,6].

Вместе с тем, нельзя не признать, что «отношения, являющиеся предметом логистики в целом, в принципе не урегулированы в общем объеме с эффективной правовой теорией и законодательством. Даже отдельные виды логистики не имеют целостной правовой регламентации» [5,41].

Правовые основы логистики — это совокупность нормативных актов, законов, правил, регулирующих отношение в сфере логистической деятельности. Главным организующим юридическим актом, определяющим фундаментальные правила жизни и деятельности Российского государства, общества, учреждений, человека является Конституция РФ. Основной закон закрепляет фундаментальные экономические устои в стране, не имея, безусловно, узко логического или транспортного значения. К основным нормативным актам, регулирующим логистику, относятся в первую очередь уставы, определяющие основные условия организации и осуществление перевозок автомобильным, железнодорожным и водным транспортом, формируя достаточно обширное юридическое поле для профессионального сообщества [6].

Основным нормативным актом, регулирующим общественные отношения, является Гражданский кодекс РФ, главы которого (39, 40, 41, 46, 47, 48, 49) непосредственно связаны с логистикой [7]. Следует иметь в виду, что источниками права могут быть постановления Пленума Верховного суда РФ, способствующие обеспечению единообразия судебной практики в стране. Эти базовые и отраслевые обязывающие правила составляют нормативную среду логистики, совершенствование которой предполагает устранение имеющихся уже недостатков и пробелов в нормативных правовых актах, приведение законодательства в соответствие с международными стандартами и т. д. Роль формализации в этом процессе очевидна, и начать следует в первую очередь с самого термина «логистика». При отсутствии общепринятого определения существуют десятки вариантов его, которые даются практиками и теоретиками, отечественными и зарубежными авторами [8].

Многообразие это вызвано как особенностями национальных систем управления данным сектором услуг и множественностью функциональных направлений деятельности, так и пока еще недостаточным уровнем исследования в рассматриваемой области.

Официальное, но лаконичное определение термина сформировано на Первом Европейском конгрессе по логистике, который проходил в Берлине в марте 1974.: «Логистика — учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах».

В широком смысле логистика — наука об организации, регулировании и контроле материальных и им сопутствующих потоков от производителя к потребителю. В узком — логистика является инструментом, с помощью которой можно достигать целей предприятия с минимальными затратами.

Специалисты-практики значительно упрощают существо логистики, конкретизируя и сводя его к следующему: «это организация и управление перемещением материальных средств от поставщика до конечного потребителя наиболее рациональным способом» [9,6]. Обилие логико-семантических конструкций (а их в научной литературе более тридцати) [10], делает объяснение сущности логистики чрезвычайно широким и размытым, а уровень законодательной и нормативной базы в этой области явно недостаточным [11,46–49].

Использование единого понятийного формата снижает риск ошибок, делает возможным взаимоприменимость разных участников, сокращает сроки проведение международных торговых сделок, и расширяет возможности информационных систем. По мнению специалистов, темпы развития логистики у нас невысоки, и отставание от стран Западной Европы составляет от восьми до десяти лет.

В России существует одна из наиболее разновидных транспортных систем, на состояние которой не могли не сказаться факторы в виде санкций в отношении физических и юридических ли России, появившиеся с 2014 г. 47 государств, поддержали инициативу США, что ограничило взаимодействие с международным рынком, ударило по банкам в России, сократило объем импорта и воздействовало на транспортную систему. Объем импорта из стран ЕС сократился до 40 %, при этом на импорт и экспорт товаров из Китая приходится 90 % всего объема грузоперевозок. Карта международного сотрудничества кардинально изменилась, ориентиром стал Азиатско-Тихоокеанский регион.

Одна из задач — цифровизация транспортно-логистической сферы, для реализации которой требуется принятие нормативно-правовых документов и в двухстороннем формате, и на региональном уровне. Другой важный вопрос — необходимость законодательства, регламентирующего вопросы использования международных логистических платформ. Детализация такого важного мероприятия — задача важная, но сложная в силу отсутствия развитой базы международно-правового регулирования транспортно-логистического сотрудничества [12,29].

Изучение зарубежного опыта, развитие договорно-правовой работы по линии сотрудничества с СНГ, устранение пробелов в национальном законодательстве — основные направления гармонизации правовой регламентации логистических процессов. Четкое понимание сущности логистики, прав и ответственности сторон повысят эффективность логистического рынка — при условии комплексного подхода к оптимизации законодательства в этой области.

Литература:

  1. URL: https://www.unisender.com/ru/
  2. Махлычев Р., Климина Ю. Влияние геополитики на формирование международных направлений движения материальных потоков. // Логистика. 2014. № 12.
  3. Шумаев В. А. Логистизация как один из факторов развития экономики РФ. // В центре экономики. 2022. № 14
  4. Доклад о реализации транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. // https://mintrans.gov.ru/documents/
  5. Агекян Л. М. Логистика и актуальные проблемы ее правового регулирования в России. Вестник транспорта. 2013. № 10
  6. Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ (последняя редакция). Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 N 18-ФЗ (последняя редакция). «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 19.10.2023)
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)ГАРАНТ base.garant.ru
  8. Агекян Л. М. Логистика и актуальные проблемы ее правового регулирования в России. Вестник транспорта. 2013. № 10
  9. Логистика / В. В. Дыбская и др. / под ред В.И Сергеева. — М.: Экс-мо. 2013
  10. Таран С. А. Логистическая стратегия предприятия: разработка и реализация. Практические рекомендации. — М.: Издательство «Альфа-Прес». 2010
  11. Володин О. Нормативные основы транспортной логистики, базисный и отраслевой уровни регулирования. // Логистика. 2017.№ 3
  12. Дроздова М. Актуальные вопросы международно-правового регулирования сотрудничества в сфере транспорта и логистики в Азиатско-Тихоокеанском регионе. // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022,№ 4.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, логистик, BANI, акт, логистическая деятельность, национальная экономика, отношение, российская экономика, сфера.


Похожие статьи

Задать вопрос