Использование проектной деятельности в развитии познавательного интереса младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (505) февраль 2024 г.

Дата публикации: 12.02.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Жекибаева, Б. А. Использование проектной деятельности в развитии познавательного интереса младших школьников / Б. А. Жекибаева, А. Р. Алпыспаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111171/ (дата обращения: 29.04.2024).



В настоящее время в процессе организации учебно-познавательной деятельности обучающихся применяются различные методы, формы и средства обучения для того, чтобы усвоение учебной информации было не только познавательным, но вызывало живой отклик у младших школьников. Одним из таких методов обучения является проектная деятельность.

Изучением данного направления современной психолого-педагогической науки и определением понятиям «метод проектов» и «проектная деятельность» занимались В. С. Безрукова, С. М. Юсупов, Н. М. Конышева, Е. С. Шишов, Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко и другие. Так, например, И. Д. Чечель метод проектов рассматривала как технологию проблемного обучения, которая, по ее мнению, характеризуется активной, самостоятельной деятельностью обучающихся по созданию конкретного учебного продукта [1–3].

Одной из актуальных задач совершенствования учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений в целом и начального обучения в особенности, является развитие познавательного интереса обучающихся, так как сформированность познавательного интереса, по мнению большинства педагогов и психологов, изменяет весь ход психического развития ребенка, способствуя развитию продуктивного, творческого, теоретического мышления младших школьников [4, с.83].

Изучение научных трудов по исследуемой теме показывает, что познавательный интерес реализуются в интегрированном виде как совокупность психических процессов, среди которых: восприятие и ощущение, осмысление и обобщение, память и внимание, воображение и фантазия, мышление и речь, развитие которых непосредственно отражается на успешности и результативности усвоения предметных знаний, учебных умений и навыков.

В определении познавательного интереса используются несколько научных подходов, среди которых

— стандартизированный, на основе которого познавательный интерес объясняется с позиции избирательной ориентации на понимание процессов окружающего мира;

— психофизиологический, применение которогоспособствует пониманию познавательного интереса с позиций процедуры обучения (при выработке условного рефлекса) средствами активизации нейронов, вовлечённых в процесс обучения [3, с.60];

— психологический подход позволяет охарактеризовать познавательный интерес с позиций направленности внимания (Н. Ф. Добрынин), интеллектуальной и эмоциональной активности (С. Л. Рубинштейн, Н. Г. Морозова), активизации чувств (З.Фрейд); мотивации потребностей в познавательной деятельности (И. Ф. Харламов) [5];

— социальный, где познавательный интерес раскрывается как особое отношение к предмету с позиций социальной значимости;

— педагогический, в рамках которого познавательный интерес рассматривается как личностная характеристика школьника и многоаспектная познавательно-эмоциональная позиция обучающихся к учению [5, с.118].

Для того, чтобы понять, что изначально подразумевается под проектной деятельностью, нужно определиться с сущностью понятий «проект» и «проектная деятельность».

Исследователи данной проблемы Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко пришли к общему выводу о главном назначении проекта, которое заключается:

— в формировании определенного комплекса знаний;

— в стимулировании интереса обучающихся к определенным проблемам;

— в решении через проектную деятельность одной или целого ряда проблем, при практическом использовании полученных знаний [6, с.107].

Проект можно разрабатывать в любой сфере деятельности, но работа по созданию проекта — проектная деятельность — требует:

— во-первых, знания о назначении и функционировании сферы деятельности (действительности), в которую вводятся преобразуемые объекты;

— во-вторых, знания методик и сущностных характеристик проектирования как специфической деятельности.

Результаты изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и определение понятия «проектная деятельность» мы представили в таблице 1.

Таблица 1

Определения проектной деятельности

Проектная деятельность — это:

Педагогическая технология (И.Чечель)

Способ организации самостоятельной деятельности обучающихся (В. У. Антоненко)

Определенная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагают презентацию этих результатов (Е. С. Полат)

Педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание проектов дает ему возможность осваивать новые способы деятельности (В. А. Дубовкин)

Совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата (С. М. Мамедов)

Из таблицы видно, что сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными категориями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер с точки зрения различных отраслей научного знания.

В современной педагогической науке подробно представлена специфика проектной деятельности, в частности педагог-исследователь С. М. Юсупов, выделил несколько ее характерных особенностей [2,с.47], (таблица 2).

Таблица 2

Специфика проектной деятельности (по С. М. Юсупову)

Особенности проектной деятельности

Вид человеческой способности, отличающий его как социальное существо от других биологических организмов

Компонент любой деятельности, роль которого состоит в создании образа его будущего результата

Самостоятельный вид деятельности, связанный с разработкой проекта и способов его реализации

Особый вид познания, дающего основанное на знании, опыте и интуиции представление об объектах, которые могут возникнуть при условии реализации проектной идеи

Методология деятельности, нацеленной на получение объективного или субъективного нового результата

Проектную деятельность исследователь Н. М. Конышева определяет как совместную познавательную, творческую деятельность, которая способствует:

— формированию у учащихся приемов самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи;

— удовлетворению познавательных потребностей;

— развитию личностно значимых качеств, а также самореализации учащихся в процессе выполнения учебного проекта [3, с.123].

Таким образом, исследователи отмечают, что понятие «проектная деятельность» по-разному трактуется в педагогике и понимается:

— как исторически сложившаяся, социально и экономически обусловленная потребность людей получать в условной форме прогностические ситуации вещественного характера (А. В. Сазанова) [7, с.112];

— как деятельность, которая характеризуется эвристической инновационностью, системностью, технологичностью (И. И. Ляхов);

— программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная педагогическая проблема, требующая разрешения.

В то же время понятие «проектная деятельность» можно рассматривать с точки зрения субъектов в ней участвующих.

Так, например, для педагога — это интегративное обучающее средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет сформировать и развить у обучающихся комплекс ЗУНов, связанных с исследованием и проектированием решения определенной проблемы, которые мы разместили в таблице 3.

Таблица 3

Знания и умения, приобретаемые в проектной деятельности

Участие в проектной деятельности учит:

Формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы

Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика

Самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта)

Представлению результатов своей деятельности и хода работы

Презентации, с использованием продукта проектирования (плаката, чертежей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений)

Поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания

Практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетипичных, ситуациях

Выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования

Проектированию исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению)

Если же рассматривать проектную деятельность с точки зрения обучающегося, то необходимо подчеркнуть, что она — возможность максимального проявления своего творческого потенциала и креативного мышления [8, с.21]. Таким образом, использование проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе начальной школы способствует развитию познавательного интереса, который проявляется в:

— положительном отношении к учению как к процессу познания;

— понимании значимости учения и его результатов;

— развитии учебных потребностей и мотивов, таких как: стремление к новым знаниям, средствам их приобретения и применения в позначальной деятельности;

— повышении качественных характеристик учебно-познавательной деятельности.

Наряду с этим, работа в рамках проектной деятельности обучающиеся, способствует развитию коммуникативных умений и навыков, связанных с индивидуальной или в групповой деятельности, где каждый из них имеет возможность:

— применить свои умения в генерировании творческих идей и их разработке;

— публичном представлении и защите полученного результата.

И, наконец, исследование актуальной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы, носит практический характер и имеет важное прикладное значение для окружающих и самих младших школьников.

Литература:

  1. Безрукова В. С. Проективная педагогика. Екатеринбург. — 2016. — 198 с.
  2. Юсупов С. М. Планирование проектной деятельности в школе // Вестник КГПУ. — 2016. — № 9. — С. 42–48.
  3. Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. /Начальная школа. № 1. — 2006. — С. 59–68.
  4. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса. — М.: Просвещение, 1988. — 205 с.
  5. Харламов И. Ф. Как активизировать учение школьников. — Минск: 1975. — 208 с.
  6. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. — М.: Вентана-Граф, 2018. — 286 с.
  7. Сазанова А. В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» // Психология, социология и педагогика. — М., 2019. — 231 с.
  8. Кальней В. А., Матвеева Т. М., Мищенко Е. А., Шишов Е. С., Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании — № 4. — 2015. — С. 13–26.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, познавательный интерес, знание, который познавательный интерес, педагогическая технология, проблема, развитие, самостоятельная деятельность обучающихся, способ деятельности, учебно-воспитательный процесс.


Похожие статьи

Задать вопрос