Роль органов внутренних дел в защите прав предпринимателей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (505) февраль 2024 г.

Дата публикации: 12.02.2024

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Марков, И. Д. Роль органов внутренних дел в защите прав предпринимателей / И. Д. Марков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111179/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье автор акцентирует внимание на особенностях работы органов внутренних дел в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: органы внутренних дел, субъекты предпринимательской деятельности, защита прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов предпринимателей осуществляется органами внутренних дел, которые обладают необходимыми процессуальными полномочиями для этого. В соответствии с Федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ и Федеральным законом«Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ, а также ведомственным законодательством, можно выделить основные направления деятельности органов внутренних дел в области защиты прав и законных интересов предпринимателей, а именно:

  1. Борьба с правонарушениями в сфере потребительского рынка.
  2. Проведение оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств для формирования благоприятных условий для развития предпринимательства.
  3. Проведение профилактических мероприятий направленных на устранение причин и условий совершения преступлений в отношении хозяйствующих субъектов.
  4. Предупреждение, выявление и пресечение преступлений коррупционной направленности, а также преступлений с использованием должностного положения государственного и муниципального служащего, посягающим на права и законные интересы предпринимателей.
  5. Разработка проектов законов и подзаконных нормативных правовых актов направленных на защиту предпринимателей от преступных посягательств и выработка предложений по нейтрализации причин и условий способствующим им.

Как и любой гражданин РФ предприниматель в соответствии со статьей 141 УПК РФ имеет право обратиться в орган внутренних дел с заявлением о преступлении. При этом обращением может быть как устным, так и письменным.

Орган внутренних дел должен в установленном порядке (ст.144–145 УПК) зарегистрировать и произвести проверку по поступившему заявлению от гражданина и вынести по ее окончанию одно из следующих процессуальных решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения по подследственности.

Следует отметить, что количество противоправных действий в отношении субъектов предпринимательской деятельности снизилось, что обусловлено сокращением проверок на 70 % процентов в отношении бизнес структур [1]. Это отмечал в своих докладах и уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов в 2022 году.

Эти обстоятельства в свою очередь способствовали и снижению количества преступлений в указанной сфере, в том числе коррупционной направленности совершаемых должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления.

Несмотря на это вопрос негативного влияния деятельности органов внутренних дел на бизнес неоднократно обсуждался на высшем государственном уровне. Так, Д. А. Медведев неоднократно отмечал, что полномочия органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях на потребительском рынке образуют систему тотального контроля за деятельностью предпринимателей. Существуют прецеденты, когда неправильная процессуальная оценка действий предпринимателя со стороны правоохранительных органов ведет к нарушению их прав, что недопустимо в сегодняшних сложных экономических условиях. Приведем отдельные примеры. Так, обвинительный приговор по статье 286 УК РФ был вынесен судом в отношении оперуполномоченного УБЭПиК МВД России одного из субъектов РФ. Данный сотрудник располагал достоверной информацией об отсутствии в действиях индивидуального предпринимателя П. признаков состава преступления и зная что между П. и Д. существует спор, который должен быть разрешен в гражданско-правовом порядке в суде составил рапорт о проведении оперативно-розыскных мероприятий без законных на то оснований и умышленно введя в заблуждение свое руководство умолчал о том, что ранее по результатам доследственной проверки было отказано в возбуждении уголовного дела в отношении индивидуального предпринимателя П. и согласовал указанный рапорт с начальником своего подразделения на проведении ОРМ. В результате проведенного ОРМ у индивидуального предпринимателя П. было изъято имущество, которое было передано на хранение другому лицу [3, с. 213]. Таким образом индивидуальному предпринимателю незаконными действиями сотрудника полиции был причинен существенный ущерб.

Таких случаев на практике не мало и это порою говорит о наличии коррупционной составляющей в действиях сотрудников органов внутренних дел, которые незаконно аффилируют определенные бизнес структуры и индивидуальных предпринимателей. Причины таких незаконных действии могут заключаться и в конкуренции различных коммерческих структур, которые незаконно путем подкупа сотрудников подразделений ОВД и их «руками» устраняют конкурентов на рынке.

Достаточно распространены преступления совершаемы предпринимателями в налоговой сфере. Тем не менее не редко хозяйствующие субъекты перераспределяя дебиторскую задолженность в пользу погашения кредиторской совершают по мнению сотрудников органов внутренних дел сокрытие денежных средств от налоговых органов. Считаем, что в каждом отдельном случае важен не формальный (шаблонный) подход, а индивидуальный. К сожалению, статистика органов внутренних дел основана на выявлении преступлений («палочная система»). И в этой связи злоупотребления в таких ситуациях неизбежны. Прежде всего в настоящее время необходимо сосредоточиться на профилактической работе в данной сфере правоотношений и сформировать объективный подход ОВД к применению мер юридической ответственности по отношению к предпринимателям.

Кроме того, следует в отдельных случаях ограничить изъятие электронных носителей информации, ключей доступа к счетам организации, если проверку можно осуществить на месте, так как в противном это может повлечь неблагоприятные последствия для коммерческой структуры, связанные в том числе с фактическим приостановлением ее деятельности. По каждому такому случаю суд предоставляя разрешение на проведение оперативно-розыскного мероприятия должен учитывать его необходимость и обоснованность, а также учитывать ущерб субъекту предпринимательской деятельности и потребителям (заказчикам) вследствие не оказания услуг, продажи им товаров. За частую приостановление деятельности затрагивает не только интересы хозяйствующих субъектов, но и поставщиков, заказчиков, потребителей которые также несут затраты (материальные, временные) в связи с тем, что не могут получить услугу или продукт, а условия гражданско-правового договора подразумевают выполнение таких работ (услуг) в определенный срок.

Для снижения преступной активности в отношении субъектов предпринимательской деятельности считаем необходимым проведение органами внутренних дел следующих мероприятий:

  1. Получение информацию о подготавливаемых, совершенных и совершаемых рейдерских захватов бизнеса, нецелевых расходованиях финансовых средств, направленных на поддержку бизнеса. Для этого необходимо на постоянной основе проводить оперативно-розыскные мероприятия в этом направлении.
  2. Принятие неукоснительных мер к выявлению и пресечению фактов необоснованного отказа в регистрации и выдачи лицензий индивидуальным предпринимателям и юридических лиц со стороны государственных служащих. Кроме этого, необходимо выявлять факты незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность со стороны должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.
  3. Организация взаимодействия со СМИ в целях размещения информации для предпринимателей о способах защиты их прав от преступных посягательств.
  4. Разработка памяток и наглядной агитации, в которых должен быть закреплен алгоритм действий предпринимателей в случае совершения в отношении них преступлений.
  5. Выявления отделами собственной безопасности органов внутренних дел фактов превышения и злоупотребления своих полномочий, взяточничества совершенными сотрудниками подразделений ОВД в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Для этого необходимо на постоянной основе производить информирование предпринимателей и других граждан через СМИ и другие информационные ресурсы о наличии горячей линии отделов собственной безопасности, телефонов и адресах электронной почты.
  6. Проводить отбор кандидатов на должности государственной и муниципальной службы, связанные с организацией и проведением торгов, приемки выполненных работ с обязательным участием органов внутренних дел и прокуратуры.

Кроме того, на сегодняшний день на территории Российской Федерации реализуются национальные проекты финансовой поддержки предпринимателей. Так, во Владимирской области в целях поддержки предпринимательства действуют следующие национальные проекты: «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Цифровая экономика Российской Федерации» [2].

В этой связи весьма важным является предупреждение преступлений в отношении предпринимателей, касающихся освоения ими денежных средств в рамках указанных национальных проектов. В ряде случаев возможны коррупционные преступления со стороны государственных служащих, которые создают искусственные барьеры для их целевого получения субъектами предпринимательской деятельности.

Практика показывает, что коррупционные преступления в указанной сфере совершаются, как правило, с участием представителей, как со стороны заказчика, так и подрядчика, не является исключением одновременное задействование в преступной схеме обеих сторон. Кроме того, в ряде случаев преступники легализуют денежные средства, поступившие из федерального бюджета путем заключения фиктивных сделок от имени подконтрольного юридического лица с фирмами, занимающимися обналичиванием денежных средств. В этой связи законопослушные предприниматели не получают денежные средства в рамках финансовой поддержки государством бизнеса, что наносит в целом ущерб экономики Российской Федерации, так и предпринимательству.

Литература:

  1. Как защитить совой бизнес: советы члена Адвокатской палаты города Москвы // https://chr.plus.rbc.ru/partners/648803907a8aa955f1b67a7e (дата обращения: 12.09.2023).
  2. «Национальные проекты» — информационный ресурс о планах развития страны на ближайшее будущее и мерах по улучшению качества жизни людей: [сайт]. — 2021. — URL: https://национальные проекты.рф/projects (дата обращения: 15.01.2022).
  3. Соболь И. А. Безопасность субъекта предпринимательской деятельности: взаимодействие коммерческой организации и органа внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — № 1 (53). — 2012. — С. 213–219.
Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, дело, индивидуальный предприниматель, возбуждение уголовного дела, законный интерес предпринимателей, отношение субъектов, предприниматель, Российская Федерация, государственная власть, коррупционная направленность.


Похожие статьи

Задать вопрос