Воспитание семейных ценностей как одна из важнейших составляющих воспитания личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 03.02.2024

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Варенцова, Н. А. Воспитание семейных ценностей как одна из важнейших составляющих воспитания личности / Н. А. Варенцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 145-148. — URL: https://moluch.ru/archive/504/111033/ (дата обращения: 12.05.2024).



В данной статье мы рассмотрим разнообразные направления работы, которые могут эффективно влиять на процесс формирования гармоничных семейных отношений, воспитания уважительного отношения к семейным традициям, к членам семьи, родным и близким.

Ключевые слова: семья, семейные традиции, семейные ценности, дошкольники, воспитание.

По мнению Г. Н. Гришиной, Л. В. Загик, Т. А. Макаровой, семья для ребенка — это «школа чувств», где он может получать первые опыт того, что для человека наиболее важно [4].

Семья представляет собой систему, необходимую для развития каждого дошкольника. Играет важную роль в жизни ребенка и в воспитании нового поколения, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Важнейшим фактором семейного воспитания считается его эмоциональный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в глубокой любви к детям. Все члены семьи (дедушка, бабушка, старшие братья и сестры) формируют личность ребенка с первого года жизни. От родителей зависит наличие у ребенка ценностного отношения к старшему поколению, которое формируется не без участия бабушки и дедушки. Именно старшее поколение является носителем совместных праздников, семейных традиций, правил жизни, отношения к труду, членам семьи и другим окружающим людям. Из поколения в поколение передаются семейные реликвии, вещи, которые хранят в себе много тайн и судеб, все это несет в себе воспитательные воздействия на каждого члена семьи, а особенно на младшее поколение.

По мнению отечественного философа и социолога Д. И. Водзинского, «традиция — это прочно поколений формы поведения, которым развивается, изучая понятие истолкование традиции в качестве справочно-нормативной соотношении этих двух «обычай».

В психолого-педагогических исследованиях А. Н. Леонтьева, С. А. Козловой, большое внимание уделено «интимному кругу общения», в который входят родители и другие близкие люди (бабушки, дедушки, братья, сестры) [3].

В воспитании ребенка очень важно единство требований, которые выдвигают представители поколений, важно уважение к позиции каждого члена семьи.

Большую роль играют доверительные и тёплые отношения в доме.

Взаимоотношения между дошкольниками и старшим поколением определяется такими качествами как взаимное понимание, уважение, поддержка, помощь, сопереживание. В современном мире дети в семьях испытывают на себе разнообразное влияние старших, перенимают их привычки, учатся уважать старших. Старшие члены семьи, понимая ответственность перед младшим поколением, воздействуют на детей, добиваясь соблюдения норм и традиций [2].

Целенаправленная система работы по ознакомлению младших дошкольников с семьей и семейными ценностями позволит сформировать основы усвоения норм и ценностей, принятых в обществе у младших детей дошкольного возраста.

Цель: формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.

И были выделены следующие задачи:

– формирование у детей начальных представлений и эмоционально положительное отношение к родителям (законным представителям) и другим членам семьи, людям ближайшего окружения;

– поощрение стремления детей называть их по имени, включаться в диалог, в общение и игры с ними;

– побуждение ребенка благодарить за подарки, оказывать посильную помощь родным;

– приобщение к традициям семьи;

– развитие умения детей включаться в отдельные бытовые ситуации, знакомит с трудом людей близкого окружения, (ходят в магазин, убирают квартиру, двор, готовят еду, водят транспорт и другое). [1]

Исходя из выбранных мной задач мной был разработан перспективный план по формированию семейных принадлежностей у младших дошкольников, которая включала разные формы работы, как с детьми, так и с родителями.

Перспективный план по формированию семейных ценностей у младших дошкольников, на первый квартал

месяц

Образовательная деятельность в режимных моментах

Работа с родителями

Сентябрь

Беседа «Что такое семья?». Цель: формировать первичные представления детей о семье, о нормах и правилах поведения.

Развивающая игра «Вежливые слова для мамы». Цель: учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость — это хорошее качество человека

Пальчиковая игра « Семья» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Составление рассказов о семье (по картинкам). Цель: развивать умение внимательно рассматривать изображение, составлять предложение состоящих из нескольких слов опираясь на изображение.

Словарная игра «Кто где живет». Цель: учить детей называть город где мы живем; развивать память, внимание.

Дидактическая игра «Чьи детки?» Цель: формировать умение называть и классифицировать животных по признакам.

Чтение русской народной сказки «Репка». Цель: формировать понятие о взаимопомощи в семье.

Сюжетно-ролевая игра «У нас дома гости» Цель: развивать самостоятельность в играх, вызывать положительное отношение к труду.

Общее родительское собрание «О семье и семейном воспитании»

Анкетирование, изучение семей воспитанников.

Консультации: «Приучаем ребенка к порядку», «возрастные особенности развития ребенка»

Развлечение «Вечер дружной семьи».

Октябрь

Пальчиковая игра «Как у нас семья». Цель : развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Прослушивание песен про пап. Цель: способствовать развитию эмоционально отклика на прослушанные произведения.

Инд. Работа дидактическая игра «Кто ушел?» Цель: продолжать формировать элементарные представления о членах своей семьи.

Беседа о роли отца в семье. Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь.

Рассматривание фотоальбома «С папой мы играем дружно» Цель: побуждать детей к организации совместных игр, положительное отношение к членам семьи.

Рассматривание сюжетных картин по теме «Профессии» с использованием разрезных картинок о семье. Цель: развивать знания детей о труде взрослых.

Инд. Работа о семье с использованием чистоговорок. Цель: продолжать работу по правильному звукопроизношению

Дидактическая игра «Кто кому, кто?» Цель: обучать детей вести диалог с педагогом отвечая на поставленные вопросы.

Сюжетно — ролевая игра «У меня День рождения» Цель: развивать дружелюбие, обучая общаться спокойно и без крика.

Чтение сказки «Кошкин дом». Цель: познакомить с понятием гостеприимности, приучать детей слушать большое по объёму произведение; вызвать эмоциональный отклик.

Оформление фотовыставки «Я и моя семья».

Консультации для родителей: «Правила нашей семьи»

Памятка для родителей «Потешки в режимных моментах»

«День отца». Видеопоздравление

«Лучше папы в мире нет»

Консультация для родителей «День бабушек и дедушек»

Ноябрь

Беседа «Назови ласково» Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Индивидуальная работа «Рассматривание сюжетных картин по теме «Моя мама работает…» Цель: обучать детей составлять рассказы из личного опыта.

Беседа «Кем работают наши мамы и папы». Цель: способствовать развитию понятий и представлений о профессиях своих родителей.

Чтение стихотворения А. Барто «Мама уходит на работу». Цель: Предложить детям ответить на вопросы по содержанию. Учить использовать образные слова и выражения.

Игра на развитие речи «Доброе слово» Цель: учить детей согласовывать имена существительных с прилагательными, развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.

Пальчиковая игра « Мой дом» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Дидактическая игра «Кто что делает?» . Цель: способствовать формированию представлений об обязанностях каждого члена семьи дома.

Пальчиковая игра «Помощники». Цель: развитие мелкой моторики.

Музыкально ритмические движения с использованием игр с ладонями «Ладушки, ладушки» Цель: создание веселого, эмоционального настроения у детей.

«К. Чуковский «Федорино горе»» Цель: Создание условий для развития речевой активности посредством ознакомления детей с произведением К.Чуковского.

Чтение стихотворения «Хозяйка однажды с базара пришла». Цель: развивать речь, внимательно слушать, обсуждать.

Осенний субботник «Всей семьей»

Участие родителей в конкурсе поделок из природного материала «Осенние фантазии»

Участие в организации праздника «День матери»

Веселые старты «Мы семья, а это значит справимся с любой задачей»

В своей работе я использовала элементы ранее известных и современных методик, которые помогли нам разработать перспективное планирование, конспекты занятий, создать дидактические пособия, подобрать методические рекомендации для родителей, при организации выставок и конкурсов.

Благодаря успешной работы у детей повысился уровень знаний о своей семье, о членах семьи, об традициях семьи. Благодаря успешной работе с родителями, укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и широко обогатился словарный запас детей. У родителей появился интерес к образовательному процессу, знаний у умений детей, желание общаться и участвовать в жизни детского сада.

Дети активно и с большим удовольствием рассказывают о семейных традициях, о своей семье и близких родственниках, отношения в семье стали более теплыми, все члены семьи стали относиться друг к другу более внимательнее. Родители стали активнее участвовать в жизни группы, стали предлагать свою помощь, а некоторые занялись и организационными моментами в группе.

Литература:

  1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных утвержденным приказом Министерства просвещения от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).
  2. Дыбина, О. В. Аксиологический подход к понятию «ценности» [Текст] / О. В. Дыбина, С. Е. Анфисова // Психолого-педагогические и технологические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста: сборник трудов Всерос. науч.-практ. конф. 30–31 октября 2008 г. — Тольятти: ТГУ, 2008. — Ч. II. — С. 22–28.
  3. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т. А. Куликова.– М.: Издат. центр Академия, 2000. — 264 с.
  4. Формирование направленности детей дошкольного возраста на мир семьи: практико-ориентированная монография [Текст] / под ред. О. В. Дыбиной [и др]. — Тольятти.: ТГУ, 2009. — 124 с.
  5. Значение семейных традиций в социализации ребенка дошкольного возраста // Психолого-педагогические проблемы социализации личности: Сб. науч. ст. / ШГПИ. — Шадринск, 1997 — С. 58–67.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, член семьи, ребенок, дидактическая игра, мелкая моторика, пальчиковая игра, родитель, координация движений пальцев рук, положительное отношение, старшее поколение.


Похожие статьи

Задать вопрос