Тенденции развития и проблемы цифровизации корпоративных отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (505) февраль 2024 г.

Дата публикации: 07.02.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Музолевский, А. В. Тенденции развития и проблемы цифровизации корпоративных отношений / А. В. Музолевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 110-113. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111145/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье рассматриваются корпоративные отношениякак основу общественных взаимодействий. Описывается понятие и сущность корпоративных отношений, включая внешние и внутренние виды. Особое внимание уделяется влиянию цифровизации на эти отношения, включая цифровые технологии и процессы. Рассматриваются актуальные тенденции развития корпоративных отношений в контексте цифровизации, а также проблемы, связанные с внедрением новых цифровых технологий.

Ключевые слова: корпоративные отношения, корпоративная организация, цифровизация, корпорация.

The article considers corporate relations as the basis of social interactions. The concept and essence of corporate relations, including external and internal types, are described. Special attention is paid to the impact of digitalization on these relationships, including digital technologies and processes. The current trends in the development of corporate relations in the context of digitalization, as well as problems related to the introduction of new digital technologies, are considered.

Keywords: corporate relations, corporate organization, digitalization, corporation.

Цифровизация проникает во все сферы нашей жизни, и корпоративные отношения не являются исключением. Статья рассматривает тенденции развития и проблемы, связанные с цифровизацией корпоративных отношений.

Корпоративные отношения играют важную роль в обществе, но их понятие и сущность вызывают различные точки зрения. Они охватывают широкий спектр взаимодействий, включая управление, контроль и взаимодействие между корпоративными юридическими лицами. Большинство исследователей под корпоративными отношениями понимают целую систему отношений, которая связана с деятельностью учредителей и корпоративных юридических лиц в управлении и контроле за данными организациями. Кроме того, корпоративными отношениями являются отношения, которые возникают в ходе создания, деятельности и прекращения корпораций как юридических лиц [1]. Примеры корпоративных отношений — совместное предпринимательство, партнерство, договоры поставки товаров и услуг, отраслевые соглашения между различными компаниями в какой-либо индустрии, соглашения между фирмами, связанные со сбором совместных инвестиций, разработкой новых технологий, и др.

Корпоративные отношения могут быть внутренними и внешними. Внешние корпоративные отношения — это отношения, связанные с процессами создания, функционирования и ликвидации корпоративной организации, а также с её взаимодействием с государственными органами или другими корпоративными организациями [2]. Внутренние корпоративные отношения — это отношения внутри корпоративной организации. К ним относятся отношения, представленные на рис. 1.

Виды внутренних корпоративных отношений

Рис. 1. Виды внутренних корпоративных отношений

В настоящее время все вышеперечисленные виды корпоративных отношений тесно связаны с процессами цифровизации. Цифровые технологии внедряются во многие корпоративные организации с целью преобразования их внутренней и внешней деятельности. Цифровизация предполагает трансформацию корпораций, а также связанных с ними корпоративных отношений [3]. К цифровым технологиям относятся различные разработки. Они отображены на рис. 2.

Процессы цифровизации

Рис. 2. Процессы цифровизации

Существуют актуальные тенденции развития корпоративных отношений, связанные с процессом цифровизации. В современных реалиях использование цифровых технологий в корпоративных организациях можно разделить на два основных сегмента.

К первому сегменту относится тенденция развития цифровизации информационных и операционных процессов, которые предполагают рост эффективности принимаемых решений среди участников корпоративных отношений [4]. На приведенном выше рисунке 2 упоминаются некоторые из них. Например, проведение цифрового анализа с помощью Big Data, применение искусственного интеллекта, функционирование блокчейна. Также тенденция цифровизации информационных и операционных процессов заключается во всё большем использовании цифровой аналитики, облачных технологий и мобильных приложений.

Ко второму сегменту относится тенденция цифровизации процессов корпоративного управления. Она предполагает упрощение корпоративных отношений между собственниками и управленцами. Развитие происходит за счет внедрения таких цифровых технологий, как виртуальные собрание и коммуникации, а также электронное голосование.

Разумеется, с каждым годом тенденции развития корпоративных отношений, связанные с процессами цифровизации, увеличиваются [5]. Они постоянно пополняются вследствие появления новых цифровых разработок и технологий.

Существуют определенные проблемы цифровизации корпоративных отношений. Они связаны с появлением новых цифровых технологий и их быстрым развитием. К ним относятся:

1) Отсутствие правоприменительной практики, регулирующей применение процессов цифровизации в сфере корпоративных отношений. В связи с этим новые цифровые технологии внедряются в деятельность корпоративных организаций, но не приносят ожидаемые результаты.

2) Существование определенных внутренних и внешних цифровых рисков, которые ставят под угрозу данные участников, руководства и бизнеса корпоративной организации.

3) Отсутствие системы корпоративного управления, связанной с цифровыми технологиями. Во многих российских корпоративных организациях не разработана цифровизация процессов корпоративного управления. Среди основных проблем, относящихся к данной сфере, выделяют отсутствие единой платформы или системы цифрового управления. Данный фактор негативно влияет на согласованность и взаимодействие участников корпоративных отношений.

4) Низкий уровень развития процессов виртуальных собраний и электронных голосований. Точные правила проведения заочных голосований и дистанционных заседаний между участниками корпоративных отношений в большинстве случаев не определены. Их формы и виды не обозначены. Данная проблема способствует неполной и неточной реализации цифровых технологий в корпоративных организациях.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в области цифровизации корпоративных отношений должны быть проведены обширные исследования, способствующие развитию применения цифровых технологий и их абсолютной реализации.

Цифровизация становится все более значимым фактором в развитии корпоративных отношений. Она вносит изменения в информационные и операционные процессы, улучшает эффективность принимаемых решений и упрощает взаимодействие между участниками корпоративных отношений. Однако существуют проблемы, связанные с отсутствием регулирования и возникновением новых цифровых рисков. Необходимо разрабатывать правовые и организационные механизмы, которые обеспечат эффективное использование цифровых технологий в корпоративных отношениях и защиту интересов всех участников. Только так цифровизация сможет стать полезным инструментом для развития и совершенствования корпоративных отношений в будущем.

Литература:

  1. Колонтаевская И. Ф. Правовое регулирование корпоративных отношений в условиях цифровизации / И. Ф. Колонтаевская // Вопросы российского и международного права. 2019. Том 9. Изд. 10. С. 175–184.
  2. Суханов Е. А. Сравнительное корпоративное право: учеб. пособие. — М, 2014. — 456 с.
  3. Лосева О. В. Трансформация корпоративного управления и отношений собственности в цифровом обществе / О. В. Лосева, Т. В. Тазихина, М. А. Федотова // Управленческие науки. 2020. Том 10. № 1. С. 55–67.
  4. Баширова А. Ф. Цифровизация процессов корпоративного управления: проблемы и пути решения / А. Ф. Баширова // Молодой ученый. 2024. № 2 (501). — URL: https://moluch.ru/archive/501/109962/ (дата обращения: 11.01.2024).
  5. Беляева И. Ю. Тенденции трансформации собственности и развитие корпоративных отношений в цифровой экономике / И. Ю. Беляева, О. В. Данилова, М. А. Федотова // Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. 2020. № 1. С. 7–16
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, корпоративная организация, процесс, корпоративное управление, тенденция развития, актуальная тенденция развития, появление новых, проблема, участник.


Похожие статьи

Задать вопрос