Анализ технического состояния токосъемных элементов токоприемников скоростных поездов на Московском центральном кольце | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №7 (506) февраль 2024 г.

Дата публикации: 13.02.2024

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Безбородов, С. О. Анализ технического состояния токосъемных элементов токоприемников скоростных поездов на Московском центральном кольце / С. О. Безбородов, Д. В. Назаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111275/ (дата обращения: 29.04.2024).



Ключевые слова: электропоезда, поезда, Московское центральное кольцо, железная дорога, безопасность движения.

В настоящее время железнодорожная отрасль увеличивает количество перевозок скоростными поездами. Существует тенденция на реализацию городских проектов, интегрированных в систему городского транспорта. Так в Москве появляются новые лини, называемые Московскими Центральными диаметрами. Однако, существует интересный проект кольцевой железной дороги, полностью окупивший себя с момента начала эксплуатации.

В 2016 году на железнодорожной карте страны появляется новый проект — «Московское центральное кольцо» (далее МЦК). Кольцо было интегрировано в систему городского транспорта для осуществления перевозок внутри Москвы. В настоящий момент МЦК включает в себя 31 остановочный пункт. Протяжённость линии 54 километра. Интервал движения между поездами в час-пик составляет 4 минуты.

Выбор подвижного состава пал на электропоезда, выпускаемые заводом Siemens ЭС1 — Ласточка. В последствии Ласточки для МЦК начали производить на заводе «Уральские локомотивы» с обозначением ЭС2Г.

В 2022 году компания Siemens ушла с Российского рынка, что привело к некоторым проблемам по обслуживанию и ремонту поездов. Сегодня появились проблемы со вставками токоприемников, которые могут угрожать соблюдению строгого графика движения поездов.

На крышах вторых и четвертых вагонов устанавливаются токоприемники «ЛA 19-СЭТ 160 1200», переключатели систем тока, высоковольтные вводы и главные выключатели. Токоприемники электропоезда ЭС2Г располагаются рядом с головными моторными вагонами со стороны торца и имеют ассиметричную форму. Через крыши промежуточных вагонов проходит токоведущая шина, позволяющая получать питание от единственного поднятого токоприемника обоим вагонам, оснащенным силовым оборудованием.

Тяговый электрический аппарат, предназначенный для создания электрического контакта электрооборудования подвижного состава (ЭПС) с контактной сетью.

Снабжен системами автоматического опускания, срабатывающей при поднятии токоприемника на высоту более 7000 мм над уровнем головки рельса и разрушении вставок полоза.

Снимаемый ток до 1200 А при движении и до 300 А на стоянке, от контактной сети напряжением 3000 В постоянного тока и 27 кВ переменного тока и скорости движения ЭПС до 160 км/ч.

1 — Токоприемник ЛА 19-СЭТ 160 1200 электропоезда ЭС2Г:

Рис.1. 1 — Токоприемник ЛА 19-СЭТ 160 1200 электропоезда ЭС2Г:

1 — основание; 2 — пневматический модуль; 3 — тяга нижняя; 4, 25 — щека; 5 — рычаг; 6, 16, 27 — рама нижняя; 7, 14 — рама верхняя; 8 — воздухопровод; 9, 12 — шунт соединительный; 10 — полоз; 11, 19 — тяга продольная; 13 — вилка верхней тяги; 15 — тяга верхняя; 17 — колодка; 18 — вилка верхней тяги; 20 — накладка; 21 — каретка; 22 — пневморессора; 23 — подъемный трос; 24 — кронштейн основания; 26 — ролик

Полоз обеспечивает скользящий контакт по контактному проводу. Очертание полоза должно удовлетворять требованиям «ГОСТ 32204» и «ГОСТ 32679».

Полоз состоит из средней части длиной 1000–1200 мм, на которой закреплены токосъёмные элементы — угольные вставки, либо металлокерамические пластины и скосы (рога), обеспечивающие расположение контактного провода на рабочей части полоза в местах воздушных стрелок и сопряжений контактной сети.

Масса и удельное электрическое сопротивление полоза должны быть наименьшими. Для токоприемников, обеспечивающих съем тягового тока до 1,2 кА масса полоза не должна превышать 12 кг, до 3 кА — 18 кг.

Для передачи тока с контактного провода на раму токоприемника полоз соединен с рамой посредством медных шунтов.

Особенности условий эксплуатации.

Полоз должен обеспечивать регламентированный пробег по контактному проводу до предельного износа токосъемных элементов.

Полоз должен обладать достаточной механической прочностью на изгиб, скручивание и ударные нагрузки, воздействующие со стороны контактного провода

Значительный электрический ток, протекающий по полозу, вызывает его нагрев, который может превышать 200°С.

В период гололедо-изморозевых отложений на контактном проводе при токосъеме может возникать дуга, которую должен выдерживать полоз.

Полоз «П09–00–0000» предназначен для установки на токоприемники ЛА СЭТ-19 160 1200 электропоездов ЭС2Г и передачи тока от контактного провода контактного подвески к электрооборудованию электропоезда.

Снабжен угольными вставками шириной 60 мм, что обеспечивает больший ресурс до предельного износа.

Полоз изготовлен по чертежу «П09–00–0000 СБ». Двухрядный полоз состоит из каркаса и смонтированных на нем двух угольных вставок. Вставки сопрягаются со скосами, изготовленными из стальной трубы. Габариты полоза (ДхШ) 2000х280 мм. Масса полоза не более 16 кг.

Данный тип полоза активно применялся на МЦК. Однако, в ходе эксплуатации появились появился ряд проблем. Полоз не отвечал заявленным характеристикам наработки. Летом 2023 при эксплуатации поездов с данным типом полоза появилась необходимость срочной замены этого полоза во время дневного отстоя.

В трехчасовой перерыв между часами-пик производилась замена на путях. Путь отстоя, при нахождении на нем трех ласточек — обесточивался энергодиспетчером. На каждом поезде проводилась операция по заземлению поезда. После чего работник службы ЭЧ совместно с работниками ООО «ВСМ-Сервис» поднимались на крышу поезда для замены полоза.

В среднем полоз отрабатывал 1–2 дня до его замены, что значительно ниже норм, заявленных производителем.

Литература:

  1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утверждены Приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250;
  2. Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту электровозов в ОАО «РЖД» № 2594р [Текст]: — М.: ОАО «РЖД». — 2006 г. — 47 с.
  3. Находкин, В. М. Технология ремонта тягового подвижного состава [Текст]: Учебник для техникумов железнодорожного транспорта / В. М. Находкин, Р. Г. Черепашенец. — М.: Транспорт. — 1998 г. 461 с.
Основные термины (генерируются автоматически): контактный провод, полоз, контактная сеть, верхняя тяга, городской транспорт, масса полоза, Москва, передача тока, подвижной состав, предельный износ.


Ключевые слова

безопасность движения, железная дорога, электропоезда, поезда, Московское центральное кольцо

Похожие статьи

Задать вопрос