Стратегии и модели управления человеческими ресурсами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (505) февраль 2024 г.

Дата публикации: 10.02.2024

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Минасян, А. Г. Стратегии и модели управления человеческими ресурсами / А. Г. Минасян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111211/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье раскрыто понятие трудовых ресурсов. Уточнено, что трудовые ресурсы в социальном отношении представляют собой человеческий потенциал, а в экономическом — кадровый. Отражены стратегии управления человеческими ресурсами, а также обозначены модели управления, их особенности.

Ключевые слова: кадры, человеческие ресурсы, управление персоналом, стратегия управления человеческими ресурсами, модели управления человеческими ресурсами.

Экономическая и технологическая эффективность достигается только при правильном взаимодействии трудовых ресурсов предприятия с его информационными, материальными и финансовыми ресурсами. В настоящее время многие организации существуют в атмосфере глобального риска и неопределенности, что создает негласные правила и установленные требования в системе менеджмента и имеет значительное влияние на развитие сферы управления персоналом. Перемены, которые произошли в обществе, повлекли за собой возникновение совершенно новых управленческих моделей, соответствующих требованиями двадцать первого века. Именно все вышеперечисленное привело к тому, что человеческий ресурс стал основным стратегическим источником. Поэтому можно утверждать, что актуальность вопросов, проблем и их решений в системе управления человеческими ресурсами как чрезвычайно сложном социальном явлении очень высока и по-настоящему глобальна.

Развитие концептуального базиса управления человеческими ресурсами, а также развитие практической деятельности в области управления кадрами привело к формированию широкого поля различных инструментов, методов и технологий, применяемых в различных стратегиях управления человеческими ресурсами. Их оптимальный выбор должен быть обоснован показателями качественной и объективной оценки различных составляющих качества и эффективности трудовой деятельности.

Проблемы, связанные с планированием работы с кадрами, кадровым обеспечением и вопросами, связанными с кадровой политикой, охватывают все стороны работы и жизнедеятельности любого предприятия. Разработка стратегии управления человеческими ресурсами в компании предполагает ее последовательное исполнение в течение достаточно продолжительного периода времени. И это должно учитываться, так как решения, рассчитанные на краткосрочный эффект, в дальнейшем могут негативно сказаться на жизнеустойчивости организации.

Стратегия управления человеческими ресурсами — определённым образом структурированная деятельность по управлению, направленная на достижение долгосрочных целей создания жизнеспособного и устойчивого коллектива [18].

Что касается задач системы управления человеческими ресурсами, можно выделить основные из них [24]:

  1. Подбор персонала.
  2. Разработка корпоративной культуры.
  3. Проведение аттестации персонала.
  4. Мотивация персонала.

В систему управления включаются также основы проектирования организационной структуры, принципы постановки целей, распределения функций и обязанностей. Также немаловажными являются вопросы кадрового, технического, правового, документационного обеспечения управления персоналом. Управление человеческими ресурсами должно содействовать достижению стратегических целей организации.

Разработка системы управления человеческими ресурсами в компании предполагает ее последовательное исполнение в течение достаточно продолжительного периода времени. И это должно учитываться, так как решения, рассчитанные на краткосрочный эффект, в дальнейшем могут негативно сказаться на жизнеустойчивости организации. Так если на предприятии установлены жесткие условия дисциплинарной ответственности, это может привести к снижению производительности труда.

Работа с человеческими ресурсами требует определенного планирования с целью оперативного управления, а также планирования показателей и системы оценок достижения этих показателей, нормирования и контроля численности работников.

Стратегическое управление человеческими ресурсами организации преследует ряд целей, указанных ниже [6]:

– обеспечение организации кадрами с учетом схемы общей стратегии развития;

– применение социальной адаптации в первые три месяца работы;

– мотивация и стимулирование труда для подбора персонала и его удержания.

Стратегия управления человеческими ресурсами современного предприятия состоит из ряда аспектов [1]:

– охрана труда и здоровья кадрового состава;

– формы и методы регулирования трудовых отношений;

– совершенствование системы материального и нематериального стимулирования работников предприятия;

– улучшения системы правового регулирования трудовых отношений;

– совершенствование системы информационного обеспечения деятельности предприятия в области управления кадрами;

– мероприятия по совершенствованию всех процессов, протекающих в системе управления кадрами.

Деятельность по совершенствованию управления человеческими ресурсами в организации требует обязательного предварительного анализа в рамках отдельных функциональных процессов, например, планирования, мотивации и стимулирования персонала, контроля, а также формирования и развития кадровых процессов.

Качество и эффективность поведения работ по повышению эффективности управления человеческими ресурсами, состоятельность системы и моделей управления персоналом напрямую зависит от применяемых методов. В практике работы отечественных производств в целом сформирована система методов, сложились отдельные взаимосвязанные их группы. В основе наиболее известной классификации методов заложены принципы характера воздействия на персонал предприятия. По этому критерию выделяются [27]:

  1. Методы информирования. Они заключаются в предоставлении работнику всей необходимой информации, которая позволит ему самостоятельно сформировать свое поведение на предприятии, расставить приоритеты и организовать свою деятельность.
  2. Методы стимулирования. В основе их действия заложены мероприятия, которые ориентированы на удовлетворение потребностей работников Предоставление поощрений и наложение взысканий позволяет воздействовать на персонал, обеспечивая управление.
  3. Методы убеждения. Эти методы ориентированы на внутреннюю систему ценностей персонала. Воздействие происходит путем объяснения и обоснований со стороны руководства предприятия в целесообразности определенного поведения.
  4. Административные методы. Заключаются в регламентации поведения персонала, установление определенного порядка, предписывающего действия работника на предприятии.

Также достаточно интересным и ценным является зарубежный опыт реализации методов управления человеческими ресурсами, так как в зарубежных странах управление сталкиваются с проблемами учета международных особенностей кадровой политики. Зарубежный опыт управления человеческими ресурсами очень разнообразен. Большинство руководителей признает огромную ценность высококвалифицированного персонала для достижения целей предприятия и для его роста.

В последние годы отношение к управлению человеческими ресурсами изменилось. Связано, это, прежде всего, с наплывом рабочей силы, ухудшением состояния экономики, глобализации и многих других причин. За рубежом главным фактором в деятельности специалистов и менеджеров играет мотивационный аспект: материальный и нематериальный. Практика отплаты труда и кадровая политика непосредственно оказывают влияние на конкурентные и жизненные возможности компании, поскольку они обуславливают содержание, привлечение и мотивацию персонала.

Далее рассмотрим одну из популярных моделей на сегодняшний день — «теорию Z9». Данная идея уходит истоками в историю японского предпринимательства и HR менеджмента, она имеет высокий авторитет, так как в середине XX века Японии удалось достигнуть превосходных экономических показателей. Многие считают, что успех этой страны связан с эффективным внедрением и применением систем управления человеческими ресурсами, иначе Япония, обладавшая малой территорией и не имевшая изобилия ресурсов, не смогла бы добиться столь высоких результатов [2].

Идея концепции заключается в постоянных сотрудниках, которые нанимаются компанией на долгосрочный период. В Японии такой подход связан с культурными особенностями страны. Правила применения модели там более жёсткие и многих сотрудников нанимают на всю их рабочую жизнь. Данная модель адаптирована в других странах, она не меняет своей исходной сути — долгосрочные отношения с подчинёнными, акцент на их развитии и воспитании лучших качеств.

На сегодняшний момент многим организациям приходится сталкиваться с все более конкурентной и быстро меняющейся средой. Чтобы добиться успеха в своей деятельности, компании необходимо улучшить свою работу за счет снижения ее расходов, создания новых процессов и продуктов, повышения качества услуг. Следовательно, организациям нужно уделить особое внимание на возможности своих сотрудников. Если компания будет эффективно управлять своими человеческими ресурсами, она сможет генерировать и укреплять приверженность, синергию и мотивацию, которые будут иметь устойчивое конкурентное преимущество [28].

Ключевыми факторами деятельности организаций в современных реалиях становятся инновации, скорость, способность к изменениям и гибкость. Фундаментальные принципы XXI века нацелены на получение максимальной прибыли путем специализации средств и оборудования, а также максимально продолжительного производства экономически выгодной продукции, с гибким реагированием на неявные сигналы внешней среды [29].

Динамизм изменения стратегии управления человеческими ресурсами организаций растет год от года, что обусловлено ускоряющимся темпом развития общества и повышением уровня информатизации. Основным катализатором изменений, и одновременно барьером на их пути, являются человеческие ресурсы предприятия, поэтому одним из важнейших требований к кадровой стратегии и политики является содействие быстрому внедрению инноваций, обеспечивающих соответствие организации условиям внешней среды. При таких обстоятельствах разработка и внедрение стратегии управления человеческими ресурсами должны соответствовать критерию гибкости, которая позволяет организации быстро приспосабливаться к технологическим сдвигам и изменяющимся потребительским ожиданиям. Стратегическое управление человеческими ресурсами становится эволюционным процессом постоянного приближения к новым требованиям изменяющейся внешней среды, обеспечивая при этом достижение перспективных целей организации [30].

Конкурентным преимуществом организаций становятся гибкие системы оплаты труда, гибкие социальные пакеты, которые позволяют приблизиться к личным потребностям сотрудников, учесть их персональные заслуги по вкладу в общие результаты деятельности.

Таким образом, качественная организация управления человеческими ресурсами должна учитывать несколько ключевых положений, а именно: высокий профессиональный уровень и квалификацию, как управленческого персонала, так и исполняющего; отлаженная система мотивации работников; формирование у работников навыков высокой производительности труда и преданности предприятию.

Литература:

  1. Абдурахманов, К. Х. Управление человеческими ресурсами организации [Текст] / К. Х. Абдурахманов, Л. С. Бабынина, Ю. Г. Одегов. — М.: Фан АН Республики Узбекистан, 2020. — 256с.
  2. Алавердов, А. Р. Управление человеческими ресурсами организации [Текст]: учебник /, А. Р. Алавердов. — М: Университет «Синергия», 2019. — 680с.
  3. Алиев, И. М. Экономика труда: учебник для бакалавриата и магистратуры [Текст] / И. М. Алиев, Н. А. Горелов, Л. О. Ильина. — Люберцы: Юрайт, 2021. — 478с.
  4. Армстронг, М. Главный учебник HR в мире [Текст] / М. Армстронг; [пер. с англ. Е. Л. Бегма]. — М.: Эксмо, 2019–416с.
  5. Асалиев, А. М. Экономика труда: учебник [Текст] / А. М. Асалиев, Г. Г. Вукович, Л. И. Сланченко. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 171с.
  6. Борисова О. В. Система стратегического управления персоналом организации / О. В. Борисова, М. Н. Никкель // Финансовая экономика. — 2021. — № 7. — С. 11–17.
  7. Брянцева, Т. А. Особенности экономического анализа трудовых ресурсов организации [Текст] / Т. А. Брянцева / В книге: Учёт, аудит и налогообложение в условиях цифровой экономики. — Белгород, 2020. — С. 130–143.
  8. Вайс Д. В. Анализ в управлении персоналом организации / Д. В. Вайс // Санкт-Петербургский научный вестник. — 2021. — № 4 (13). — С. 26–29.
  9. Генкин, Б. М. Экономика и социология труда: учебник для вузов [Текст] / Б. М. Генкин. — М.: Норма, 2019. — 464c.
  10. Дейнека, А. В. Управление человеческими ресурсами [Текст]: Учебное пособие / А. В. Дейнека, В. А. Беспалько. — М.: Дашков и К, 2022. — 388с.
  11. Кибанов, А. Я. Кадровая политика и стратегия управления персоналом [Текст]: Учебно-практическое пособие / А. Я. Кибанов, Л. В. Ивановская. — М.: Проспект. 2020. — 64с.
  12. Константинова, Д. С. Основы организации труда [Текст]: учебное пособие для вузов / Д. С. Константинова. — М.: Юрайт, 2022. — 176с.
  13. Лозгачева, Т. М. Экономика управления персоналом [Текст]: учеб. пособие / Т. М. Лозгачева, М. С. Мамедов. — Нижний Новгород: Нижегородский региональный институт управления и экономики агропромышленного комплекса, 2020. — 184с.
  14. Макарова, Е. Л. Международный менеджмент [Текст]: Учебное пособие / Е. Л. Макарова, М. Г. Подопригора. — Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2021. — 136с.
  15. Нарциссова, С. Ю. Управление персоналом: основные задачи [Текст]: Учебное пособие / Нарциссова С. Ю., Маклакова Е. В., Розанова Е. В., Соловьев А. А.. — М.: Инфра-М, 2022. — 220с.
  16. Одегов, Ю. Г. Кадровая политика и кадровое планирование [Текст]: Учебник и практикум / Ю. Г. Одегов, В. В. Павлова, А. В. Петропавловская. — М.: Академия, 2022. — 575с.
  17. Пугачев, В. П. Управление персоналом организации [Текст]: учебник и практикум для вузов / В. П. Пугачев. — М.: Юрайт, 2022. — 402с.
  18. Резникова, О. С. Стратегическое управление персоналом [Текст]: учебное пособие / О.С Резникова., Н. А. Симченко, А. А. Станкевич. — Симферополь: ИП Корниенко А. А., 2020. –154с.
  19. Сотникова, С. И. Управление персоналом организации: современные технологии [Текст]: Учебник / С. И. Сотникова, Е. В. Маслов, Н. Н. Абакумова, Ю. А. Масалова. — М.: Инфра-М, 2021. — 513с.
  20. Уханова, Т. В. Управление человеческими ресурсами [Текст]: Учебное пособие / Т. В. Уханова, Н. Б. Щеголева. — М.: Научный кон, 2022. — 176с.
  21. Фадеева, Е. А. Курс лекций по дисциплине «Экономика труда» [Текст]: учебное пособие / Е. А. Фадеева. — Волгоград: ВолгГТУ. — 2022. — 60с.
  22. Цибарева М. Е. Содержание понятия «управление человеческими ресурсами» в кадровом менеджменте, объясняющее появление «новых» менеджеров по персоналу / М. Е. Цибарева // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2021. — Т. 10. — № 1. — С. 52–56.
  23. Чернышова, А. В. История развития кадровой политики в России [Текст]: учебное пособие / А. В. Чернышова. — Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2020. — 252с.
  24. Шаров А. Г. Управление человеческими ресурсами как функция менеджмента / А. Г. Шаров, З. А. Иванова, М. Г. Пикалкина // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2020. — Т. 3. — № 1. — С. 44–46.
  25. Шеремет, А. Д. Теория экономического анализа [Текст]: Учебник / А. Д. Шеремет, А. Н. Хорин. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 389с.
  26. Экономика труда [Текст]: учебник для вузов / под общей редакцией М. В. Симоновой. — М.: Юрайт, 2022. — 259с.
  27. Солостина, Т.А. Аудит и контролинг как инструменты контроля в управлении персоналом [Текст] / Т.А. Солостина // В сборнике: Цивилизация знаний: российские реалии. Сборник трудов XXII Международной научной конференции. - Киров, 2021. - С. 41-45.
  28. Шестакова, Е.В. Формирование модели HR-бренда предприятия в системе управления человеческими ресурсами [Текст]: Монография / Е.В., Шестакова М.В. Хомидова. – М.: Креативная экономика, 2020. – 162с.
  29. Королёв, В.И. Цифровая трансформация системы управления персоналом [Текст] / В.И. Королёв, Е.В. Дикуль // Менеджмент в России и за рубежом. - 2022. - № 2. - С. 41-47.
  30. Ипполитова, К.А. Стратегическое управление человеческими ресурсами организации в условиях цифровизации [Текст] / К.А. Ипполитова, И.В. Кохова // Самоуправление. - 2022. - № 3 (131). - С. 48-51.
Основные термины (генерируются автоматически): ресурс, система управления, стратегия управления, кадровая политика, модель управления, внешняя среда, краткосрочный эффект, последовательное исполнение, продолжительный период времени, стратегическое управление.


Ключевые слова

человеческие ресурсы, Управление персоналом, кадры, стратегия управления человеческими ресурсами, модели управления человеческими ресурсами

Похожие статьи

Задать вопрос