Анализ результатов проведения программы психологического сопровождения снижения тревожности родителей старших школьников в период подготовки к итоговым экзаменам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 01.02.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Жевлакова, В. М. Анализ результатов проведения программы психологического сопровождения снижения тревожности родителей старших школьников в период подготовки к итоговым экзаменам / В. М. Жевлакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/archive/504/110950/ (дата обращения: 29.04.2024).



Статья посвящена результатам эмпирического исследования проблемы психологического сопровождения снижения тревожности родителей старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам. Автором приводится анализ математико-статистической обработки экспериментальных данных с помощью Т-критерия Вилкоксона.

Ключевые слова: тревожность, родители, ОГЭ, ЕГЭ, психологическое сопровождение.

Современное общество предъявляет высокие требования к образованию и успеваемости школьников. Итоговые экзамены (ГИА и ЕГЭ) являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Они позволяют оценить уровень знаний учащихся и определить их готовность к дальнейшему обучению. Однако, экзамены могут вызывать у учащихся и их родителей значительный стресс и тревогу. Необходимо отметить, что среди родителей могут быть те, кто испытывает тревогу, но почти не осознают её, другие — осознают, но не могут справиться с ней самостоятельно. И лишь у некоторых родителей тревога не является проблемой [2, с. 80–85].

Необходимость психологического сопровождения родителей старшеклассников во время подготовки к экзаменам обусловлена несколькими факторами: стресс и тревога, недостаток информации, отсутствие поддержки, различия в подходе к обучению, трудности с управлением эмоциями [1].

Нами проводилось эмпирическое исследование проблемы психологического сопровождения снижения тревожности родителей старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам. Целью исследования стала проверка эффективности разработанной программы психологического сопровождения снижения тревожности родителей старшеклассников. Объект — особенности проявления тревожности родителей школьников старшего школьного возраста во время подготовки к экзаменам. Предмет — программа психологического сопровождения снижения тревожности родителей старшеклассников.

В качестве основной гипотезы выдвигается предположение о том, что тревожность родителей снижается при использовании разработанной программы психологического сопровождения в образовательном учреждении.

Данное эмпирическое исследование состояло из трех этапов:

  1. Подготовительный. На данном этапе подбирались методики для проведения исследования, подготавливались материалы, планировался график проведения исследования;
  2. Основной. На этом этапе проводилось собственно исследование — тестирование, опрос среди испытуемых. Затем реализация программы психологического сопровождения снижения тревожности;
  3. Заключительный. Основная цель данного этапа — подведение итогов исследования. Анализ и интерпретация результатов повторной диагностики, выявляющей эффективность программы по снижению тревожности родителей старшеклассников.

Методики исследования: анкета для оценки уровня тревожности родителей старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ (ОГЭ); методика диагностики тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина (компьютерный вариант); личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчина); методика диагностики профессиональной и родительской тревожности (Форма «Б») А. М. Прихожан.

Практическая значимость работы заключается в учёте результатов исследования для разработки программ психологического сопровождения родителей старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам для использования в образовательных учреждениях.

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 55» города Брянска среди родителей учеников 9 и 11 классов. В исследовании уровня тревожности родителей старшеклассников приняли участие 34 родителя.

На констатирующем этапе исследования была проведена диагностика уровня тревожности родителей старшеклассников по выбранным методикам. В целом, результаты исследования указывают на то, что уровень тревожности родителей старшеклассников перед итоговыми экзаменами достаточно высок.

На следующем этапе нашего исследования нами была составлена и апробирована программа психологического сопровождения по снижению тревожности родителей старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам.

Цель программы: снизить повышенную тревожность родителей, а так же развить качества, входящие в процессуальный и личностный компоненты психологической готовности к ЕГЭ.

В качестве основных задач программы можно выделить следующие:

— повышение уровня стрессоустойчивости;

— научение способам эффективного расслабления;

— создание ситуации эмоционального комфорта;

— развитие навыков самоконтроля.

Программа рассчитана на 8 занятий по 60–90 минут. Занятия с родителями старшеклассников проводились в форме тренингов раз в неделю.

На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика по методикам.

Затем была проведена математико-статистическая обработка экспериментальных данных с помощью Т-критерия Вилкоксона. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Название методики исследования уровня тревожности

Полученное p -значение

Полученное значение Тэмп

1

Анкета для оценки уровня тревожности родителей старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ (ОГЭ)

0.00372

100.5

2

Методика диагностики тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина (компьютерный вариант); Шкала ситуативной тревожности

0.00005

31.5

3 (1)

Методика диагностики тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина (компьютерный вариант); Шкала личностной тревожности

0.0007

61.5

3 (2)

Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчина)

0.0

16.5

4

Методика диагностики профессиональной и родительской тревожности (Форма «Б») А. М. Прихожан

0.00002

37.5

Значение Tэмп превышает критическое значение, определенное статистическим распределением, которое мы используем для проверки нулевой гипотезы. Мы можем сделать вывод, что различие между показателями уровня тревожности данной выборки до и после проведения программы не является случайным, а имеет реальное значение.

Программа психологического сопровождения снижения тревожности родителей старших школьников в период подготовки к итоговым экзаменам является эффективным инструментом для достижения поставленных целей. Результаты исследования показали, что данная программа помогает снизить уровень тревожности родителей, повысить уверенность в своих силах и способностях своих детей, улучшить отношения между родителями и детьми, а также увеличить количество успешных результатов экзаменов.

В целом, программа психологического сопровождения снижения тревожности родителей старших школьников в период подготовки к итоговым экзаменам является необходимой и полезной для современного общества.

Литература:

  1. Каминская, Т. П. Источники тревожности в разных возрастных группах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Дата доступа: 11.05.2020https://www.b17.ru/article/1117/
  2. Шевкун, А. В. Понятие школьная тревожность в России и за рубежом. — Гуманитарный научный журнал № 1, гор. Орск, Россия. — АНО «Пресс-Лицей», 2017. — С. 80–85.
Основные термины (генерируются автоматически): период подготовки, психологическое сопровождение снижения тревожности родителей старшеклассников, экзамен, компьютерный вариант, методика диагностики тревожности, психологическое сопровождение, математико-статистическая обработка, повторная диагностика, родительская тревожность, современное общество.


Похожие статьи

Задать вопрос