Нейрокогнитивный дефицит как фактор нарушения навыков социального взаимодействия у детей с РАС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 01.02.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Севрюкова, Е. С. Нейрокогнитивный дефицит как фактор нарушения навыков социального взаимодействия у детей с РАС / Е. С. Севрюкова, Ю. Ю. Ковтун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 132-135. — URL: https://moluch.ru/archive/504/110945/ (дата обращения: 28.04.2024).



В данной статье исследуется влияние нейрокогнитивного дефицита на нарушения навыков социального взаимодействия. Авторы основываются на предположении о том, что чем выше степень дефицита когнитивных функций, тем более нарушены навыки социального взаимодействия.

Для проведения исследования авторы использовали следующие методы: теоретические (анализ, сравнение и обобщение психологической литературы по проблеме исследования), структурный метод (для изучения влияния нейрокогнитивного дефицита на нарушения навыков социального взаимодействия у детей с РАС), эмпирические (психодиагностические) методы, наблюдение (для повышения объективности получаемых данных), методы обработки данных (количественный и качественный анализ). Затем была проведена статистическая обработка полученных данных.

Результаты исследования показали, что испытуемые имеют средний и низкий уровни развития общения. Также дети с РАС характеризуются низким развитием восприятия, внимания, памяти и мышления.

В связи с этим была разработана программа нейропсихологической коррекции нейрокогнитивного дефицита. Эффективность данной программы была доказана статистически.

В заключение, данная статья подтверждает гипотезу о том, что наличие нейрокогнитивного дефицита может выступать фактором нарушения социального взаимодействия у детей с РАС. Чем выше степень дефицита когнитивных функций, тем более нарушены навыки социального взаимодействия.

Ключевые слова: нейрокогнитивный дефицит, навыки социального взаимодействия, социальное взаимодействие, аутизм, расстройства аутистического спектра, РАС, дети с РАС, нейропсихологическая коррекция, восприятие, память, внимание, мышление.

В современных исследованиях отечественных и зарубежных нейропсихологов большое внимание уделяется изучению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Это объясняется, в первую очередь, ростом частоты встречаемости данного диагноза в детском возрасте (1 случай на 100 человек детского населения) [4].

В ситуации нейропсихологической диагностики детей с расстройствами аутистического спектра, без сомнения, в первую очередь отмечается нейрокогнитивный дефицит. В исследованиях, посвященных данному феномену, указывается на его прямую связь с нарушениями высших психических функций (ВПФ), в частности внимания, памяти, языка, социального взаимодействия и других когнитивных навыков. Кроме того, дети с аутизмом могут иметь ограниченные навыки общения, ограниченные интересы и поведение, что может сказаться на их когнитивных функциях.

Термин «аутизм» (от греч. autos — сам) появился в психологии в первой половине XX века благодаря исследованиям швейцарского психиатра Эйгена Блейлера. Занимаясь изучением психических расстройств личности ученый понимал аутизм как особый вид мышления, которое «регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности» [8; 10 с. 142].

Термин «расстройства аутистического спектра» (РАС, англ.: ASD — autism spectrum disorders) входит в группу состояний, которые связаны с нарушениями развития нервной системы человека. Отличительными признаками РАС являются нарушения в социальном взаимодействии, навыков коммуникации (вербальной и невербальной) и стереотипиями в поведении и интересах.

Нейрокогнитивный дефицит — это состояние, при котором возникают проблемы с когнитивной функцией из-за нейрологических изменений или повреждений в мозге. Когнитивные функции включают в себя память, внимание, решение проблем, язык, мышление и понимание. Такие отечественные исследователи, как Н. М. Пылаева, Т. В. Ахутина, Е. Д. Хомская, связывают нейрокогнитивный дефицит с дефицитом функций I блока мозга. Данные функции получили название нейродинамических. Этот блок мозга ответственен за активацию ВПФ, эмоциональную регуляцию и общий тонус ЦНС. I блок мозга формируется самым первым — начиная с внутриутробного периода и до 2–3 лет [7].

В отечественной психологии социальное взаимодействие изучается как процесс взаимодействия людей в социальной среде, их отношений, ролей и влияния на поведение индивидов. Российские психологи активно исследуют различные аспекты социального взаимодействия, такие как социальная коммуникация, межличностные отношения, конфликты и сотрудничество.

Одной из ключевых концепций в отечественной психологии социального взаимодействия является теория социального взаимодействия Л. С. Выготского. Он выделял понятие «зоны ближайшего развития», которое описывает уровень развития индивида под влиянием других людей. Выготский также описывал роль общения и социальной среды в процессе формирования психики [5].

Аутичные дети не способны к непроизвольному копированию, они не повторяют многое за взрослыми и обучаются общественной жизни с большим напряжением. И их проходится учить самым простым вещам пошагово: закрывать двери, надевать одежду, обуваться, есть не руками, а с помощью столовых приборов. У детей с тяжелыми формами аутизма часто несформированность социальных представлений и навыков сочетается с отсутствием мотивации.

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) могут иметь различные нарушения навыков социального взаимодействия, такие как: ограничения навыков общения; трудности в восприятии невербальных сигналов; ограниченная эмпатия; трудности в адаптации к социальным ситуациям.

Изучив научную литературу по теме исследования, мы провели эмпирическое исследование. Гипотезой выступило предположение о том, что наличие нейрокогнитивного дефицита может выступать фактором нарушения социального взаимодействия у детей с РАС; чем выше степень дефицита когнитивных функций, тем более нарушены навыки социального взаимодействия.

Были использованы следующие методики: «Схема наблюдения уровня навыков общения у ребёнка» (М. Я. Басов); «Диагностика развития общения со сверстниками» (И. А. Орлова, В. М. Холмогорова); «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Р. С. Немов); Наблюдение в свободной деятельности (А. И. Анжарова); Методика запоминания 10 слов (А. Р. Лурия); Корректурная проба Бурдона; «Зашумленные изображения» (А. Р. Лурия); «Четвертый лишний»; Тест на понимание сюжетных картинок (Ж. М. Глозман).

Для исследования связи нейрокогнитивных компонентов и навыков социального взаимодействия был использован корреляционный анализ. По итогу анализа была составлена корреляционная плеяда (рисунок 1).

Корреляционная плеяда связи нейрокогнитивного дефицита и навыков социального взаимодействия у детей с РАС

Рис. 1. Корреляционная плеяда связи нейрокогнитивного дефицита и навыков социального взаимодействия у детей с РАС

На основании результатов проведенного исследования была разработана программа нейропсихологической коррекции, направленная на нейрокогнитивное развитие детей с РАС и, как следствие, развитие навыков социального взаимодействия.

В рамках программы нейропсихологической коррекции занятия с детьми с РАС проводились в период со 2 октября 2023 г. по 24 ноября 2023 г. Срок реализации программы — 8 недель, в этот срок не входит диагностика до и после экспериментального воздействия. Занятия проводились 2 раза в неделю по 30–40 минут индивидуально (см прил 4).

Программа включает упражнения различной направленности: дыхательные упражнения (улучшение ритмирования организма, развитие самоконтроля); глазодвигательные упражнения (расширение поля зрения, улучшение восприятия); растяжки (оптимизация тонуса); пальчиковые нейроигры и нейропсихологические игры и упражнения (развитие межполушарного взаимодействия, развитие внимания, мышления, памяти, произвольности и самоконтроля).

После реализации программы была проведена повторная диагностика.

Распределение респондентов по развитию общения со сверстниками в результате повторной диагностики (в ср.б.)

Рис. 2. Распределение респондентов по развитию общения со сверстниками в результате повторной диагностики (в ср.б.)

Таблица 1

Выраженность показателей нейрокогнитивного дефицита и навыков социального взаимодействия у детей с РАС до и после нейропсихологической коррекции

Изучаемые показатели

Диагностика

Т эмп

М 1

М 2

Общение со сверстниками

1

Интерес к сверстнику

1,2

1,3

0,025 *

2

Инициативность

0,9

1,2

0,020 *

3

Чувствительность

0,8

1,1

0,011 **

4

Просоциальные действия

1,1

1,3

0,014 *

5

Экспрессивно-мимические

0,9

1,0

0,025 *

6

Активная речь

0,8

1,0

0,014 *

Взаимоотношения с другими людьми

1

Общение с другими людьми

3,8

4,2

0,043 *

Познавательные процессы

1

Память

1,7

2,0

0,008 **

2

Устойчивость внимания

7,5

7,9

0,007 **

3

Переключаемость внимания

72,7

77,1

0,011 **

4

Восприятие

1,6

2,2

0,006 **

5

Мышление

11,5

14,3

0,042 *

6

Интеллект

1,9

2,2

0,015 *

Примечание: *-р≤0,05; **-р≤0,01;

Из данной таблицы следует, что были обнаружены статистически значимые различия на достоверном уровне статистической значимости (р≤0,05), так показатели «интерес к сверстнику», «инициативность», «просоциальные действия», «экспрессивно-мимические», «активная речь», «общение с другими людьми», «мышление» и «интеллект» возросли у детей после нейроспихологической коррекции. Также были обнаружены статистические значимые различия на высоком уровне статистической значимости (р≤0,01), так показатели «чувствительность», «память», «устойчивость внимания», «переключаемость внимания» и «восприятие» у детей с РАС значительно повысились после нейроспихологической коррекции.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе консультативной и коррекционной деятельности клинического психолога с детьми с РАС с нейрокогнитивным дефицитом и нарушениями навыков социального взаимодействия.

Литература:

  1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. — Москва: Теревинф, 2013. — 268 с.
  2. Алферов А. Д. Психология развития школьника. / А. Д. Алферов. — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 384 с.
  3. Беккер К. П. Ребёнок, нуждающийся в специальном обучении [Текст] / К. П. Беккер, Х. Гебельт // Дефектология. — Москва: 1992. — № 5. — С. 31–35.
  4. Всемирная организация здравоохранения. Шестьдесят седьмая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения. A67/17. — Пункт 13.4 предварительной повестки дня 21 марта 2014 г. Комплексные и согласованные усилия по ведению расстройств аутистического спектра.
  5. Выготский Л. С. «Психология развития ребенка». — Москва: Смысл; Эксмо, 2005. — 512 с.
  6. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов / В. Н. Дружинин. — Санкт-Петербург: Питер, 2012. — 320 c.
  7. Пылаева Н. М. Нейропсихологическая поддержка классов коррекционно-развивающего обучения // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. — Москва: РПО, 1998. — С. 238–243.
  8. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — С. 66–67.
  9. Cognitive Neuroscience — материалы международного форума. Екатеринбург, 6–7 ноября 2019 г. / [отв. ред. А. А. Печеркина, С. В. Попов]; Уральский федеральный университет. — Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун‑та, 2020. — 268 с.
  10. Аутизм: Словарь психиатрических терминов [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/word/a/Autizm-3261.html (дата обращения: 30.11.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): социальное взаимодействие, дефицит, РАСА, ребенок, нейропсихологическая коррекция, блок мозга, навык, нарушение навыков, отечественная психология, повторная диагностика.


Похожие статьи

Задать вопрос