Опека и попечительство в историческом аспекте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (506) февраль 2024 г.

Дата публикации: 14.02.2024

Статья просмотрена: 269 раз

Библиографическое описание:

Долганова, А. В. Опека и попечительство в историческом аспекте / А. В. Долганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 82-86. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111221/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье демонстрируется исторический экскурс и развитие опеки и попечительства в России. Тема актуальна по причине того, что институт опеки и попечительства является важным для большинства граждан нашей страны. История показывает, что национальное право всегда отвечало тенденциям общества. В заключении автор статьи делает выводы об изменении законодательства на каждом этапе развития общества.

Ключевые слова: опека, попечительство, Семейный кодекс, право, закон.

The article demonstrates a historical digression and development of guardianship in Russia. The topic is relevant because the institution of guardianship and guardianship is important for the majority of citizens of our country. History shows that national law has always corresponded to the trends of society. In conclusion, the author of the article draws conclusions about changes in legislation at each stage of the development of society.

Keywords: guardianship, family code, law, right.

Институт опеки и попечительства является одним из самых важных для любого общества. Причина заключается в том, что семья в различных ее формах существует тысячелетия во всех странах мира. Постепенно по мере развития общества потребность в защите прав опекаемых увеличивалась, поэтому традиции трансформировались в законы, а они — в кодексы.

Институт опеки и попечительства был создан как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель этого института — содержание, воспитание, образование детей, защита их прав и интересов. Многие российские ученые сходятся во мнении, что институт опеки и попечительства возник в связи с необходимостью защиты имущественных прав несовершеннолетних граждан. Например, М. Ф. Владимирский-Буданов отмечал, что опека — это установление искусственной власти над семьей, если в ней остаются малолетние дети [2]. Русский правовед А. И. Загоровский придерживался мнения, что целью института опеки и попечительства в России было содержание, воспитание, образование сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита их прав и интересов [3].

Периодизацию исторического развития института опеки и попечительства можно в целом соотнести с периодизацией семейного права, потому что опека была тесно связана и неотделима от регулирования вопросов семьи и брака на протяжении достаточно длительного времени. Согласно мнению М. В. Антокольской [7], существует пять ключевых периодов: допетровский, имперский, с 1917 по 1926, с 1926 по 1969 и с 1969 по 1995. Эта классификация более близка к наиболее полному отображению основных периодов, однако, допетровские времена тоже можно дополнительно разделить на несколько периодов, а заканчивать лишь 1995 годов нельзя, так как развитие семейного права продолжается. В результате, автор представит свою классификацию по ходу работы.

В Римском праве, опека и попечительство, как можно увидеть из истории, изначально не были предназначены для заботы о сиротах, они существовали как гарантия удержания имущества под контролем рода. Опеку и попечительство, в общем, можно подразделить на три вида: первая — обязательная опека домовладыки, постоянно распространяющаяся на всех членов семьи и подвластных; следом шла по завещанию домовладыки в отношении наследника, не обладавшего необходимыми качествами, которые делали его лицом «своего права» завещательная опека; и законная опека назначаемая решением магистрата в отношении лиц, признанных в этом нуждающимися по своим правовым или социальным качествам [4]. Попечительство считалось разновидностью законной опеки, применимой исключительно к расточителям (c. prodigi), сумасшедшим и безумным (c. furiosi). В римском обществе опека/попечительство рассматривались гражданами как одна из общественных повинностей (minus publicum) и потому отказ от исполнения своего гражданского долга был предусмотрен только лишь при наличии веских причины. Опекун/попечитель являлся законным представителем и управлял имуществом в интересах опекаемого/подопечного, если речь шла о несовершеннолетнем, то на него накладывалась обязанность его воспитания, а если о женщине, то по достижении совершеннолетия обязанность выдать замуж. Прекращались опека/попечительство при отпадении оснований для ее назначения (совершеннолетие, излечение безумия, исправление расточителя), смерть опекуна или же его поражение в правах.

Что касается зарубежного опыта, то регулирование основывалось на римском праве. Франция вобрала в себя принципы римского права и обычное право. К 13 веку выделялось четыре вида опеки: опека сеньора , феодальная семейная опека , опека для лиц благородного происхождения , опека для буржуазии. Они просуществовали вплоть до 19 века, когда в титул X книги 1 «О лицах» Гражданского кодекса Франции 1804 года (далее — ФГК) были включены все нормы об опеке и попечительстве, ФГК сократил перечень видов опеки, сохранив только завещательную и законную опеку [17]. Впоследствии, институт опеки был сильно видоизменен, а именно была отменена ранее существовавшая опека над неродившимся ребенком (ст. 393 ФГК) [18], был создан орган по делам опеки — судья по делам опеки. На практике, функционирование созданного органа подняло проблему необходимости принятия новых законов, поскольку у судьи отсутствовали необходимые для контроля инструменты. Впоследствии, судья по делам опеки был освобожден от обязанности составления отчетов об опеке, многие полномочия перешли в 1995 году к заведующему канцелярией суда малой инстанции [19].

В то же время, в Швейцарии, до объединения ее как единого государства, каждый кантон имело собственное законодательство, в том числе и по вопросам опеки. Правовое регулирование опеки основывалось на римском и германском праве под влиянием местных обычаев. Позднее, после вступления в силу Гражданского кодекса Швейцарии в 1912 году, законодательство предусматривало опеку, попечительство, совет в силу закона. До прошедшей реформы права опеки в 2012 году, опека назначалась по просьбе подопечного или по инициативе государства и заключалась в назначении органами защиты опекуна, который должен был оказывать помощь и представительство интересов подопечного (полностью или частично) неспособного действовать в своих интересах/в интересах своей семьи или представлявшего угрозу для безопасности других лиц. Попечительство имело целью превентивное оказание помощи подопечному в обеспечении потребностей для несовершеннолетних и ограниченно дееспособных совершеннолетних лиц и существовало в трех видах: попечительство представительства, попечительство управления и смешанное попечительство. Попечительство представительства при наличии препятствий к самостоятельному осуществлению действий подопечным (болезнь и др.) или конфликт интересов подопечного и законного представителя. Попечительство управления при недостаточном/ненадлежащем управлении имуществом подопечного. Смешанное попечительство объединяло вышеперечисленные виды. Совет в силу закона ограничивал дееспособность совершеннолетнего лица в отношении значимых действий, например, выступать в суде; покупать/продавать недвижимое имущество, выступать в качестве поручителя [20]. Анализируя законодательство, можно сказать, что необходимость реформы в 2012 году была обусловлена главным образом недостаточным количеством способов защиты, не позволяющим подходить к каждому случаю индивидуально [6].

В истории России, первое письменно зафиксированное упоминание об опеке приходится в период Древней Руси, а именно к Рюрику, назначившего своей волей Олега опекуном своего сына. В то время опекунами считались родичи, по умолчанию обязанные заботится о воспитании ребенка, имущество же было собственностью всего рода в целом, а не конкретного человека [1]. В последующем, после принятия на Руси христианства, Русская правда в своей пространной редакции определяла мать в качестве опекуна для детей, если они лишались отца, но при ее повторном замужестве обязанности по опеке переходили к одному из близких родственников детей или отчиму. Имущество при таких условиях переходило во временное пользование опекуна, с правом на вознаграждении в виде дохода от этого имущества [5].

В период правления Петра I, Указ о единонаследии от 1714 года [8] возложил обязанность охраны имущества и заботы о малолетних на братьев и сестер малолетних. Позднее, в период реформирования государства, опека была возможна в трех видах: по завещанию; по закону; по распоряжению правительственного органа. Законной опекой становилась лишь при условии установления ее магистратом, если этот вопрос разрешен завещанием родителей [12]. Магистраты, как орган местного самоуправления на городском уровне, служили для назначения опекунов и имели обязанность осуществлять контроль над их действиями. Политика реформ Петра I имела своей целью систематизирование опеки над несовершеннолетними и возложение контроля на уровень государственных органов.

Серьезные изменения институт опеки и попечительства претерпевает при правлении Екатерины II. Так, впервые, опека разделяется по принципу сословной принадлежности [13]. Для этого создаются особые государственные учреждения: дворянская опека, сиротский суд, Городской Сиротский суд по делам детей из мещанского и купеческого сословия. Возрастное разграничение опеки и попечительства, провелось так, опека осуществлялась до 14 лет, а попечительство от 14 лет и до 21 года. Согласно новым правилам опека осуществлялась как над самим ребенком, так и над его имуществом, если имущества нет, то и опеку не устанавливали. Установления опеки над «лицом из народа» (государственные крестьяне) не требовалось, все заботы возлагались на старшин или старост, определявшим детей к односельчанам, использовавших их труд в качестве оплаты.

Указ 1775 г. «Учреждения для управления губерний» назвал требования к опекуну: порядочность, честное поведение, родственные отношения, отношения свойственников или категория постороннего. Расточители, находящиеся под судебным наказанием, те, кто были или находятся в явных и главных пороках; совершившие суровые поступки, известные членам дворянской опеки; находящиеся в ссоре с родителями опекаемого не допускались к обязанностям опекуна. Опекунство было возмездным, им полагалось вознаграждение, не превышающее 5 % годовых доходов от имущества малолетнего. Для прочих сословий критерии к качествам опекуна не сильно разнились с требованиями к дворянам, главной их целью было, исходя из сословного положения, определить малолетнего, либо в общественное училище, либо к доброхотным людям, чтобы он научился науке, промыслу или ремеслу. Руководство для опекуна (Примерное наставление) было сформулировано статье 305 данного Указа и состояло из 17 пунктов. Высокие качества опека делали возможным, что опекаемый будет воспитан с заботой о его здоровье и правильным, высокоморальным воспитании. Так, в противовес прошлым законам, институт опеки перешел под государственный контроль и надзор. В дальнейшем, Павел I передал полномочия по опеке и попечительству под контроль «Юстицким гражданских дел департаментам городского правления».

В 1832 году выходит в свет Свод Законов Российской Империи [22], здесь можно сказать о трех возрастных критериях: опека до 14 лет и от 14 до 17 лет — они считались малолетними, попечительство от 17 лет и до 21 года — их считали несовершеннолетними. По новым положениям, впервые, подопечные (17–21 год) имели ограниченное право распоряжаться своим имущество. Установленные сословные правила опеки/попечительства действовали вплоть до 1917 года, лишь после Октябрьской Революции опека утратила сословное состояние и вышла из состава гражданского права и стала регулироваться отдельными кодифицированными актами.

16 сентября 1918 года ВЦИК утверждает Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, то есть первый Семейный кодекс. Как послереволюционный закон он отменял сословное разделение общества, в том числе опекунство, и ставил брачно-семейные отношения под контроль государства, признавая браки действительными только при их государственной регистрации. В этих целях были созданы Отдел Социального Обеспечения [15] и Народный Комиссариат Социального Обеспечения [16]. Дифференциации по возрасту опеки и попечительства не существовало. Совершеннолетие для женщин устанавливалось с 16 лет, для мужчин с 18 лет. Важно то, что опека была формой заботы только над несовершеннолетними лицами без родительской опеки, либо лицо, признанное душевнобольным (статья 190). Существовало исключение из правил, так как в стране свершилась революция и со всем рвение строили коммунизм, то по идеологическим причинам: внушение контрреволюционных идей, ненависть к коммунизму, детям назначалась опека по решению Отдела Социального Обеспечения. Опекунство могло быть как для одного лица или сразу для нескольких. Попечительство было прерогативой для совершеннолетних, оно назначалось по ходатайству самого подопечного, если он не мог самостоятельно исполнять свои обязанности/защищать интересы из-за недостатка опыта, болезни или преклонного возраста. Чаще всего обязанность опеки выпадала тому, кого указали родители, при его отсутствии, предпочтение отдавалось близкому родственнику. С назначением опекуна, ему направлялось извещение вместе с размещение его в печати, для возможности отказаться от своих обязанностей в недельный срок, предоставив уважительные для того причины и доказав соответствующими документами. Недопустимыми кандидатами закон называл тех лиц в первую очередь тех, чьи интересы противоречили интересам подопечного и находились в недружественных отношениях [9], также под запретом были лишенные решение суда гражданских прав и лица сами подверженные опеке.

Далее последовал действовавший с 01 января 1927 года Кодекс законов о браке, семье и опеке [10]. Ключевыми преобразованиями можно назвать: семейное право приобрело собственный статус; формирование единого брачного возраста, действующего и по сей день; институт усыновления был снова создан; впервые в нем провелось отграничение понятий опеки и попечительства. Также, можно увидеть разделение опеки/попечительства на установленные по решению суда и по закону (для родителей и усыновителей). Целью института опеки и попечительства определялась защита имущественных прав несовершеннолетнего. Так опека была необходима для лиц до 14 лет и признанных законом душевнобольными/слабоумными, имущественная опека применялась к имуществу умерших и признанных безвестно отсутствующими. Попечительство устанавливалось для лиц от 14 до 18 лет и для совершеннолетних по состоянию здоровья не способных защищать свои права, не допуская злоупотреблений третьими лицами. Статья, определяющая то, кого запрещалось назначать опекуном/попечителем, пополнилась лицами лишенных избирательных прав. Принудительное назначение опеки по-прежнему сохранялось, и хоть она и должна была исполняться безвозмездно, имея имущество приносящее доход, органы опеки имели право назначить опекуну/попечителю вознаграждение, в сумме не больше 10 процентов от всей суммы дохода. Важным нюансом распоряжения имуществом можно назвать право органов опеки прописать цели денежных трат при выдаче разрешения на отчуждение имущества или сдаче его в залог.

Семейный Кодекс о браке и семье в РСФСР [11], стал последним в этой череде и просуществовал до принятия Семейного Кодекса Российской Федерации. Задачами нового кодекса ставились, охрана интересов матери и ребенка, укрепление семьи и важность коммунистического воспитания. Нельзя не отметить важность положений посвященных равноправию женщин и мужчин. Исходя из нового закона, возраст отграничения опеки и попечительства повысился на один год. Теперь опека была для объявленных недееспособными по решению суда по причине слабоумия/душевной болезни и до достижения опекаемыми 15 лет. Попечение же длилось с 15 до 18 лет для лиц ограниченных в дееспособности из-за злоупотребления алкоголем/наркотическими веществами или по состоянию здоровья неспособных защищать свои права дееспособных. По новым правилам, согласие вероятного кандидата в опекуны/попечители стало обязательным, ранее оно не требовалось. В качестве мер поддержки и защиты государством семьи и детей для несовершеннолетних, не имеющих средств к существованию выделялись пособия, была проведена регламентация для сделок которые опекун/попечитель совершать неправомочен и те, что нуждаются в одобрении органов опеки и попечительства.

На современном этапе, мы обращаемся к Семейному кодексу Российской Федерации [23]. Здесь, впервые вводится новая глава посвященная защите прав несовершеннолетних детей, предусматривается возможность ограничения/лишения родительских прав. В целом, положения посвящённые опеке/попечительству определяют институт как одну из форм устройства несовершеннолетних без родительского попечения и подробно устанавливают права и обязанности субъектов опеки и уполномоченных органов. В свою очередь, Гражданский Кодекс [21] регулирует общие вопросы дееспособности, установления и прекращения опеки. Существенным моментом реформирования законодательства стало принятие отдельного ФЗ «Об опеке и попечительстве» [14], аккумулировавшего разрозненные положения из семейного, жилищного и гражданского законодательства о правах опекаемых и опекунов/попечителей. Одни из нововведений упростили процедуру опеки при условии, что она в интересах подопечного; право на временную опеку, устанавливаемую по решению родителей при наличии уважительных причин. Можно увидеть, сейчас институт опеки и попечительства является комплексным и регулируется как нормами семейного, так и гражданского права.

История института опеки и попечительства формировалась исходя из соблюдения потребностей, появившихся в обществе. Современные опека и попечительство — это сложная и непрерывно развивающаяся область права по причине необходимости следования трендам социума, что сделает институт опеки и попечительства в России более современным, эффективным и справедливым.

Литература:

  1. Бердников А. А. История становления государственного управления опекой и попечительством над несовершеннолетними детьми // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. № 28. (дата обращения: 05.06.2023). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-gosudarstvennogo-upravleniya-opekoy-i-popechitelstvom-nad-nesovershennoletnimi-detmi– Режим доступа: свободный. — Текст: электронный.
  2. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Киев, 1907 С. 479.//Справочная правовая система «КонсультантПлюс». –URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.11.2023). — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный.
  3. Загоровский А. И. Курс семейного права 2-е изд., с изм. и доп. — Одесса: 1909 С. 1–3.//Справочная правовая система «КонсультантПлюс».–URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.11.2023) — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный
  4. Кудинов, О. А. Римское право: учеб. пособие / О. А. Кудинов.— 7-е изд., стер. — Москва: ИТК «Дашков и К», 2022.— С.121 — ISBN 978–5–394–04776–3.— URL: https://rucont.ru/efd/689158 (дата обращения: 04.06.2023) — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный
  5. Титов Ю. П. Русская Правда. Пространная редакция [Текст] // Хрестоматия по истории государства и права России.// Электрон. библ.: [сайт] —URL: https://www.booksite.ru/localtxt/hre/sto/mat/iay/ist/gos/prav/sssr/index.htm (дата обращения: 23.01.2024) — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный.
  6. Петурова Наталья Николаевна Реформа законодательного регулирования защиты прав совершеннолетних лиц в Швейцарии // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 3 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reforma-zakonodatelnogo-regulirovaniya-zaschity-prav-sovershennoletnih-lits-v-shveytsarii Текст: электронный. — Режим доступа: свободный (дата обращения: 17.01.2024).
  7. Антокольская, М. В. Семейное право: учебник / М. В. Антокольская — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002. — 336 с.– С. 46–77 — ISBN 5–7975–0234–8.
  8. О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах: Указ 23 марта 1714 г. // Российское законодательство X-XX вв. Т. 4. М., 1986.; URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/inherit.htm; (дата обращения: 06.06.2023) — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный
  9. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» (принят ВЦИК 16.09.1918)//Справочная правовая система «КонсультантПлюс». –URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.06.2023). — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный.
  10. Постановление ВЦИК от 19.11.1926 «О введении в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке» (вместе с Кодексом)//Справочная правовая система «КонсультантПлюс». –URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.06.2023). — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный.
  11. Кодекс о браке и семье РСФСР от 30.07.1969 г. Утратил силу.// официальное интернет-представительство президента России. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/6/page/1(дата обращения: 08.06.2023). — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный.
  12. Россия. Законы и постановления. Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. — СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. (дата обращения: 06.06.2023). — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный — URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/185-t-7–1723–1727-locale-nil-4137–5219–1830
  13. Музей истории российских реформ им. П. А. Столыпина [Электронный ресурс] // Электрон. библ.: [сайт] URL: http://xn--e1aaejmenocxq.xn--p1ai/node/13634 (дата обращения: 22.01.2024). — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный –
  14. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об опеке и попечительстве»//Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 29.12.2023). — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный. URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/
  15. Декрет СНК РСФСР от 31.10.1918 «Положение о социальном обеспечении трудящихся»//Справочная правовая система «КонсультантПлюс». (дата обращения: 30.12.2023).– Текст: электронный. –URL:https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=4478#FLjyvzTyXWuy0uHo– Режим доступа: свободный.
  16. Постановление СНК РСФСР от 30.04.1918 «О переименовании Народного Комиссариата Государственного Призрения в Народный комиссариат Социального Обеспечения»(дата обращения: 30.12.2023). Текст: электронный. — Режим доступа: свободный URL:https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=36774#JfrwvzToLGmjupLn2.
  17. Olivier-Martin F. Histoire du droit français. Des origines à la Révolution. Paris, SNRS édition, 3e éd., 2010, p. 714.
  18. Levi J.-Ph., Castaldo A. Op. cit. P. 206.
  19. Terré F., Fenouillet D., Droit civil, Les personnes, La famille, Les incapacités, Dalloz, 6e éd., 2005, p. 965–966.
  20. WIPO Lex (база данных) (дата обращения: 17.01.2024) URL:https://www.wipo.int/wipolex/ru/legislation/details/11901. Режим доступа: свободный. — Текст: электронный.
  21. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) (дата обращения: 09.06.2023). — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный, –URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
  22. Свод законов Российской империи. Свод законов гражданских. Т. 10. Ч. 1. Книга 1. СПб., 1832– URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?empire&nochache (дата обращения: 23.01.2024).– Режим доступа: свободный. — Текст: электронный
  23. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.04.2023) //Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.06.2023). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный. –URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
Основные термины (генерируются автоматически): опека, попечительство, институт опеки, лицо, Семейный кодекс, законная опека, дело опеки, решение суда, Россия, Социальное Обеспечение.


Похожие статьи

Задать вопрос