Эмпирическое исследование особенностей переживания эмоционального выгорания и одиночества мужчин и женщин | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 03.02.2024

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Новак, Н. Н. Эмпирическое исследование особенностей переживания эмоционального выгорания и одиночества мужчин и женщин / Н. Н. Новак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 124-128. — URL: https://moluch.ru/archive/504/111052/ (дата обращения: 05.05.2024).



Статья посвящена вопросу гендерных различий в переживании эмоционального выгорания и одиночества. Представлены результаты эмпирического исследования эмоционального выгорания и одиночества среди мужчин и женщин. Результаты исследования отразили, что мужчины и женщины в равной степени подвержены синдрому эмоционального выгорания и чувству одиночества, при этом присутствуют некоторые гендерные отличия в переживании данных состояний.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, одиночество, гендерные особенности.

В наше время, на фоне стремительного научно-технического прогресса и трансформации социокультурных отношений, исследователями всё чаще поднимаются вопросы эмоционального выгорания и распространения чувства одиночества. При этом, несмотря на то, что в современном обществе всё чаще говорят о гендерном равенстве, в тоже время, всё ещё остаются стереотипы в отношении норм и социальных ролей мужчин и женщин, которые вносят свои особенности в переживание эмоционального выгорания и одиночества.

Проблема эмоционального выгорания стала предметом научных исследований в середине 70-х годов XX века. Первоначально этот термин определялся как «состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности» [5], однако, на сегодняшний день, СЭВ рассматривается и как состояние, связанное с межличностными отношениями, и как кризис профессиональной деятельности в целом.

Согласно определению ВОЗ, «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) — это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям [5].

Наиболее часто СЭВ подвержены сотрудники социономических профессий, работа которых связана с большим количеством общения (медицинские и социальные работники, учителя и др.), однако в настоящее время список профессий, подверженных выгоранию, существенно расширен.

Основными компонентами СЭВ, согласно трехкомпонентной концепции Maslach C., являются: эмоциональное истощение (отсутствие энергии и мотивации, усталость), деперсонализация (циничное отношение к труду и объектам труда, чувство отстраненности, создание эмоциональной дистанции), и редукция персональных достижений (ощущение специалистом некомпетентности в собственных профессиональных знаниях и навыках, а также неудовлетворенность профессиональными достижениями) [5].

В. В. Бойко выделил три фазы развития эмоционального выгорания («Напряжение», «Резистенция», «Истощение»), для каждой из которых характерны свои специфические симптомы [1].

При профессиональном выгорании наблюдаются нарушения межличностных и профессиональных контактов и деперсонализации, что приводит к ощущению изоляции, недостатку поддержки со стороны коллег и семьи, разрушению близких доверительных отношений, что, в свою очередь, может способствовать развитию состояния одиночества.

В психологии одиночество рассматривается как комплексное эмоциональное состояние, включающее в себя как физическое отсутствия близких взаимоотношений, так и внутреннее ощущение изоляции.

С. Г. Корчагина определяет одиночество как «психическое состояние человека, отражающее переживание своей отдельности, субъективной невозможности или нежелания чувствовать адекватный отклик, принятие и признание себя другими людьми» [3].

Принято считать, что наиболее сильно переживанию эмоционального выгорания и состоянию одиночества подвержены женщины, однако результаты исследований отражают противоречивые данные. По мнению исследователей, гендерные стереотипы оказывают влияние на то, что, с одной стороны, женщины могут открыто выражать и обсуждать свои переживания, в то время как среди мужчин принято сдерживать и замалчивать свои эмоции, а также не замечать симптомы данных состояний, что, в свою очередь, сказывается на результатах проводимых исследований.

В данной работе предпринята попытка определить гендерные особенности переживания эмоционального выгорания и одиночества.

В исследовании приняли участие 40 человек, в возрасте от 30 до 45 лет, проживающие в г. Красноярск. Участие в исследовании было добровольным и анонимным. В рамках исследования нами были сформированы две группы: группа мужчин (n=20, средний возраст — 35,8±2,37, стаж работы — 10,9±2,29), и группа женщин (n=20, средний возраст — 36,8±3,28, стаж работы — 12,2±4,11).

В исследовании были использованы методики: «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко [1], «Опросник для определения вида одиночества» С. Г. Корчагиной [3], «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (ДОПО-3) Д. А. Леонтьев (краткая версия) [4].

Исследование состояния эмоционального выгорания проводилось на основе методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко [1]. Средние значения полученных результатов по фазам эмоционального выгорания представлены на рисунке 1.

Средние показатели фаз эмоционального выгорания по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко

Рис. 1. Средние показатели фаз эмоционального выгорания по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко

Анализ исследования эмоционального выгорания отразил, что бо́льшая часть опрошенных респондентов подвержена второй фазе эмоционального выгорания — «Резистенция», второй по степени выраженности является фаза «Истощение». При этом у женщин средние значения фазы «Резистенция» несколько выше, чем у мужчин (62,5/56), в тоже время как у мужчин выше средние значение фазы «Напряжение» (48,7/36,4). Фаза «Истощение» переживается данными группами респондентов в равной степени.

Анализ средних значений симптомов эмоционального выгорания также отразил некоторые гендерные различия. В частности, в группе мужчин, по сравнению с группой женщин, несколько выше средние значения по симптомам СЭВ: «Неудовлетворённость собой» (10,7/6,05), «Загнанность в клетку» (12,5/5,6), «Эмоциональный дефицит» (14,5/9,2), «Эмоциональная отстраненность» (16/11,5). Данные симптомы отражают, что для мужчин более характерно проявление чувства недовольства собой, избранной профессией, занимаемой должностью, ощущение безысходности, желание изменить работу или сферу профессиональной деятельности, а также, развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм при выполнении профессиональных обязанностей и исключение эмоции из сферы своей профессиональной деятельности.

В группе женщин, по сравнению с группой мужчин, несколько выше средние значения по симптомам СЭВ: «Расширение сферы экономии эмоций» (14,8/9,4), «Личностная отстраненность (деперсонализация)» (14,8/11,4) и «Психосоматические и психовегетативные нарушения» (13,8/7). Данные симптомы отражают, что у женщин, переживающих СЭВ, могут проявляться признаки эмоциональной замкнутости, отчуждения, желание прекратить любые коммуникации, возникающие в результате усталости от контактов, разговоров и ответов на вопросы, что также приводит к нарушению профессиональных отношений, развитию циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, а также может наблюдаться ухудшение физического самочувствия и развитие психосоматических нарушений.

Исследование состояния одиночества и определения его видов проводилось на основе методики «Опросник для определения вида одиночества» С. Г. Корчагиной [3]. Средние значения полученных результатов представлены на рисунке 2.

Средние значения шкал по методике «Опросник для определения вида одиночества» С. Г. Корчагиной

Рис. 2. Средние значения шкал по методике «Опросник для определения вида одиночества» С. Г. Корчагиной

Анализ полученных данных, отражающих параметры одиночества, показал следующие результаты: по шкале «Состояние одиночества» (без определения вида) у мужчин, по сравнению с женщинами, выше средние значения данных (8,1/7,4). Анализ шкал, отражающих вид одиночества, отразил, что у мужчин более выраженно «Диссоциированное одиночество», у женщин — «Отчуждающее одиночество». Анализ данных, с целью определения различий в переживании видов одиночества между мужчинами и женщинами, показал, что у мужчин несколько выше средние значения по шкале «Диффузное одиночество» (7/5,5), в то время как у женщин выше средние значения по шкале «Отчуждающее одиночество» (8,2/7,1).

Исследование отношения к одиночеству проводилось на основе методики «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (ДОПО-3) Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин, (краткая версия) [4]. Средние значения полученных результатов представлены на рисунке 3.

Средние значения шкал одиночества по методике ДОПО-3к

Рис. 3. Средние значения шкал одиночества по методике ДОПО-3к

По результатам анализа по методике ДОПО-3к, на основе средних значений данных, было установлено, что мужчины и женщины в равной степени подвержены переживанию одиночества (13,2/13,3), у мужчин немного выше средние значения по шкале «Зависимость от общения» (13,9/12,4), по шкале «Позитивное одиночество» у женщин средние значения немного выше, чем в группе мужчин (26,7/25,5).

Таким образом, результаты анализа состояния одиночества по данным методикам показали, что мужчины немного сильнее переживают одиночество, и более зависимы от общения, в то время как женщины чаще в состоянии одиночества находят положительные моменты. Анализ видов одиночества показал, что для мужчин более характерно переживание «Диссоциированное одиночество», а для женщин «Отчуждающее одиночество».

Далее нами был проведен корреляционный анализ, с применением коэффициента ранговой корреляции Пирсона, с целью исследования гендерных особенностей взаимосвязи в переживании эмоционального выгорания и одиночества.

В результате корреляционного анализа, проведенного между методиками «Опросник для определения вида одиночества» и «Диагностика уровня эмоционального выгорания» в группе мужчин нами была определена статистически значимая отрицательная корреляционная связь между шкалой «Диссоциированное одиночество» и всеми фазами и симптомами эмоционального выгорания (исключение составили симптомы «Эмоционально-нравственная дезориентация» и «Эмоциональный дефицит»), среди которых можно выделить результаты между «Диссоциированным одиночеством» и фазой «Резистенция» (r = -,747, p≤0,01), а также симптомами «Неудовлетворенность собой» (r = -,679, p≤0,01), «Тревога и депрессия» (r = -,696, p≤0,01), «Расширение сферы экономии эмоций» (r = -,763, p≤0,05), «Редукция профессиональных обязанностей» (r = -,525, p≤0,01) и «Психосоматические и психовегетативные нарушения» (r = -,772, p≤0,01). В группе женщин статистически значимые результаты не обнаружены.

Таким образом, по результатам корреляционного анализа, мы можем предположить, что переживание мужчинами «Диссоциированного одиночества» может снижать проявление симптомом эмоционального выгорания. Это может быть связано с тем, что диссоциированное одиночество характеризуется сменой процессов идентификации и отчуждения, при которой человек сначала полностью отождествляется с другим, а затем резко отчуждается. Этот процесс может создать временное чувство отстраненности, а также может служить защитным механизмом, предотвращающим слишком интенсивное переживание стрессовых ситуаций. Возможно, что диссоциация в данном контексте позволяет мужчинам временно избежать интенсивных эмоциональных переживаний, связанных с эмоциональным выгоранием.

По результатам корреляционного анализа, проведенного между методиками «ДОПО-3к» и «Диагностика уровня эмоционального выгорания», в группе мужчин определена статистически значимая корреляционная связь между симптомом СЭВ «Личностная отстраненность (деперсонализация)» и параметрами одиночества: «Общее переживание одиночества» (r = -,574, p≤0,01), «Зависимость от общения» (r =,498, p≤0,01) и «Позитивное одиночество» (r = -,596, p≤0,01). Это может быть связано с тем, что при развитии данного симптома происходит развитие циничного отношения к окружающим и нарушение профессиональных отношений, что, в свою очередь, может привести к переживанию одиночества, на фоне которого развивается зависимость от общения.

В группе женщин по результатам данного корреляционного анализа определена статистически значимая связь между следующими параметрами: «Общее переживание одиночества» и «Эмоционально-нравственная дезориентация» (r =,629, p≤0,01); шкалой одиночества «Зависимость от общения» и симптомами СЭВ «Неудовлетворенность собой» (r =,686, p≤0,01), «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (r =,678, p≤0,01), и «Эмоциональный дефицит» (r =,467, p≤0,05). Это может быть связано с тем, что на фоне развития эмоционально-нравственной дезориентации формируется безразличие в профессиональных отношениях, при этом специалисты начинают прибегать к самооправданию, не проявляя должного эмоционального отношения к клиенту/пациенту, что, в свою очередь, может повлиять на качество межличностных отношений и создавать барьеры в общении и взаимодействии с окружающими. Неудовлетворенность собой, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование и эмоциональный дефицит могут указывать на дефицит внутреннего удовлетворения и эмоциональной поддержки, сложности в межличностных взаимоотношениях, а также на потребность в подтверждении своей ценности, на фоне которых зависимость от общения становится компенсаторным механизмом для борьбы с эмоциональными трудностями.

Необходимо обратить внимание, что данные предположения требуют дополнительных исследований для полного понимания механизмов взаимосвязи между одиночеством и эмоциональным выгоранием.

Таким образом, проведенный анализ полученных результатов отразил, что мужчины и женщины в равной степени и интенсивности подвержены синдрому эмоционального выгорания и чувству одиночества. При этом, присутствуют некоторые гендерные отличия в переживании данных состояний. В частности, мужчины, по сравнению с женщинами, немного сильнее переживают фазу «Напряжение» и симптомы «Неудовлетворённость собой», «Загнанность в клетку», «Эмоциональный дефицит» и «Эмоциональная отстраненность». В то же время у женщин более выражена фаза «Резистенции» и симптомы «Расширение сферы экономии эмоций», «Личностная отстраненность (деперсонализация)» и «Психосоматические и психовегетативные нарушения». В аспектах переживания чувства одиночества также присутствуют некоторые гендерные отличия: у мужчин выше средние значения по шкале «Диссоциированное одиночество», у женщин по шкале «Отчуждающее одиночество», а также мужчины более «зависимы от общения» в то время, как женщины чаще находят положительные моменты в чувстве одиночества.

Литература:

  1. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. — СПб., 1999.
  2. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.: ил. — (Серия «Практикум»).
  3. Корчагина С. Г. Психология одиночества: учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. -228 с.
  4. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология. Журнал ВШЭ. — 2013. — Т. 10. — № 1. — С. 55–81.
  5. Чутко Л. С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л. С. Чутко, Н. В. Козина. — М.; МЕДпрессинформ, 2013. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, женщина, мужчина, группа женщин, группа мужчин, одиночество, среднее, корреляционный анализ, симптом СЭВ, Личностная отстраненность.


Похожие статьи

Задать вопрос