Особенности и преимущества «царской кинохроники» как исторического источника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 18.02.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Мартиросян, А. А. Особенности и преимущества «царской кинохроники» как исторического источника / А. А. Мартиросян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 214-216. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111399/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной работе рассматривается царская хроника как исторический источник, его возможности при изучении царской жизни, как публичной, так и частной. Кратко представлен процесс развития кинохроники, особенности драматургического посыла, его преимущества и недостатки.

Ключевые слова: исторический источник, кинохроника, Николай II, кинематограф.

This study examines the royal chronicle as a historical source, its possibilities in the study of royal life, both public and private. The process of newsreel development, the features of the dramatic message, its advantages and disadvantages are briefly presented.

Keywords: historical source, newsreel, Nicholas II, cinematography.

Для источников XIX — начала XX века характерна многогранность, среди них особое место занимает кинохроника. При этом в науке с давних пор сложилась традиция исследовать и трактовать историю отечественного кино как историю киноискусства, в то время как этот источник содержит гораздо больший потенциал, включая возможность раскрыть не только эстетические, но также политические, организационные, технические, технологические и производственные аспекты.

А между тем российская дореволюционная кинематография — это без малого четверть века кинопоказов и, начиная с 1908 г., 12 лет активного фильмопроизводства. В этот период зарождается киноиндустрия. Развитие частнособственнических отношений и предпринимательской инициативы сформировало кинорынок уникального масштаба. Была выстроена целая сеть кинотеатров и система проката, охватившая всю страну от центров Дальнего Востока, Сибири, Урала до городов в Польше и Прибалтике.

Хроникальные кадры представляют огромные возможности для анализа, они более точно фиксируют действительность с поправкой на технические возможности. Так, дореволюционная хроника всецело черно-белая, кроме того, там отсутствует звуковое сопровождение, нередко качество не позволяет рассмотреть более мелкие детали, её сохранность также остается под вопросом, так как в годы советской власти в виду отсутствия пленки, её часто переплавляли, из-за чего многие фильмы до 1917 года оказывались утерянными. Кроме того, этот источник всё также остается субъективным, ведь автор снимал то, что интересовало его, он выбирал радиус съемки, часто сюжет, если это не был заказной фильм, вкладывал те контексты и смыслы, которые считал нужным. Однако, поскольку возможности монтажа до 1917 года были весьма ограничены и ещё не развелись в достаточной степени, чтобы стать художественным приемом и формировать художественный посыл, то пока режиссерский замысел ещё слабо проступает в этом типе источника.

Кинохроника также позволяет изучить некоторые особенности человеческой жизни целой социальной группы или конкретного человека. Можно уловить манеры ходить, двигаться, что позволяет дополнить психологический образ. Также кинохроника при определенных обстоятельствах помогает уловить особенности быта эпохи. Кроме того, это возможность увидеть архитектуру, ландшафт природный, сельский и городской в том виде, в котором он был на тот момент.

Кинохроника этого периода была представлена разными направлениями. Это были и правительственные съемки, и спортивные, и съёмки свадеб, похорон, уголовных дел, различные праздники, приемы, природные катаклизмы и т. д. Можно сказать, что кинохроника этой эпохи походила на современные сводки новостей, позже они выльются в киножурналы (в царский период журнал братьев Патэ, в советский период — Киноправда, Киноглаз).

Первое место занимала «царская» хроника, отражающая жизнь императора, всей императорской семьи, деятельность правительства. Именно её необходимо рассмотреть далее.

«Царская» хроника включала в себя как рабочие будни, приемы, фиксировала церемониал в деталях, так и отражала частную жизнь царской семьи. Властями поддерживалась «царская кинохроника», которая стала всё чаще выходить на экраны после революции 1905–1907 гг., став средством пропаганды. Показывали кадры частной жизни царской семьи, официальные церемонии, военные парады в высочайшем присутствии, встречи царя с другими главами государств, церковные праздники, например, Пасху при участии семьи императора [2, с. 37]. Несомненно, зрителю из провинции было интересно смотреть на подобные сюжеты, поскольку на деле попасть на подобные торжества он не мог, а кино своеобразно приближало его к царю, что, с точки зрения, правителя, могло служить в положительном ключе относительно лояльности царской власти со стороны народных масс. О повышенном интересе к царской хронике со стороны кинокомпаний свидетельствует тот факт, что среди кинодокументов, хранящихся в РГАКФД, датированных с 1896 по 1916 год 287 из 1101 составляют именно хроникальные документы, в которых появляется Николай II, кроме того, ещё 160 содержат кадры жизни царской семьи. При этом сам царь отзывался о кинематографе неодобрительно и, в отличие от В. И. Ленина, не уловил сразу пользы, который он мог бы принести. Император на документах департамента полиции писал: «Я считаю, что кинематография — пустое, никому ненужное и даже вредное развлечение. Только ненормальный человек может ставить этот балаганный промысел в уровень с искусством. Всё это вздор. И никакого значения таким пустякам придавать не следует» [1, с. 34].

Первый и самый яркий пример кинохроники — это «Коронация Николая II в Москве. Высочайший выход в Кремле по случаю празднования вербного воскресения», снятой компанией братьев Люмьер в 1896 году оператором К. Серфом. Сюжет можно пересказать в нескольких словах. Город Москва, 9 мая 1896 г.: движение парадных карет по улицам. Императрица Александра Федоровна в одной из карет. Император Николай II и императрица Александра Федоровна в сопровождении свиты проходят по территории Кремля. С Красного крыльца спускаются император Николай II, императрица Александра Федоровна с дочерью Ольгой, великие князья, придворные. Император Николай II, императрица Александра Федоровна с дочерью Ольгой, члены царской фамилии, придворные в Чудовом монастыре. Этот источник восстанавливает единственную запечатлённую коронацию, однако вследствие сохранения правил таинства — помазания на царство в кадре лишь вход и выход из церкви. Однако можно частично восстановить церемониал, его участников. Проблемой в данном случае может быть идентификация всех членов процессии, так как не на всех кинопленках произведена атрибуция героев, это становится дополнительной исследовательской задачей.

Ещё один пример царской хроники, но уже более домашнего характера, хотя, безусловно эта хроника была создана не для домашнего пользования, а для дальнейшего распространения, это кинолента «Николай II с Александрой Федоровной на прогулке в шхерах» 1906 года. К каменистому берегу причаливает паровой катер, с него сходит на берег группа офицеров с охотничьими ружьями. С подплывшего катера на берег сходят император Николай II (в охотничьем костюме) с императрицей Александрой Фёдоровной и двумя дамами. Николай II и Александра Фёдоровна идут в сопровождении свиты. На яхте «Штандарт» бегают по палубе великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и наследник Алексей. Плывёт русский корабль, на палубе стоят Николай II (в охотничьем костюме) и офицеры. Николай II (в охотничьем костюме) прощается с офицерами на палубе яхты «Штандарт», рядом стоит Александра Фёдоровна. Царская семья спускается с яхты в катер. Русские корабли стоят у берега.

Однако «царская хроника» была однообразной, к тому же, она, в отличие от живописи, беспощадно фиксировала всё, не приукрашивая, поэтому у зрителя при просмотре больше возникали вопросы в отношении того, почему царь ниже своих солдат (это в определённой степени расходилось с утверждением о его величии), также в кадр попадал наследник — царевич Алексей, у которого была гемофилия, поэтому его часто носили на руках, что также вызывало вопрос о состоянии его здоровья и подталкивало на мысль о том, что Россия может остаться без наследника [1, с. 40]. Ещё более удивительно, что в дальнейшем в раннем советском кинематографе будет использоваться царская хроника для того, чтобы разоблачить режим. Парадокс, то, что должно было укрепить веру в царя, стало выступать агитационной брошюрой против царской власти.

Литература:

  1. Гинзбург С. Н. Кинематография дореволюционной России. — М.: Искусство, 1963.
  2. Лиманова С. А. «Царская хроника» и экранный образ Николая II: идеологическая трансформация // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2016. № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): царская семья, царская хроника, охотничий костюм, возможность, дочь Ольгой, исторический источник, Москва, сопровождение свиты, царская власть, частная жизнь.


Ключевые слова

кинематограф, Николай II, исторический источник, кинохроника

Похожие статьи

Задать вопрос