Коммуникативная компетенция: определения, способы формирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (506) февраль 2024 г.

Дата публикации: 18.02.2024

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Усачёв, Н. С. Коммуникативная компетенция: определения, способы формирования / Н. С. Усачёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 243-246. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111377/ (дата обращения: 29.04.2024).



В настоящей статье предпринимается анализ сущности коммуникативной компетенции, подчеркивается ее важность в контексте современных общественных динамик, и рассматриваются методологии и стратегии формирования данной компетенции с целью достижения оптимальных результатов в профессиональном и личном плане.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, коммуникативная компетенция.

Коммуникативная компетенция в контексте межличностного общения представляет собой многогранный набор навыков, охватывающих лексическое и грамматическое владение языком, а также способность адаптироваться к социокультурным контекстам. Она включает в себя не только поверхностное понимание языковых структур, но и умение контекстуализировать высказывания, ориентироваться в социокультурных нормах и эффективно использовать невербальные средства передачи информации. Формирование коммуникативной компетенции предполагает разработку механизмов, включающих языковую практику, обучение межкультурному взаимопониманию и развитие стратегий успешного взаимодействия в различных ситуациях общения. Анализ определения данной компетенции и рассмотрение методологии ее формирования представляют собой актуальные направления исследований в области лингводидактики и социолингвистики.

В научной области термин «коммуникативная компетенция» был представлен американским лингвистом Д. Хаймсом, который определил его как «внутреннее знание ситуационной уместности языка». Это понятие стало ключевым в изучении языков и языковых навыков, особенно в контексте коммуникации. Коммуникативная компетенция, в соответствии с Хаймсом, представляет собой внутренний, интегрированный набор знаний, необходимых для эффективного использования языка в различных ситуациях общения. Эта концепция отличается от простого владения языком и включает в себя умение адаптировать его в соответствии с конкретной коммуникативной задачей [1].

Ситуационная уместность как составная часть коммуникативной компетенции обозначает не только знание грамматических и лексических структур, но и способность выбора оптимальных выражений в соответствии с контекстом общения. Внимание к социокультурным аспектам подчеркивает, что эта компетенция тесно связана с культурными особенностями и социальными нормами. Исследование структуры коммуникативной компетенции выявляет, что она охватывает как языковые, так и социокультурные элементы. Внутреннее знание включает лексические и грамматические аспекты, а также понимание социокультурных норм общения. Это свидетельствует о комплексности и многогранности этого явления. Значение коммуникативной компетенции в современной лингвистической парадигме выходит далеко за рамки простого обучения языку. Её изучение становится важной частью понимания языковых процессов в многоязычных и многокультурных обществах, а также влияет на методики преподавания и развития языковых навыков в современной образовательной среде.

Арутюнова Н. Д. определяет коммуникативную компетенцию как сложное качество речевой личности, формирующееся в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения. Эта универсальная характеристика охватывает несколько составляющих, среди которых выделяются языковая, предметная, лингвистическая и прагматическая компетенции [2]. Исходя из определения коммуникативной компетенции, предложенного Арутюновой Н. Д., рассмотрим способы формирования данного качества. Понимание языковой, предметной, лингвистической и прагматической компетенций становится отправной точкой для выработки эффективных методологий и стратегий развития коммуникативной компетенции у речевой личности.

В контексте формирования коммуникативной компетенции, важную роль занимает языковая компетенция. Языковая компетенция представляет собой сложное и многоаспектное понятие, объединяющее разнообразные языковые знания, навыки и умения, которые, при наличии, обеспечивают способность выполнять речевую деятельность на иностранном языке в соответствии с языковыми нормами этого языка в различных сферах общественной деятельности. Кроме того, языковая компетенция способствует развитию языковых способностей обучаемых, поддерживая процесс усвоения и использования языковых элементов [3, с. 93].

Формирование языковой компетенции представляет собой комплексный процесс, включающий в себя несколько ключевых аспектов. В первую очередь, акцент следует делать на освоении фонетических особенностей и звуковой системы языка, что способствует эффективному восприятию и воспроизведению звуков. Овладение богатым словарным запасом и фразеологическими выражениями является важным этапом, расширяющим лексический компонент компетенции. Кроме того, грамматический аспект требует внимания, включая изучение морфологических и синтаксических структур, что обеспечивает структурную ясность в речи. Однако, для полноценного формирования компетенции, необходимо интегрировать полученные знания в речевую практику, активно применяя их в различных ситуациях общения. Важным аспектом является также учет социокультурного контекста, что подчеркивает необходимость понимания особенностей языка в различных областях общественной деятельности.

Языковая компетенция, включающая в себя разнообразные языковые знания и навыки, является ключевым элементом коммуникативной компетенции, но также тесно связана с формированием предметной компетенции. В рамках предметной компетенции подчеркиваются следующие аспекты: способность организовать свою деятельность, результативно мыслить и эффективно работать с информацией в современном информационном мире. Особое внимание уделяется навыку самостоятельного принятия решений в мире мыслей, чувств и ценностей, а также способности нести ответственность за собственный выбор. Кроме того, выделяется важность коммуникативных умений, взаимодействия с окружающими людьми, что добавляет социальный аспект к комплексу формируемых компетенций [4].

Один из первостепенных этапов формирования предметной компетенции заключается в акцентировании внимания на организации собственной деятельности обучающихся. Этот процесс включает в себя не только умение эффективно распределять время и ресурсы для достижения учебных целей, но также предполагает учет психологических и когнитивных аспектов самоорганизации. Этот процесс включает в себя развитие когнитивных стратегий, направленных на более глубокий анализ, систематизацию и критическую оценку предоставляемой образовательной информации. В ходе обучения важно, чтобы обучающиеся проявляли способность адаптироваться к различным коммуникативным контекстам, эффективно выражали свои мысли и идеи, а также успешно взаимодействовали с другими участниками образовательного процесса. Эти навыки не только способствуют пониманию учебного материала, но также служат основой для развития межличностных отношений, сотрудничества и взаимодействия в рамках учебного процесса. Дополнительно, развитие коммуникативных навыков включает в себя умение адекватно интерпретировать информацию, получаемую через разнообразные коммуникационные каналы. Это обогащает уровень восприятия и понимания предметной области, способствуя формированию критического взгляда на учебный материал.

Развивая способности к эффективной работе с информацией и организации деятельности в современном информационном мире, ученики также должны активно совершенствовать свои лингвистические навыки. Важно не только понимание языковых структур и правил, но и их практическое применение в различных контекстах. Формирование лингвистической компетенции представляет собой сложный и многоплановый процесс, который охватывает не только приобретение теоретических знаний, но и развитие практических умений в области языка. В работах Бердичевского А. Л. акцентируется внимание на нескольких ключевых аспектах этого процесса. Основной составляющей лингвистической компетенции, которая включает в себя глубокое знание языковой системы и умение правильно применять ее в контексте иноязычной коммуникации. Эта компетенция предполагает не только овладение обширным лексическим запасом, но и усвоение правил фонетики, морфологии, лексики и синтаксиса. Существенной частью лингвистической компетенции является способность формировать лингвистически правильные высказывания в соответствии с нормами изучаемого языка [5, с. 17].

Однако, более тщательное рассмотрение процесса формирования лингвистической компетенции выявляет, что он простирается за пределы чисто лингвистических аспектов. Ключевой фазой этого эволюционирующего процесса является систематическое развитие учебноязыковых навыков и методов взаимодействия с разнообразными языковыми элементами. Эта динамика включает в себя применение опознавательных, классификационных и аналитических умений, нацеленных на глубокое понимание языковых структур и их контекстуальное применение в различных сферах коммуникации. При этом основное внимание уделяется не только интеграции теоретических аспектов языкового знания, но также развитию практических умений, обеспечивающих успешное функционирование в разнообразных лингвокультурных контекстах.

Развивая лингвистическую компетенцию и углубляясь в понимание использования языка в различных сферах общения, особенно в контексте коммуникативных и социокультурных навыков, можно логически перейти к рассмотрению прагматической компетенции. Суть формирования прагматической компетенции включает в себя последовательное обращение к ее ключевым компонентам на начальных стадиях обучения. Дискурсивная компетенция требует от учеников глубокого понимания правил построения высказываний и их объединения в текст. Функциональная компетенция заключается в умении использовать устные и письменные высказывания для достижения различных коммуникативных целей. Компетенция схематического построения речи предполагает умение систематизировать высказывание в соответствии с схемами взаимодействия [6, с. 25].

На этапе активного формирования прагматической компетенции эффективным оказывается применение двух категорий социопрагматических задач: коммуникативно-прагматических и интерактивных. Первые направлены на тренировку выбора и использования социокультурных стратегий в речевом поведении, согласно коммуникативным целям и контексту общения. В их рамках ученики обучаются распознаванию и реализации прагматических целей, использованию этикетных формул в социокультурном контексте, а также прогнозированию коммуникативной приемлемости языковых средств и иных аспектов. Следующим этапом является анализ реакции в социокультурном контексте, предоставляя ученикам возможность глубокого осмысления влияния социокультурных особенностей на выбор лексико-грамматических средств и формулирование реакции в рамках коммуникативной ситуации.

Завершающая стадия обучения предоставляет возможности для развития спонтанности интеракции. Дискуссии, дебаты и презентации проектов становятся эффективными формами организации работы, способствующими развитию навыков устанавливать обратную связь и анализировать реакцию собеседника. Эти формы активности приближают учеников к реальным условиям профессиональной коммуникации, где ключевым становится не только владение языковыми структурами, но и умение применять их в соответствии с коммуникативными намерениями и социокультурным контекстом.

Литература:

  1. Hymes D. On Communicative Competence. In J. B. Pride and J. Holmes (eds.), Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972. Literature.
  2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека [Текст] / Н. Д. Арутюнова. — М.: Языки русской культуры, 1998. — 896 с.
  3. Оглуздина Т. П. Развитие содержания понятия «языковая компетенция» в истории лингвистики и теории обучения иностранным языкам // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 2 (104). С. 91–94.
  4. Дахин, А. Н. Моделирование компетентности участников открытого общего образования: дис. доктора.пед. наук/ А. Н. Дахин. — Новосибирск, 2012.-435 с.
  5. Бердичевский А. Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе. М.: Высшая школа, 1989. 103 с.
  6. Василина, В. Н. Формирование прагматической компетенции при обучении иностранным языкам / В. Н. Василина // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: материалы VI междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16–18 мая 2013 г. / редкол. О. Ю. Шиманская (гл. ред.), Т. С. Коротюк. — Минск: Междунар. ун-т «МИТСО», 2013. — С. 166–169.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетенция, прагматическая компетенция, языковая компетенция, лингвистическая компетенция, социокультурный контекст, умение, аспект, контекст, предметная компетенция, различная ситуация общения.


Похожие статьи

Задать вопрос