Государственное управление лесными ресурсами в РФ на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 21.02.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Мусауров, Т. А. Государственное управление лесными ресурсами в РФ на современном этапе / Т. А. Мусауров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111446/ (дата обращения: 01.05.2024).



Необходимость написания данной статьи обусловлена неблагоприятным положением дел в сфере лесного хозяйства. Отрасль развивается под воздействием ряда негативных факторов, включая частые пожары, противозаконная рубка деревьев, отсутствие эффективных мер по возобновлению лесных ресурсов. В большинстве случаев причина происходящего кроется в недостаточном правовом регулировании отрасли со стороны государства. Это проявляется в отсутствии согласованности действий и последовательности при принятии решений. Нет единого подхода к решению вопросов в отношении лесных ресурсов на разных уровнях власти. В этом материале основное внимание уделяется существующим проблемам в области управления лесным хозяйством со стороны государства. В этой связи были проведены мероприятия и по изучению существующей правовой базы в данной сфере. Анализ нормативных актов, действующих в данной отрасли, позволил выявить ряд несоответствий и сформировать предложения, реализация которых позволит устранить наиболее острые проблемы в управлении лесным хозяйством со стороны государства.

Ключевые слова: лесные ресурсы, лесное хозяйство, государственное управление лесными ресурсами, управление лесным хозяйством.

Существующее положение дел в области лесного хозяйства страны обусловлено рядом факторов. Основными причинами имеющихся сложностей являются высокие объемы противозаконной рубки леса и частные возгорания, наносящие огромные ущерб лесным ресурсам. Размер такого ущерба лишь в небольшой мере перекрывается за счет выделения средств на воспроизводство лесного хозяйства. Еще один негативный фактор обусловлен частыми нововведениями в области права, регулирующего управление лесным хозяйством. Нередко принимаются непоследовательные и непродуманные нормативные акты, которые вредят развитию отрасли. В сложившейся ситуации возникает потребность в планировании мер, направленных на более эффективное управление лесными ресурсами страны.

Изучение основных правовых документов, на которых выстроена система государственного управления лесным хозяйством, демонстрирует отсутствие единого подхода к трактовке основополагающих понятий, включая «управление лесными ресурсами», «управление лесным хозяйством», «управление в сфере использования и защиты лесных ресурсов» и т. д. Такая ситуация существенно усложняет единое понимание теоретической базы, используемой при разработке нормативных актов в области лесных отношений.

Основой системы правового регулирования в рассматриваемой сфере отношений выступает Лесной кодекс (ЛК). В данном правовом акте определены функции государства по управлению лесными ресурсами. Они включают разработку планов, учет, инвентаризационные и административные мероприятия по исследованию лесного хозяйства страны. В соответствии с положениями ЛК определяется перечень обязательной документации, который включает план лесного хозяйства, регламент ведения лесохозяйственной деятельности, проекты использования, восстановления и разведения лесных ресурсов [1].

Здесь же определены и основные полномочия государственных и муниципальных органов в сфере управления лесным хозяйством, которые связаны с организацией и проведением четкого контроля над применением лесных ресурсов, обеспечением их охраны и восстановления, а также разведения лесов.

Актуальные для настоящего момента правовые нормы в области управления лесными ресурсами имеют ряд несогласованных положений, утвержденных на разных уровнях исполнительной власти. К примеру, такое несоответствие встречается в тексе ст. 84 ЛК. В ее 1-й части определены полномочия властей на местах по использованию лесных хозяйств, обеспечению их защиты от природных катаклизмов, пожарной безопасности, а также по надзору над расходованием пиломатериалов. Мы видим отсутствие какого-либо упоминания функций по управлению восстановлением и разведением лесных ресурсов. Уже во 2-й части указанной статьи присутствует противоречие. Здесь сказано о делегировании части полномочий государства по воспроизводству лесных ресурсов исполнительной власти местного уровня. При этом все также ничего не говорится о разведении лесов [1].

Далее проанализируем еще один важный нормативный акт, который в 2020 г. утвержден Минприроды (Приказ № 541). Он имеет характерное название «Правила лесоразведения». И уже в этом документе, со ссылкой на 84 ст. ЛК указаны функции местной власти по организации надзора в области разведения лесов. Таким образом, мы имеет дело с правовым пробелом [3].

Далее рассмотрим еще один важный документ, регулирующий отношения в области управления лесными хозяйствами: «Стратегию развития лесного хозяйства страны до 2030 года». Данный нормативный акт принят Правительством в 2021 г. Его уникальность заключается в том, что здесь впервые представлено описание модели государственного управления лесным хозяйством. В данном контексте описывается система, построенная на принципах аналогичных тем, которые действуют в области управления любой другой государственной собственностью [2].

В Стратегии предусмотрены основные стадии развития лесного хозяйства. Одним из важнейших этапов здесь выступает модернизация государственной модели управления лесными ресурсами. При этом понятие управления лесным хозяйствам рассматривается аналогично с управлением имуществом, которое находится в собственности государства.

Отдельное внимание в Стратегии уделяется управлению отдельными типами лесных хозяйств: леса в пределах территорий населенных пунктов и лесные пояса вокруг них. Здесь также отмечается, что принципы, на которых строиться управление лесным хозяйством со стороны государства и местных органов власти, аналогичны тем, которые действуют в отношении управления любой имущественной собственностью государства [2].

Далее рассмотрим еще один важный нормативный акт, регулирующий сферу лесных отношений: «Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов … до 2030 года». Этот документ был утвержден Правительством несколько ранее — в 2013 г. Его положения выделяют вопросы «эффективности управления» лесным хозяйством. В этом контексте говорится о необходимости внесения изменений в действующую модель разделения полномочий государства и исполнительных органов на разных уровнях.

Направления развития в области управления лесными ресурсами обозначены в правительственном Постановлении, которое было утверждено в 2014 г. Документ носит соответствующее название: «Развитие лесного хозяйства». В рамках представленной программы развития здесь дополнительно представлен проект «Стратегического управления лесным хозяйством».

В международном праве в качестве базового принципа развития лесных ресурсов выступает устойчивость этого процесса. Важно, чтобы и отечественная политика в области лесных отношений выстраивалась на этом принципе. Мы видим, что для достижения требуемого качества управления лесным хозяйством государство стремится повышать результативность управленческого процесса.

Процесс государственного управления лесными ресурсами представляет собой комплекс мер организационного и правового характера, предпринимаемых, в том числе, и муниципальными органами, ориентированных на осуществление надзора по использованию, учету, восстановлению лесных хозяйств, охране и разведению лесов.

Модель государственного управления развитием лесным ресурсов включает 3 обособленные области. Речь идет об управлении государством:

— лесными ресурсами, как госсобственностью;

— использованием лесных ресурсов;

— противопожарной безопасностью в лесных хозяйствах;

— защитой лесных насаждений от вредителей;

— восстановлением и разведением лесов.

Объектом в данной управленческой модели выступают правоотношения, которые складываются в сфере защиты, использования, восстановления и разведения лесных ресурсов, что определено положения ст. 3 ЛК.

В рамках системы государственного управления лесными ресурсами в качестве субъектом выступают органы власти на разных уровнях, наделенные соответствующими полномочиями. Основным элементом выступает специализированный орган государственной власти по управлению лесными ресурсами. Его основная функция состоит в регулировании и организации лесных ресурсов, включая их использование, охрану, восстановление и разведение.

Наше государство имеет громадные объемы лесных ресурсов, но при стабильном ухудшении положения дел в этой области возрастает угроза их потери, что и необходимо предотвратить. В этой связи на первый план выходит необходимость построения адекватной и продуманной системы управления лесными ресурсами. Для ее формирования должна использоваться модель, позволяющая кроме экономических факторов устойчивого развития, обеспечивающих стабильные доходы от лесной отрасли, регулировать вопросы восстановления качественных показателей лесных хозяйств и их природоохранных функций.

Литература:

  1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 11 февраля 2021 года N 312-р «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года».
  3. Приказ Минприроды от 30 июля 2020 года N 541 «Об утверждении Правил лесоразведения, состава проекта лесоразведения, порядка его разработки».
Основные термины (генерируются автоматически): лесное хозяйство, ресурс, государственное управление, область управления, разведение лесов, сторона государства, управление, лесное хозяйство страны, нормативный акт, единый подход.


Ключевые слова

лесные ресурсы, лесное хозяйство, государственное управление лесными ресурсами, управление лесным хозяйством

Похожие статьи

Задать вопрос